СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие личности ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями через нравственное воспитание в условиях ДОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашем ДОУ ведется работа по нравственному воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи через игры, упражения, тренинги, квест- игры.

Просмотр содержимого документа
«Развитие личности ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями через нравственное воспитание в условиях ДОУ.»

Развитие личности ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями через нравственное воспитание в условиях ДОУ.

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Опубликованы нормативные документы по этой теме, в том числе «Концепция модернизации Российского образования до 2010 года». Все это связано с тем, чтобы ребенок смог найти свое место в жизни, чтобы ему было хорошо в будущем. Такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т. д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Мы с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкаем к окружающей нас среде, природе и культуре. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Развитие чувства привязанности к отеческим ценностям, способствует формированию убеждений и готовность действовать соответствующим образом.

В нашем коррекционном детском учреждении также уделяется большое внимание воспитанию патриотических чувств. Но задача педагога усложняется, так как дети имеют речевые нарушения разной сложности. У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного строя, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа. Не просто донести до дошкольника - логопата объем знаний, научить испытывать определенные позитивные чувства к ближайшему окружению, эмоционально переживать полученные знания; и в меру своих сил, возможностей стремиться сохранять материальное и духовное богатство малой родины. Мы используем комплексный подход, который направлен на решение задач по родиноведению и взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи).

Основываясь на требованиях «Программы обучения и воспитания в детском саду», мы решаем важные задачи:

  • Воспитываем у детей любовь к семье, родному дому, детскому саду, любовь к родным местам, природе;

  • Воспитываем уважение к людям, их труду;

  • Способствуем осознанию себя как гражданина своей страны;

  • Воспитываем уважительное отношение к Государственной символике РФ – флагу, гербу, гимну;

  • Воспитываем уважение к государственным праздникам, к русской армии;

  • Формируем интерес и положительное отношение к доступным пониманию явлениям общественной жизни, русским традициям.

Для качественного и эффективного решения поставленных задач необходимо использовать разнообразные средства. Основными средствами педагогического воздействия являются: художественная литература, разного вида наглядность (модели, предметы, схемы, картинки, пособия), дидактические игры, экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, разнообразная игровая деятельность.



Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют большую роль в становлении личности патриота.

Поэтому мы стараемся отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д.

Эпизоды, к которым привлекаем внимание детей, яркие образные, конкретные, вызывающие интерес. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы: в каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Подобранная нами соответствующая литература (о достопримечательностях городов Северск, Томск), позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Эти знания расширяют словарь детей, побуждают к эмоциональным высказываниям своих впечатлений на занятиях, в совместной деятельности.

Подборка художественной литературы по родиноведению, помогает нам расширять представления детей о разнообразии экосистем всей России. Произведения русского народного творчества – сказки, пословицы, потешки, поговорки, песенки, считалки способствуют обогащению у дошкольников художественного мировоззрения, развитию творческого воображения, углубляют знания и представления о культуре русского народа. Фольклорные произведения передаются от поколения к поколению, раскрывают нам самобытность народа, что дает богатый материал для воспитания у детей любви к Родине. Чтение книг о жизни разных народов, способствует развитию у детей познавательных интересов, акцентируя их внимание на общечеловеческие нравственные ценности мировой культуры (добро, красота, справедливость, честность, любовь, потребность в понимании, сочувствие, доброжелательность, взаимопомощь, чувство долга и др.), также присущих русской традиционной культуре. Знакомство с произведениями местных авторов помогает нам воспитывать гордость за свой край.

Эффективным средством работы по родиноведению могут быть разнообразные виды моделей. С их помощью у детей-логопатов мы формируем умение воспроизводить представления об объекте, отбирать факты для составления рассказов, мысленно представлять взаимосвязь отдельных предметов и явлений, развивать связную речь, эмоционально выражать свое отношение. Нами в работе с детьми используются следующие модели:

  1. Предметная модель, которая включает в себя набор предметных картинок (фотографий), составляющих содержание рассказов (например «Путешествие по городу Северск» или описательный рассказ «Растения Сибири»).

