СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие личностного и профессионального потенциала педагогов через «soft skills» компетенции»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение с элементами деловой игры

Просмотр содержимого документа
««Развитие личностного и профессионального потенциала педагогов через «soft skills» компетенции»»

«Развитие личностного и профессионального потенциала педагогов через «soft skills»

компетенции»


Составитель: педагог-психолог МАДОУ №2 «Улыбка» г. Сысерть Колясникова Ксения Викторовна, 1КК.


Форма работы: доклад с элементами деловой игры.

Целевая группа: педагоги-психологи дошкольных и школьных учреждений, целевая группа может меняться (воспитатели, педагоги начального образования).

Оборудование/оснащение: проектор, презентация, бумага формата А4/А3, для каждой группы педагогов-психологов: ножницы, бумага, клей, фломастеры, карандаши, мольберт мобильный на каждую группу.

Используемые методы: метод словесного изложения, метод демонстрации, репродуктивный метод, беседа, метод мозгового штурма, метод эмоционального стимулирования, метод работы под руководством, метод рефлексии.

Используемые приемы: интонационное выделение важных моментов изложения, подробное резюмирование каждого отдельного этапа деятельности, наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний, жизненного опыта, прием обращения к мыслям, чувствам и действиям, прием использования метафор, прием саморефлексии, прием обратной связи.


Цель: развитие личностного и профессионального потенциала педагогов - психологов через «soft skills» компетенции выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.

Задачи:

  • способствовать личностному росту педагогов-психологов;

  • развивать коммуникативные навыки умение работать в команде;

  • развивать навыки эффективного мышления;

  • способствовать развитию профессионально значимых качеств личности педагогов, навыков самопознания и рефлексии;

  • популяризировать современные тенденции в рамках обмена опытом, найти единомышленников с целью развития данной темы.


В настоящее время все чаще говорят о важной роли «soft skills» (мягких навыков, они же гибкие навыки) в образовании, профессиональном и личном успехе человека. Soft skills —

«Конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями». Именно такие компетенции были определены презедентом Российской федерации В. В. Путиным на XIX Всемирном фестиваль молодёжи и студентов «21» октября 2017 года. И если для сферы дошкольного образования сегодня стали уже вполне понятными такие инструменты как робототехника, Lego-конструирование и даже 3D-моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, — soft skills — пока еще знаком далеко не всем. Поэтому, наша задача сегодня разобраться, что такое soft skills, зачем педагогу их развивать, а главное – КАК их можно развить.

Перед вами на экране даны определения трёх основных групп навыков: Hard Skills («жесткие» или профессиональные навыки), Soft skills («мягкие» навыки, а позволяют быть конкурентоспособным) и meta skills (базовые качества личности, на основе которых складываются остальные навыки).

Почему же именно Soft skills являются основой и гарантом профессиональной успешности педагога?


Кроме этого необходимо обратить внимание, что личностный ресурс педагога - один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Чем младше дети, тем влияние личности педагога, как правило, выше. Мы все понимаем, что педагог — это модель мира для ребенка. И только педагог, обладающий необходимыми навыками, может развить их и в своих воспитанниках.

То есть, важно понимать какой образ взрослого вы транслируете своим воспитанникам, и в какой среде они будут расти зависит результат – развитый воспитанник с креативным мышлением.

Теперь определим, что включает в себя soft skills и его ключевые компетенции?

  • коммуникация: умение эффективно и ясно выражать свои мысли, быть хорошим слушателем и уметь вести диалог с другими людьми;

  • командная работа: способность работать в группе, эффективно сотрудничать с коллегами, разделять обязанности и добиваться общей цели;

  • лидерство: умение вести и мотивировать других людей, принимать решения, решать конфликты и вести проекты к успеху;

  • креативность: способность мыслить нестандартно, находить новые идеи и подходы к решению проблем;

  • управление временем: умение эффективно планировать свое время, ставить приоритеты и управлять задачами;

  • адаптивность: способность приспосабливаться к изменчивым обстоятельствам, быстро адаптироваться к новым ситуациям и учиться на опыте;

  • убеждение и влияние: умение убеждать и влиять на других людей, быть убедительным, доказывать свои идеи и мнения.

В начале 20 века бизнес-коммуникации были ориентированы на технические навыки и знания, которые определяли успех в профессиональной сфере. Коммуникационные и социальные навыки воспринимались как менее важные и нередко игнорировались. Однако, в середине 20 века компании стали осознавать, что они не могут быть успешными только благодаря техническим навыкам своих сотрудников. Все больше значимости стали придавать межличностным навыкам, таким как коммуникация, лидерство, работа в команде и управление временем.

На протяжении последующих десятилетий мягкие навыки стали рассматриваться как ключевые компетенции, необходимые для эффективной и успешной работы в любой области. Их значение стало осознаваться как среди работодателей, так и среди работниковВ настоящее время soft skills стали неотъемлемой частью требований к сотрудникам в большинстве компаний. Они являются важным критерием при найме и продвижении по карьерной лестнице, поскольку позволяют работникам эффективно взаимодействовать с коллегами, клиентами и решать сложные задачи.

