Развитие логики у дошкольников 2-5 лет.
Простые и бюджетные для неравнодушных родителей
Для интеллекта взрослого человека основным видом мышления является словесно-логическое. У среднестатистического ребёнка оно впервые начинает проявлять себя в 5-7 лет, становится ведущим в 7-8, планомерно развивается на протяжении всего взросления и преобладает в дальнейшем.
Из названия "словесно-логическое мышление" становится ясно, что развитая речь здесь очень важна. Всё потому, что любые понятия, из которых будут строиться выводы, выражаются именно в словах. Даже для решения простенькой загадки: "Что это за животное: ест морковку, прыгает, боится волка и лису, имеет длинные уши?" требуется прочитать или прослушать слова, проанализировать эти слова в голове - "прыгает", "ест морковку" и т.д., найти у них общее и после этого сделать логическое умозаключение к какому животному подходят все эти характеристики.
Именно поэтому так часто можно увидеть информацию о том, что если ребёнок 5-6 лет не говорит/не понимает речь, это неизбежно потянет за собой задержку умственного развития вплоть до умственной отсталости. Поэтому коррекцию нарушений речи, особенно тяжелых, желательно начинать ДО 5 лет (чем раньше, тем лучше).
Но для словесно-логического мышления не менее важна и развитая логика. Человек может не иметь никаких проблем с речью, но с хромающей логикой будет делать совершенно несостоятельные выводы и умным его тоже никто не назовёт. От развитости логики у ребёнка в период дошкольного возраста во многом зависит его будущий интеллект.
Для детей с тяжёлыми нарушениями речи развитие логики приобретает особое значение ввиду того, что логические операции обрабатываются в левом полушарии мозга - том же самом, которое отвечает за речь. Получается, что стимулируя левое полушарие развитием логики, мы работаем не только с интеллектом, но и с речью.
Так что же развивает логику у дошкольников?
В первую очередь я хочу отметить, что формирование логики невозможно без внимания и пространственных представлений. При недостаточности эти двух функций будет страдать и логическое мышление.
Кроме того, чтобы ребёнок мог выполнить многие задания на логику, от него требуется не только интеллектуальная сохранность, но и хорошее зрение. Поэтому при очевидных затруднениях даже в довольно простых, наглядных заданиях по возрасту, стоит посетить офтальмолога. Особенно это важно при нарушениях речи - малыш не сможет сообщить о каких-то своих проблемах и есть вероятность того, что все вокруг будут говорить, что ребёнок умственно неполноценный, а ему-то оказывается надо было скорректировать зрение.
ПРОСТЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Как правило, доступны детям ближе к 2,5-3 годам. На этот возраст подойдут простые вариации а-ля нанизываем одну чёрную бусину, одну белую, одну чёрную, одну белую и т.д.
Помимо бусин, можно приобрести мозаику с гвоздиками и давать ребёнку чередовать гвоздики. Можно и вообще особо не тратиться, а вырезать, например, цветные круги или вагоны поезда, как на картинке ниже, и чередовать 2 цвета.
НАЙДИ ЛИШНЕЕ (3-ий или 4-ый лишний)
Это сложная логическая операция, поэтому для детей этого возраста берутся очень наглядно отличающиеся вещи, а не понятия, требующие кругозора и дополнительных знаний.
От ребёнка требуется найти лишнее в рядах, например, где 3 круга и один квадрат, или 3 зеленых звезды и одна красная.
СОРТЕРЫ
Для начала подойдут обычные сортёры. Когда ребёнок с ними освоится, можно попробовать дать ему подобные задания на бумаге (картинка ниже), чтобы он уже на глаз, не примеряя, пробовал определить куда подойдёт та или иная фигурка.
