Составитель: педагог-психолог МАДОУ №2 «Улыбка» г. Сысерть Колясникова Ксения Викторовна, 1КК.
| В настоящее время все чаще говорят о важной роли «soft skills» (мягких навыков, они же гибкие навыки) в образовании, профессиональном и личном успехе человека. Soft skills — |
| «Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями». Именно такие компетенции были определены презедентом Российской федерации В. В. Путиным на XIX Всемирном фестиваль молодёжи и студентов «21» октября 2017 года. И если для сферы дошкольного образования сегодня стали уже вполне понятными такие инструменты как робототехника, Lego-конструирование и даже 3D-моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, — soft skills — пока еще знаком далеко не всем. Поэтому, наша задача сегодня разобраться, что такое soft skills, зачем педагогу их развивать, а главное – КАК их можно развить. |
| Перед вами на экране даны определения трёх основных групп навыков: Hard Skills («жесткие» или профессиональные навыки), Soft skills («мягкие» навыки, а позволяют быть конкурентоспособным) и meta skills (базовые качества личности, на основе которых складываются остальные навыки). Почему же именно Soft skills являются основой и гарантом профессиональной успешности педагога? |
| Кроме этого необходимо обратить внимание, что личностный ресурс педагога - один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Чем младше дети, тем влияние личности педагога, как правило, выше. Мы все понимаем, что педагог — это модель мира для ребенка. И только педагог, обладающий необходимыми навыками, может развить их и в своих воспитанниках. То есть, важно понимать какой образ взрослого вы транслируете своим воспитанникам, и в какой среде они будут расти зависит результат – развитый воспитанник с креативным мышлением. |
| Теперь определим, что включает в себя soft skills и его ключевые компетенции? коммуникация: умение эффективно и ясно выражать свои мысли, быть хорошим слушателем и уметь вести диалог с другими людьми; командная работа: способность работать в группе, эффективно сотрудничать с коллегами, разделять обязанности и добиваться общей цели; лидерство: умение вести и мотивировать других людей, принимать решения, решать конфликты и вести проекты к успеху; |
креативность: способность мыслить нестандартно, находить новые идеи и подходы к решению проблем; управление временем: умение эффективно планировать свое время, ставить приоритеты и управлять задачами; адаптивность: способность приспосабливаться к изменчивым обстоятельствам, быстро адаптироваться к новым ситуациям и учиться на опыте; убеждение и влияние: умение убеждать и влиять на других людей, быть убедительным, доказывать свои идеи и мнения. |
| В начале 20 века бизнес-коммуникации были ориентированы на технические навыки и знания, которые определяли успех в профессиональной сфере. Коммуникационные и социальные навыки воспринимались как менее важные и нередко игнорировались. Однако, в середине 20 века компании стали осознавать, что они не могут быть успешными только благодаря техническим навыкам своих сотрудников. Все больше значимости стали придавать межличностным навыкам, таким как коммуникация, лидерство, работа в команде и управление временем. |
На протяжении последующих десятилетий мягкие навыки стали рассматриваться как ключевые компетенции, необходимые для эффективной и успешной работы в любой области. Их значение стало осознаваться как среди работодателей, так и среди работниковВ настоящее время soft skills стали неотъемлемой частью требований к сотрудникам в большинстве компаний. Они являются важным критерием при найме и продвижении по карьерной лестнице, поскольку позволяют работникам эффективно взаимодействовать с коллегами, клиентами и решать сложные задачи. В России была разработана модель soft skills под названием «4К». Она представляет собой четыре основных навыка, которые являются ключевыми для успешной адаптации (их Вы видите на схеме ниже) и развития в современных условиях работы и жизни в России. Модель «4К» подчеркивает, что развитие этих четырех навыков является важным для успешной карьеры и личного роста в современной России, в которой существует высокая конкуренция и требуется адаптация к постоянно меняющимся условиям во всех профессиях, в том числе и образовании. |
| Навыки включают: Коммуникация (Communication): Общение с другими людьми, умение выразить свои мысли и идеи четко и понятно, активное слушание и умение эффективно взаимодействовать в команде. Коммуникационные навыки необходимы для успешной работы в коллективе, установления хороших отношений с клиентами и партнерами, а также для решения конфликтов. Креативность (Creativity): Способность мыслить творчески, приходить к нестандартным решениям и генерировать новые идеи. Креативность позволяет успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям работы и развивать инновационные подходы к решению задач. |
