СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие личности в процессе профессионализации

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессионализация личности – это процесс освоения индивидом разнообразных навыков профессиональной деятельности, усвоения и принятия ее норм, выработки ценностных профессиональных ориентаций, развития навыков и умений, позволяющий выполнять конкретные профессиональные операции и быть продуктивным участником профессиональной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие личности в процессе профессионализации»





«Развитие личности в процессе профессионализации»

Себякин Кирилл Евгеньевич,

Иванющенкова Ангелина Александровна

Научный руководитель: преподаватель высшей категории Гуторова С. Ф.

ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»




Профессионализация личности – это процесс освоения индивидом разнообразных навыков профессиональной деятельности, усвоения и принятия ее норм, выработки ценностных профессиональных ориентаций, развития навыков и умений, позволяющий выполнять конкретные профессиональные операции и быть продуктивным участником профессиональной деятельности.

Первичная профессионализация есть процесс становления специалиста. Она включает в себя приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного начала профессиональной деятельности, т. е. приобретение специальности. В силу своего характера, первичная профессионализация непосредственно связана с профессиональным образованием, ее целью и результатом является становление специалиста, поэтому она может быть охарактеризована как специализация.

Вторичная профессионализация имеет своей целью превращение специалиста в профессионала, т. е. психолого-педагогическое, социальное и мировоззренческое развитие личности, формирование особого профессионального мастерства, творческого подхода к профессиональной деятельности и широкого профессионального мировоззрения, включающего в себя духовно-нравственный компонент.

Этапы профессионализации отражают разные особенности деятельности. Для выполнения профессиональных задач на каждом из этапов активность личности связана с реализацией функций определенных совокупностей личностных свойств, которые могут различаться между собой по их составу, степени значимости и интенсивности.

Рассматривая профессиональное становление личности мы можем выделить стадии, уровни и этапы который проходит специалист в своем профессиональном продвижении: оптант - выбор профессии; адепт - человек, уже ставший на путь к профессии и осваивающий её; адаптант - привыкания молодого специалиста к работе, изучение многих тонкостей работы; интернал - опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями.

Есть три основных стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности; основная (послевузовская) стадия, это период развития всех сущностных сил личности учителя с целью ее полной самореализации в педагогической деятельности.

Так же мы можем выделить 4 стадии профессионального становления личности учителя:

1. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей. Важную

роль в выборе профессии играет направленность личности на определенный предмет труда, которая является в интересах, увлечениях человека.

2. Профессиональная подготовка: освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонности и интересы к будущей профессии. Вторая стадия — это прежде всего обучение в ВУЗе.

3. Профессионализация: вхождение (адаптация) и освоение профессии, профессиональное самоопределение приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.

4. Мастерство: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности.

Основным противоречием профессионального становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности, значение которой состоит в том, что она обусловливает дальнейшее развитие личности. Источником профессионального становления являются противоречия между достигнутым уровнем развития личности и требованиями, которые предъявляют коллектив, общество, учебная деятельность к системе уже сформированных знаний, навыков, а также к индивидуально-психологическим свойствам личности. Поэтому профессиональное становление личности имеет собственную образовательную траекторию и траекторию личностного роста. Для проблемы профессионализации субъекта деятельности важным является положение о внутренней противоречивости процесса индивидуального развития человека. Принцип субъекта деятельности реализует каким образом соотносятся и связываются друг с другом различные способы динамического существования личности в пространстве разных форм деятельности. Включение в деятельность субъекта сопровождается соотнесением индивидуальных возможностей, способностей человека с теми требованиями, которые предъявляются содержанием и условиями самой деятельности с точки зрения успешного ее выполнения. процессе освоения конкретной деятельности, столкновения субъекта с новыми задачами, профессиональными ситуациями, нестандартными условиями постоянно возникают противоречия между требованиями деятельности и уровнем развития отдельных личностных образований, так и профессионально ориентированными структурами психики. Эти противоречия и являются основной движущей силой развития субъекта профессионально-педагогической деятельности.

Важным источником поступательного развертывания возможностей человека деятельности, изменения ее отдельных личностных структур и компонентов является целеобразование и целепостроение в динамике развертывания конкретной деятельности. Выбор, формулирование системы целей, достижение которых требует адекватной активации и напряжения для достижения заданного результата являются также источником развития психической организации личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определение методологических оснований и концептуальных положений развивающегося профессионального образования позволило сформулировать следующие выводы:

· личностное и профессиональное развитие обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапах профессионально-образовательного процесса

· развивающий характер профессиональной деятельности определяется ее личностным смыслом, который преобразует деятельность в доминантную.

· критериями эффективной организации профессионального образования выступают параметры личностного и профессионального развития.

· социально-профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержание и технологии обучения, становятся факторами профессионального развития обучаемых, становления авторских учебных дисциплин и индивидуального стиля деятельности;

· залогом полноценной организации профессионального образовательного процесса становится сотрудничество педагогов и обучаемых

Самосовершенствование, самообразование, саморазвитие, самоактуализация, самоопределение – вот неполный перечень проявлений субъекта деятельности в развивающемся профессионально образовательном пространстве человека.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Ананьев В.А. Психология здоровья: учеб. пособие. Кн. 1: Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб: Речь, 2006. 384 с.

  2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. 272 с.

  3. Дружилов С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. 2004. № 3. С. 200.

  4. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. Т. 5. № 12. С. 30–43.

  5. Дружилов С.А. Профессиональные деформации как индикаторы дезадаптации и душевного неблагополучия человека // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 171-178.

  6. Зеер Э.Ф.Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход//Образование и наука. 2003. № 5(23). С. 79 — 90.

  7. Сокольская М.В. Личностное здоровье специалистов в различных видах профессиональной деятельности (сообщение 2) // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 110–114.

  8. Сокольская М.В. Личностное здоровье в становлении профессионала // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 65–70.

  9. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. – М.: ЛКИ, 2008. – 168 с.

  10. Сыманюк Э.Э., Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций. – М.: Академический проект; Деловая книга, 2005. – 240 с.

Щотка О.П. Теоретико-методологическиепроблемы совершенствования психологической подготовки менеджеров: Сборникнаучных трудов. — Приложение № 3 к научному журналу «Персонал» №1(55), Киев. - 2000.