  2. Предметно-схематическая модель может состоять из 4-5 карточек со схематическими изображениями. С помощью таких моделей мы помогаем ребенку рассказать о конкретном животном или птице, об улице родного города, о любимом месте в городе.

  3. Очень часто, для составления связного рассказа, используем опорные схемы. Они состоят из 6-8 экранов, каждый из которых выражает один из признаков или свойства предмета, объекта, явления («Описание овощей, фруктов, даров дикой природы», «Описание домашних, диких животных», «Описание времен года», «Описание профессий»).

  4. С помощью моделей «Экологический букварь», «Времена года», «Сезонный круг», «Космос. Вселенная. Планеты, Звезды» формируем у детей знания и представления о закономерностях в природе, о временах года, об экосистемах России, жарких и холодных стран, развиваем экологическое мышление.

  5. Динамические модели дают возможность детям более четко представлять изменения в жизни животных и птиц в разное время года.

  6. Динамические модели-схемы позволяют проследить изменения в природе («Рост растений», «Экологические цепочки», «Путешествие капельки»).

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины, так как открывает возможность проникновения в историю быта родного края.

Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в одном государстве, служат стране, ее гражданам, отличительными знаками. Формирование у детей представлений о назначении государственной символики нашей страны, воспитывает любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Для того чтобы сформировать у детей представления об основных функциях и значении государственной символики страны (флаг, герб, гимн), обогатить словарь по данной теме, мы подобрали разнообразный дидактический материал, предметы, картинки.

Чувство Родины начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие ребенка с родным домом и ближайшим окружением. Мы предложили родителям вместе со своими детьми составить родословную, нарисовать герб своей семьи. Такая семейная проектная деятельность не только способствует развитию интереса к истории своей семьи, открытию творческих способностей у детей и их родителей, но и воспитывает любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам. Дети с удовольствием рассказывают о традициях, семейных праздниках.

Так же огромное значение в нравственно-патриотическом воспитании имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – тоже важно для воспитания патриотических чувств. Для этого мы предлагаем нашим детям расспросить своих родителей об их профессиях, совместно составить небольшие рассказы, отразить в рисунках. Прикосновение к жизнедеятельности своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, развивает эмпатию.

Важнейшим средством патриотического воспитания и коррекции речевых нарушений является игровая деятельность детей. В процессе игр мы уточняем и углубляем знания и представления детей об окружающем мире, о защите природы, формируем грамматический строй речи, развиваем связную речь, психические процессы. Игры мы подбираем с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Дидактические игры помогают детям-логопатам обогатить словарный запас, уточнить значение слов, формировать словоизменение и словообразование («Мы путешествуем по стране», «Вместе дружная семья», «Лес-богатство Сибири» и т. д.). С помощью сюжетно-ролевых игр (например «Наш Северский детский театр», «Армия», «Путешествие в космос» и т.д.), игр со строителем (например «Наш город», «Ферма», «Мост через реку Томь»), настольно-печатных игр постоянно идет работа по воспитанию патриотических чувств, решению коррекционных задач.

Детям с общим недоразвитием речи необходимо практически закреплять полученные знания и умения. С этой целью мы систематически проводим элементарные опыты и эксперименты по составленному перспективному плану. Подобранный материал и оборудование, вызывает большой интерес у детей, что позволяет занятия превратить в увлекательное зрелище.

На фронтальных занятиях по продуктивной деятельности, закрепляя изобразительные умения и навыки, мы даем возможность детям раскрыть свои знания о своей семье родном городе, родном крае, животном мире, явлениях природы, развить творческие способности, фантазию. Дети испытывают большую радость и удовлетворение от результатов своего труда.

Любовь к Родине формируется у детей под влиянием окружающей жизни, но решающим является целенаправленное воздействие педагогов. Наша задача заключается и в том, чтобы сделать чувство любви и привязанности более осмысленным и действенным.



Литература:

  1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Москва, 2005.

  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Москва.2007.

  3. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина, 1978.

  4. С чего начинается Родина: программа для дошкольных образовательных учреждений. Северск 2000.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!