Критическое мышление (Critical Thinking): Умение рационально анализировать информацию, сомневаться, задавать вопросы, искать альтернативные решения и принимать обоснованные решения. Критическое мышление помогает развивать аналитические навыки и преодолевать сложные проблемы. Коллаборация (Collaboration): Способность работать в команде, эффективно сотрудничать с другими людьми, разделять знания и опыт, умение принимать компромиссы и достигать общих целей. Коллаборация особенно важна в наше время, когда взаимодействие и сотрудничество являются ключевыми факторами успеха. Навыки, на которые стоит обратить внимание педагогам, педагогам-психологам: навык эффективного общения (особенно личного). Умение слушать, убеждение и аргументация, построение и поддержание отношений с родителями, ведение “переговоров”, проведение презентаций, базовые навыки самопрезентации, публичные выступления; умение работать в команде. Эмпатия, нацеленность на результат, умение слышать коллег. Опять же, это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения, а значит, на рейтинг, финансирование и пр.; понимание влияния технологий на работу. Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса. Это уже норма, которая в том числе сказывается на финансовых показателях педагога; способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение. Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения; умение управлять собой (self-managment). Управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, тайм-менеджмент, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом |
| |
Деятельность педагога-психолога, позволяет используя диагностические материалы с целью: выявить уровень знаний и компетенций soft skills при помощи дистанционных технологий. Мною были составлены Анкеты на платформе Google, для сбора данных и дальнейшего анализа. Результаты таких опросов могут стать основой для разработки групповой работы с педагогами в дальнейшем, а также индивидуальной. |
| Общие рекомендации для развития компетенций у педагогов-психологов, воспитателей можно кратко обозначить как индивидуальное и групповое развитие всех сфер жизни: начиная от занятий спортом, хобби, музыка, шахматы, участие в тренингах и проектной деятельности |
| Но как показывает практика, способность к системному мышлению, креативному мышлению, способность мыслить критически – проблемная зона педагогов. Из всех обязательных составляющих гибких навыков, сегодня остановимся на осознание креативности в себе и её развитии. Итак, задание первое. |
| Пример — «метла» и «морковь». Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с ними несколько предложений. Вот что получилось у нас. Отличия — размеры, способ применения, морковь можно вырастить, а метлу нельзя. Сходства — метлу и морковь можно держать в руках, ручка метлы напоминает морковь, у метлы та, часть которой метут, напоминает ботву моркови. Предложение со словами: «Дворник садил морковь делая борозды для семян ручкой от метлы». О чем заставило задуматься это упражнение? Обсуждение по 2 минуты на каждую группу. |
| Суть заключается в том, что предлагается дорисовать картинку со множеством значений. Для развития креативности нужно найти такое значение картинки, что не сразу приходит на ум. Перед вами самый простой друдл (на слайде, посмотрите и попробуйте назвать все варианты того, что здесь может быть нарисовано. Задача каждой команды - написать несколько вариантов того, что изображено на рисунке. Варианты не должны повторяться. На одну картинку, может быть дано несколько различных вариантов. Каждая команда, по очереди, предлагает по одному варианту на 1 друдл. Чем больше вариантов даст команда, тем больше баллов она наберет. Время выполнения 10 минут, по 2 минуты обсуждение |
| Давайте нарисуем дом. Но перед тем как приступим к этому занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно. Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» -- сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни. Выполнение 10 минут, 2 минуты обсуждение. |
| Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят. Например, «носки» – черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Выполнение 10 минут, 2 минуты обсуждение. |
| Сегодня мы убедились, что понятие современного педагога, педагога-психолога – многогранно и имеет преимущественное значение. Те личностные качества, которые позволяют нам быть дисциплинированным, ответственным, лидером, иметь стратегическое и многозадачное мышление, инициативность, организационные навыки, помогут нам добиться наиболее эффективных результатов в нашей работе, однако их необходимо развивать, создавая для этого подходящие условия, где навыки смогут не только продолжать свое формирование, но и отражаться в реальном поведении. |
По отношению к ребенку педагог, педагог-психолог, воспитатель не может соотноситься с понятием «вчерашний педагог», педагог- ключевая фигура, влияющая на развитие soft skills у детей дошкольного возраста. С какими качествами и компетенциями он войдет в мир ближайшего будущего - зависит от нас с вами. |