В России была разработана модель soft skills под названием «4К». Она представляет собой четыре основных навыка, которые являются ключевыми для успешной адаптации (их Вы видите на схеме ниже) и развития в современных условиях работы и жизни в России.

Модель «4К» подчеркивает, что развитие этих четырех навыков является важным для успешной карьеры и личного роста в современной России, в которой существует высокая конкуренция и требуется адаптация к постоянно меняющимся условиям во всех профессиях, в том числе и образовании.

Навыки включают:

Коммуникация (Communication): Общение с другими людьми, умение выразить свои мысли и идеи четко и понятно, активное слушание и умение эффективно взаимодействовать в команде. Коммуникационные навыки необходимы для успешной работы в коллективе, установления хороших отношений с клиентами и партнерами, а также для решения конфликтов.

Креативность (Creativity): Способность мыслить творчески, приходить к нестандартным решениям и генерировать новые идеи. Креативность позволяет успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям работы и развивать инновационные подходы к решению задач.

Критическое мышление (Critical Thinking): Умение рационально анализировать информацию, сомневаться, задавать вопросы, искать альтернативные решения и принимать обоснованные решения. Критическое мышление помогает развивать аналитические навыки и преодолевать сложные проблемы.

Коллаборация (Collaboration): Способность работать в команде, эффективно сотрудничать с другими людьми, разделять знания и опыт, умение принимать компромиссы и достигать общих целей. Коллаборация особенно важна в наше время, когда взаимодействие и сотрудничество являются ключевыми факторами успеха.

Навыки, на которые стоит обратить внимание педагогам, педагогам-психологам:

  • навык эффективного общения (особенно личного). Умение слушать, убеждение и аргументация, построение и поддержание отношений с родителями, ведение “переговоров”, проведение презентаций, базовые навыки самопрезентации, публичные выступления;

  • умение работать в команде. Эмпатия, нацеленность на результат, умение слышать коллег. Опять же, это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения, а значит, на рейтинг, финансирование и пр.;

  • понимание влияния технологий на работу. Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса. Это уже норма, которая в том числе сказывается на финансовых показателях педагога;

  • способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение. Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения;

умение управлять собой (self-managment). Управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, тайм-менеджмент, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом

Деятельность педагога-психолога, позволяет используя диагностические материалы с целью: выявить уровень знаний и компетенций soft skills при помощи дистанционных технологий. Мною были составлены Анкеты на платформе Google, для сбора данных и дальнейшего анализа. Результаты таких опросов могут стать основой для разработки групповой работы с педагогами в дальнейшем, а также индивидуальной.

Общие рекомендации для развития компетенций у педагогов-психологов, воспитателей можно кратко обозначить как индивидуальное и групповое развитие всех сфер жизни: начиная от занятий спортом, хобби, музыка, шахматы, участие в тренингах и проектной деятельности

Но как показывает практика, способность к системному мышлению, креативному мышлению, способность мыслить критически – проблемная зона педагогов. Из всех обязательных составляющих гибких навыков, сегодня остановимся на осознание креативности в себе и её развитии. Итак, задание первое.

Пример — «метла» и «морковь». Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с ними несколько предложений.

Вот что получилось у нас. Отличия — размеры, способ применения, морковь можно вырастить, а метлу нельзя. Сходства — метлу и морковь можно держать в руках, ручка метлы напоминает морковь, у метлы та, часть которой метут, напоминает ботву моркови. Предложение со словами: «Дворник садил морковь делая борозды для семян ручкой от метлы».

О чем заставило задуматься это упражнение? Обсуждение по 2 минуты на каждую группу.



Суть заключается в том, что предлагается дорисовать картинку со множеством значений. Для развития креативности нужно найти такое значение картинки, что не сразу приходит на ум.

Перед вами самый простой друдл (на слайде, посмотрите и попробуйте назвать все варианты того, что здесь может быть нарисовано. Задача каждой команды - написать несколько вариантов того, что изображено на рисунке. Варианты не должны повторяться. На одну картинку, может быть дано несколько различных вариантов. Каждая команда, по очереди, предлагает по одному варианту на 1 друдл. Чем больше вариантов даст команда, тем больше баллов она наберет.

Время выполнения 10 минут, по 2 минуты обсуждение

Давайте нарисуем дом.
Но перед тем как приступим к этому занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно. Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» -- сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни. Выполнение 10 минут, 2 минуты обсуждение.

Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное.
Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят. Например, «носки» – черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Выполнение 10 минут, 2 минуты обсуждение.

Сегодня мы убедились, что понятие современного педагога, педагога-психолога – многогранно и имеет преимущественное значение. Те личностные качества, которые позволяют нам быть дисциплинированным, ответственным, лидером, иметь стратегическое и многозадачное мышление, инициативность, организационные навыки, помогут нам добиться наиболее эффективных результатов в нашей работе, однако их необходимо развивать, создавая для этого подходящие условия, где навыки смогут не только продолжать свое формирование, но и отражаться в реальном поведении.

По отношению к ребенку педагог, педагог-психолог, воспитатель не может соотноситься с понятием «вчерашний педагог», педагог- ключевая фигура, влияющая на развитие soft skills у детей дошкольного возраста. С какими качествами и компетенциями он войдет в мир ближайшего будущего - зависит от нас с вами.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!