СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие личности учащегося посредством реализации воспитательного потенциала уроков русского языка и литературы в условиях обновлённого ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как учителю русского языка и литературы реализовать воспитательный потенциал урока? Как помогут ему в этом тексты учебника русского языка для 6 класса  (предметная линия Т.А. Ладыженской, С.Г. Бархударова) ?

Просмотр содержимого документа
«Развитие личности учащегося посредством реализации воспитательного потенциала уроков русского языка и литературы в условиях обновлённого ФГОС»

Развитие личности учащегося посредством реализации воспитательного потенциала уроков русского языка и литературы в условиях обновлённого ФГОС

В Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 и № 287 утверждены обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования. Основой образовательной деятельности остаётся обеспечение системного и гармоничного развития личности учащегося.

Основные изменения обновленных ФГОС связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ. Они должны обеспечить формирование у обучающихся личностных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения, закрепление у них знаний о нормах и правилах поведения в обществе, способствующих подготовке к жизни в обществе, активное неприятие идеологии экстремизма и терроризма.

Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти
в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского
национального исторического сознания, российской культурной
идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных
религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,
приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия
— развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация
на трудовую деятельность, получение профессии, личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, на достижение выдающихся результатов
в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов
и общественных потребностей.

Происходящее сегодня обновление содержания общего образования предполагает особое внимание к вопросам воспитания на уроке. Базовые ценности, выработанные нашим обществом за века его существования, и являются тем самым содержанием воспитания. И именно эти ценности должны быть положены в основу наших уроков, если мы хотим сделать эти уроки воспитывающими. Важнейшие из них — человек, семья, отечество, культура, труд, здоровье.

Что нужно сделать, чтобы школьное воспитание стало результативным? Ответ на этот вопрос известен большинству работающих в школе специалистов.

Во‑первых, постараться установить уважительные и доверительные отношения со своими учениками. Ведь именно это поможет педагогу стать для детей значимым взрослым. Именно значимый взрослый сможет предъявлять детям свои ценности, свои жизненные принципы, свое поведение в качестве образцов для подражания.
Во‑вторых, постараться увлечь ребят совместной деятельностью на уроке.
В‑третьих, наполнить коммуникацию на уроке ценностно-ориентированным содержанием. Другими словами — придать ей не только познавательную, но и нравственную направленность, побуждающую школьников приобретать социально значимые знания, отношения, опыт.
Воспитывающим урок станет только при создании всех трех названных условий. Они тесно связаны друг с другом, и ни одно из них не должно доминировать.

Остановлюсь на двух последних условиях.

Что значит — увлечь деятельностью? Это значит добиваться того, чтобы у ребенка появилось желание, внутренняя мотивация к участию в ней, чтобы она направлялась не внешними стимулами, а внутренним побуждением, имеющим для ребенка личностный смысл. Только тогда воспитательный потенциал деятельности может быть в полной мере реализован педагогом. Этому будет способствовать разнообразие форм деятельности на уроках: всевозможные игры, дискуссии, диспуты, викторины, групповая работа, проектирование, элементы театрализации, анализа проблемных ситуаций и т.д., и т.п.

Из опыта работы коллеги, использующей самые разнообразные формы работы на своих уроках:

  • литературно-музыкальная композиция «По страницам русской классики»,

  • литературный квест (к 220-летию А.С. Пушкина) «По следам Владимира Дубровского»,

  • литературная гостиная «Женские образы в поэзии Исая Тобольского»,

  • литературное караоке «Есть имена, как солнце»,

  • вечер – портрет (к 95-летию Ю. Друниной),

  • дилижанс литературный, посвящённый 130-летию К. Федина «Прогулка Саратову с героями К. Федина»,

  • Альянс литературно-музыкальный, посвященный 95-летию Н. Е. Палькина «Его творчество – Россия»



Такое разнообразие помогает педагогу вовлекать в деятельность детей с самыми разными интересами и потребностями, делать свои уроки запоминающимся, создавать условия для преодоления повседневной рутины.

Значительным развивающим потенциалом обладает технология проблемного диалога (проблемно-диалогическая технология). Проблемное обучение наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной творческой деятельности, эффективно развивает творческие умения учащихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, то есть реализует социальный заказ - формирование творческой личности.

