«Развитие личности в процессе профессионализации»
Себякин Кирилл Евгеньевич,
Иванющенкова Ангелина Александровна
Научный руководитель: преподаватель высшей категории Гуторова С. Ф.
ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»
Профессионализация личности – это процесс освоения индивидом разнообразных навыков профессиональной деятельности, усвоения и принятия ее норм, выработки ценностных профессиональных ориентаций, развития навыков и умений, позволяющий выполнять конкретные профессиональные операции и быть продуктивным участником профессиональной деятельности.
Первичная профессионализация есть процесс становления специалиста. Она включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, т. е. приобретение специальности. В силу своего характера, первичная профессионализация непосредственно связана с профессиональным образованием, ее целью и результатом является становление специалиста, поэтому она может быть охарактеризована как специализация.
Вторичная профессионализация имеет своей целью превращение специалиста в профессионала, т. е. психолого-педагогическое, социальное и мировоззренческое развитие личности, формирование особого профессионального мастерства, творческого подхода к профессиональной деятельности и широкого профессионального мировоззрения, включающего в себя духовно-нравственный компонент.
Этапы профессионализации отражают разные особенности деятельности. Для выполнения профессиональных задач на каждом из этапов активность личности связана с реализацией функций определенных совокупностей личностных свойств, которые могут различаться между собой по их составу, степени значимости и интенсивности.
Рассматривая профессиональное становление личности мы можем выделить стадии, уровни и этапы который проходит специалист в своем профессиональном продвижении: оптант - выбор профессии; адепт - человек, уже ставший на путь к профессии и осваивающий её; адаптант - привыкания молодого специалиста к работе, изучение многих тонкостей работы; интернал - опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями.
Есть три основных стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности; основная (послевузовская) стадия, это период развития всех сущностных сил личности учителя с целью ее полной самореализации в педагогической деятельности.
Так же мы можем выделить 4 стадии профессионального становления личности учителя:
1. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей. Важную
роль в выборе профессии играет направленность личности на определенный предмет труда, которая является в интересах, увлечениях человека.
2. Профессиональная подготовка: освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонности и интересы к будущей профессии. Вторая стадия — это прежде всего обучение в ВУЗе.
3. Профессионализация: вхождение (адаптация) и освоение профессии, профессиональное самоопределение приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.
4. Мастерство: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности.
Основным противоречием профессионального становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности, значение которой состоит в том, что она обусловливает дальнейшее развитие личности. Источником профессионального становления являются противоречия между достигнутым уровнем развития личности и требованиями, которые предъявляют коллектив, общество, учебная деятельность к системе уже сформированных знаний, навыков, а также к индивидуально-психологическим свойствам личности. Поэтому профессиональное становление личности имеет собственную образовательную траекторию и траекторию личностного роста. Для проблемы профессионализации субъекта деятельности важным является положение о внутренней противоречивости процесса индивидуального развития человека. Принцип субъекта деятельности реализует каким образом соотносятся и связываются друг с другом различные способы динамического существования личности в пространстве разных форм деятельности. Включение в деятельность субъекта сопровождается соотнесением индивидуальных возможностей, способностей человека с теми требованиями, которые предъявляются содержанием и условиями самой деятельности с точки зрения успешного ее выполнения. процессе освоения конкретной деятельности, столкновения субъекта с новыми задачами, профессиональными ситуациями, нестандартными условиями постоянно возникают противоречия между требованиями деятельности и уровнем развития отдельных личностных образований, так и профессионально ориентированными структурами психики. Эти противоречия и являются основной движущей силой развития субъекта профессионально-педагогической деятельности.
Важным источником поступательного развертывания возможностей человека деятельности, изменения ее отдельных личностных структур и компонентов является целеобразование и целепостроение в динамике развертывания конкретной деятельности. Выбор, формулирование системы целей, достижение которых требует адекватной активации и напряжения для достижения заданного результата являются также источником развития психической организации личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определение методологических оснований и концептуальных положений развивающегося профессионального образования позволило сформулировать следующие выводы:
· личностное и профессиональное развитие обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапах профессионально-образовательного процесса
· развивающий характер профессиональной деятельности определяется ее личностным смыслом, который преобразует деятельность в доминантную.
· критериями эффективной организации профессионального образования выступают параметры личностного и профессионального развития.
· социально-профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержание и технологии обучения, становятся факторами профессионального развития обучаемых, становления авторских учебных дисциплин и индивидуального стиля деятельности;
· залогом полноценной организации профессионального образовательного процесса становится сотрудничество педагогов и обучаемых
Самосовершенствование, самообразование, саморазвитие, самоактуализация, самоопределение – вот неполный перечень проявлений субъекта деятельности в развивающемся профессионально образовательном пространстве человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев В.А. Психология здоровья: учеб. пособие. Кн. 1: Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб: Речь, 2006. 384 с.
Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. 272 с.
Дружилов С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. 2004. № 3. С. 200.
Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. Т. 5. № 12. С. 30–43.
Дружилов С.А. Профессиональные деформации как индикаторы дезадаптации и душевного неблагополучия человека // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 171-178.
Зеер Э.Ф.Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход//Образование и наука. 2003. № 5(23). С. 79 — 90.
Сокольская М.В. Личностное здоровье специалистов в различных видах профессиональной деятельности (сообщение 2) // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 110–114.
Сокольская М.В. Личностное здоровье в становлении профессионала // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 65–70.
Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. – М.: ЛКИ, 2008. – 168 с.
Сыманюк Э.Э., Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций. – М.: Академический проект; Деловая книга, 2005. – 240 с.
Щотка О.П. Теоретико-методологическиепроблемы совершенствования психологической подготовки менеджеров: Сборникнаучных трудов. — Приложение № 3 к научному журналу «Персонал» №1(55), Киев. - 2000.