Просмотр содержимого документа
«Развитие личности ребенка технологиями деятельностного типа.»
Дошкольное образовательное учреждение №4 «Светлячок общеразвивающего типа г. Ясиноватая
Развитие личности ребёнка технологиями деятельностного типа
Выступление воспитателя МДОУ №4
Н.А. Яланской
2017 год
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ГОС ДО и Типовой образовательной программой «Растим личность»
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- Ребенок овладевает проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности .
- Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе…
« Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь, чтобы он был сытым всю жизнь. Хочешь, чтобы он был сытым всю жизнь – дай ему удочку» Конфуций
- Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, пассивности обучения воспитанников и, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.
Цель и идея применения системно – деятельностного подхода в ДО У
не ребёнок – робот, обученный и запрограммированный на чёткое выполнение определённых действий, но Человек активный, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализаци.
не деятельность как таковая, а деятельность, как средство развития личности, результатом которого.
Черты выпускника , способного активно участвовать в дальнейшей образовательной и социальной деятельности
- Умение ставить цель
- Стремиться к её достижению
- Находить пути её решения
- Решать поставленные перед собой задачи
- В случае затруднения не опускать руки, но обращаться к источникам знаний (взрослым, литературе информационным ресурсам)
- Достигать результата и отвечать за него
.
Принципы системно – деятельностного подхода
- Принцип субъективности;
- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
- Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
- принцип обязательной результативности каждого вида; деятельности
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
- принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;
- принцип активности ребенка в образовательном процессе.
- !!! Задание. Проанализируйте соблюдение принципов СДП в процессе проводимых Вами занятий.
Структура образовательной деятельности
- Введение в игровую ситуацию,
- создание проблемной ситуации
- целевая установка,
- мотивирование к деятельности,
- актуализация знаний
- затруднение ситуации
- открытие нового знания.
- проектирование решения проблемной ситуации,
- выполнение действий,
- анализ результата деятельности,
- подведение итогов .
- !!! Задание. Перечислите приёмы, использованные в НОД в каждом из его структурных подразделений
Формы работы с детьми.
1. Экспериментально-исследовательская деятельность
Учимся:
наблюдать,
размышлять,
сравнивать,
отвечать на вопросы,
делать выводы,
Устанавливать
причинно-следственные связи
Игры-путешествия
- Это прогулки в мир вещей, предметов, людей, в книги и мультфильмы, в прошлое и будущее, в реальность и фантастику.
Игры с моделированием
Моделирование:
- замещение одних объектов другими;
- игры с использованием модельных схем;
- вербальное моделирование.
Художественное творчество – как продуктивная деятельность
Позволяет:
- исследовать свойства материалов для художественной деятельности;
- исследовать техники художественной деятельности;
- создавать образы мира в рисунках, лепке аппликации, поделках;
- реализовывать свой творческий потенциал в речевой деятельности;
- получить возможность фиксации новых знаний и работы с ними в таблицах.
Решение ситуационных задач
Специфика ситуационной задачи:
- она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер;
- ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки;
- совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.
Стратегия воспитателя в системно-деятельностном подходе:
- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
- Учи анализировать каждый этап работы;
- Критикуя, стимулируй активность ребенка;
- Будь не «НАД», а «РЯДОМ».