Привлечение театрализованных сцен на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Подготовка инсценировок требует времени, но результат того стоит. Осуществляются принципы педагогики сотрудничества, подготовка к ним позволяет вывести ребят на новый уровень осмысления прочитанного: через творчество увидеть нравственные, духовные, эстетические аспекты произведения.

В своей деятельности для решения гражданственного, духовно­-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки- исследования, беседы, дискуссии, позволяющие рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Такие уроки развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличать реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки и действия.

Самый главный воспитательный момент урока – вызвать эмоциональный всплеск в душах ребят. Для этого я привлекаю такие средства воздействия, как музыка и живопись (репродукции, портреты). Это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания. Большую помощь оказывают новейшие технологии: использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность, презентации и тесты. Все это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе. Современный урок несет детям гораздо больше информации. Он делает учеников свободными в своем выборе. Это воспитывает гражданина – личность, способную к   самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Главное для учителя литературы – построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир языка и литературы. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.

Ценностно‑ориентированная коммуникация на уроке — это третий важный компонент методики воспитания. Речь идет о коммуникации, насыщенной социально значимым содержанием, то есть такой информацией, которая позволяла бы школьникам осмысливать окружающий их социальный мир и приобретать важные для гармоничного существования в этом мире знания, отношения, опыт. Однако, если учитель лишь просто сообщает детям такого рода информацию, то проку от нее будет не очень много. Воспитание нельзя сводить к морально‑этическому просвещению школьников. Гораздо важнее организовать на уроке обсуждение этой информации: предложить ребятам высказать по ее поводу свое мнение, соотнести его с мнениями одноклассников или известных людей. Нельзя допустить, чтобы ребенок превратился в пассивного потребителя «ценностно‑ориентированного контента». Следует добиваться, чтобы ребенок занимал здесь активную позицию: обозначал ее, аргументировал, спорил, сомневался, доказывал, отстаивал свою точку зрения во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. При этом сама информация может быть подана в виде проблемного вопроса, спорного высказывания, фрагмента текста или видео.

Образование призвано не просто научить ребёнка правильно писать гласные и согласные в корне слова, верно ставить знаки препинания в сложных предложениях, но и привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности.

 Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, творцах, новаторах.

Тематический подбор текстов к урокам русского языка – процесс творческий, но длительный, требующий постоянного поиска.

Конечно же, на уроках русского языка удобно использовать тексты учебника: его всегда можно открыть на нужной странице. Но какова тематическая подборка текстов, какие воспитательные задачи позволяют они решить. Когда без самостоятельной поисковой работы по подборке текстов не обойтись?

Чтобы ответить на эти вопросы, я провела тематический анализ текстов учебника для 6 класса (предметная линия учебников по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, С.Г. Бархударова)



Автор

Начало текста

Параграф, страница

Цели

К. Паустовский

Любовь к стране немыслима без любви к языку…

П.1, стр. 4

патриотизм

Л. Скворцов

Литературный язык…

П. 2, стр. 7

Воспитание стремления к познанию

В. Сухомлинский

Сила слова…

П. 3, стр. 11

Воспитание стремления к познанию

Я. Корчак

Книга, интерес к ней…

П. 4, стр.13

Развитие внутренней позиции

К. Паустовский

Мещёра

П. 6, стр. 20

Любовь к родному краю

И. Бунин

Сад пустел и дичал…

П. 6, стр. 21

Любовь к родной природе

К. Паустовский

Закат тяжело пылает…

П. 7, стр. 23

Любовь к родной природе

Л. Пантелеев

Есть прелесть и в самой поздней осени…

П. 7, стр. 24

Любовь к родной природе

Д. Кайгородов

Корни дерева

П. 8, стр. 25

Формирование системы значимых целостно-смысловых установок

И. Тургенев

Но вот наступает вечер…

П. 8, стр. 26

Любовь к родной природе

Л. Леонов

Лес входит в понятие Отечество…

П. 10, стр. 29

Патриотическое воспитание

И. Соколов-Микитов

Пришёл сентябрь…

П. 10, стр. 30

Любовь к родной природе

В. Бианки

Макс – это слон…

П. 12, стр. 33

Человек и животные

В. Полторацкий

Утреннее пение птиц…

П. 13, стр. 35

Умение видеть красоту природы

К. Паустовский

Кипрей- очень тёплый цветок…

П. !4, стр. 37

Учиться у природы

И. Тургенев

И как же хорош лес поздней осенью…

П. 14, стр. 38

Умение видеть красоту природы

Г. Скребицкий

На кустах акации сидело много воробьёв…

П. 14, стр. 39

Развитие наблюдательности

К. Ушинский

Гусь и журавль

П. 15, стр. 40

Формирование системы значимых целостно-смысловых установок

С. Прудник

Вы задумывались над тем, откуда пришла к нам школа…

П. 16, стр. 43

Развитие внутренней позиции


Правила молодых дворян при Петре I…

П. 17, стр. 45

Развитие внутренней позиции

Н. Терёшина

Мой друг – это наша собака…

П. 17, стр. 46

Отношение к братьям нашим меньшим


Первопечатник Иван Фёдоров

П. 18, стр. 48

Уважение к культурному наследию

К. Чуковский

Официально-деловой стиль…

П. 19, стр. 52

Любовь к родному слову

Ю. Нагибин

А вот отчего, к примеру, журавля называют журавлём?

П. 20, стр. 55

Воспитания стремления к познанию

К. Паустовский

Прозу Пришвина…

Стр. 64, П. 22

Любовь к родному слову как любовь к природе

В. Драгунский

Тут был снегирь…

Стр. 64, П. 22

Любовь к природе

М. Булатов

По серому насту…

Стр. 71

Интерес к слову, личности

А. Коваль-Волков

Носите ордена

П. 28, стр. 71

Уважение к героическому прошлому страны и героям


Начало и продолжение космической эры…

П. 29, стр. 81

Интерес к освоению космоса


Письменность на Руси…

П. 30, стр. 89

Интерес к истории русского языка

С. Маршак

Словарь

П. 32, стр. 92

Уважение к языку и истории народа

С. Аксаков

Сначала дорога шла…

П. 33, стр. 95

Интерес человека к окружающему миру

З. Пастухова

Щит Москвы

Стр. 96

Уважение к историческому прошлому

К. Паустовский

Я проснулся серым утром…

П. 35, стр. 104

Любовь к природе родного края

Е. Измайлов

Как растут слова

П. 36, стр. 106

Интерес к слову


В старинной северной избе…

П. 38, стр. 113

Интерес к быту народов России


Разгорелся между Любой и Верой спор …

П. 40, стр. 117

Воспитание вежливости

С.А. Лавочкин

Самое важное…

П. 43, стр. 125

Воспитание характера

К. Симонов

Она так красива…

Стр. 136

Любовь к родному городу

Ю.Нагибин

Именем существительным…

П. 47, стр. 138

Интерес к учению

В. Тендряков

Саше шесть лет…

П. 49, стр. 145

Любовь к родной земле


Дон

П. 53, стр. 153

Любовь к отечеству

С. Аксаков

В траве клубника…

П. 57, стр. 163

Любовь к родной природе


Сахалин

Стр. 166

Любовь к отечеству

М. Пришвин

Видел ли кто-нибудь…

Стр. 167

Любовь к природе





аааааааааааа

Патриотическое воспитание

-

Гражданское воспитание

ааааааааа

Духовно-нравственное воспитание

аа

Эстетическое воспитание

-

Трудовое воспитание

аа

Экологическое воспитание

ааааа

Воспитание ценности научного познания

-

Физическое воспитание



Тематический анализ показал, что большинство текстов учебника русского языка для 6 класса направлено на патриотическое воспитание обучающихся через воспитание любви к родному краю, родной природе, своему народу. Достаточное количество текстов, нацеленных на духовно-нравственное развитие детей. Но совсем нет текстов, направленных на гражданское, трудовое и физическое воспитание. Следовательно, именно такие тексты должны подбираться учителем самостоятельно, например, для уроков развития речи.

Думаю, моя работа пригодится учителям 5-ых классов, при планировании работы на следующий учебный год.

Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств ученика. Дидактический материал должен обращать внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.

Практика показывает, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее.





















































Список использованных источников

  • http://gcro.nios.ru/system/files/metodicheskoe_posobie._vospitanie_na_uroke_-_metodika_raboty_uchitelya._stepanov_p.v._i_dr._fgbnu_isro_rao_moskva_2021.pdf

  • https://pedmir.ru/viewdoc.php?id=129117

  • - https://edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm

  • https://iro86.ru/images/Documents/2021/iro/4_%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0.pdf

  • https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0+%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9+2022-2023&lr=194&src=suggest_B#:~:text=fgosreestr.ru%E2%80%BAuploads/files/%E2%80%A6.docx