ОТ БОЛЬШОГО К МАЛЕНЬКОМУ И В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ
В первую очередь это всем знакомая пирамидка. Напоминаю, что идеальный вариант - когда стержень по всей длине имеет одинаковую толщину. При таких условиях у всех колец будет одинаковый диаметр и ребёнок будет сопоставлять кольца именно по величине, а не запоминать цветовую последовательность.
Кроме того, я думаю, многим знакомы такие рамки-вкладыши:
Они тоже хорошо тренируют зрительный анализ величин.
ПОТЕРЯННАЯ ТЕНЬ
Для некоторых детей поиск тени может оказаться сложным. В таком случае стоит спуститься на ступеньку ниже: надо распечатать, например, по 2 мишки, 2 петушка и т.д., смешать их и предложить малышу найти две одинаковые карточки. Так вы потренируете зрительное восприятие, а со временем станут доступны и задания посложнее.
НЕЛЕПИЦЫ
Распечатайте рисунок, в котором что-нибудь из хорошо знакомых предметов очевидно неправильное - например, есть синее яблоко среди красных или фиолетовое дерево в зеленом лесу. Спросите у ребёнка, что по его мнению здесь неверно.
Несмотря на, казалось бы, простую задачу, хочу отметить, что это задание сложное и требует некоторых знаний об окружающем мире и уже имеющегося опыта с логическими играми, поэтому такое лучше пробовать ближе к 3 годам.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
ОБОБЩЕНИЯ ПО КАТЕГОРИЯМ
В 4 года большинство детей начинают сортировать понятия не только по явным признакам (цвету, форме и т.д.), но и по "невидимым" категориям, основываясь на накопленных знаниях.
Можно начать с категорий попроще: например, сортировать съедобное и несъедобное, деревья и цветы, мебель и бытовую технику, проговаривая обобщение с ребёнком, например: "Это мебель". А ближе к 5 годам уже переходить к не таким явным и более сложным вещам: учить сортировать домашних и диких животных, фрукты и овощи, полевые и садовые цветы, перелётных и зимующих птиц и т.д.
Удобнее это делать с помощью сортировки карточек с изображениями.
ЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДОВТЕЛЬНОСТИ
Теперь предлагается восстановить ряд из 3 и даже 4 деталей, которые к тому же могут различаться не одним признаком:
НЕЛЕПИЦЫ +
К 4-5 годам большинство детей уже имеет достаточно знаний и внимания, чтобы замечать сразу несколько несостыковок на картинках и многие довольно очевидные уже можно показывать ребёнку:
НАЙДИ ЛИШНЕЕ (3-ий или 4-ый лишний)
Эти игры тоже начинают требовать от ребёнка определённых знаний об окружающем мире. Лишнее ищется уже не только по форме/цвету, но и по более сложным категориям. Например: сыр, молоко, кефир, колбаса - лишняя здесь колбаса, так как она не относится к молочным продуктам.
Если понимаете, что малыш уже хорошо справляется, то усложнить задачу можно, перестав показывать предметы - просто говорите слова. Тут ребёнку нужно будет не только сделать вывод, но и представлять тот или иной предмет, что потребует от мозга дополнительной работы.
Нелепицы в стихах
ПОЭТИЧЕСКИЕ НЕЛЕПИЦЫ
Они великолепно "качают" как логику, так и слуховое внимание, которое крайне важно для успешного обучения.
От ребёнка требуется внимательно слушать, например, такое стихотворение:
И хлопать в ладоши (или топнуть/постучать в барабан/позвенеть колокольчиком и т.д.), если он услышал неверное утверждение.
Что нужно врачу/учителю/продавцу
На самом деле список неисчерпаем. Вопросы требуют от ребёнка не только доставать из головы какие-то заученные знания, но и мысленно подбирать правильный предмет к каждой профессии.
ИГРЫ СЛОВАМИ НАОБОРОТ
В этом возрасте дети уже неплохо ориентируются в противоположностях, но для игры, хотя бы поначалу, желательно подбирать признаки, которые можно наглядно показать. Например: длинный/короткий, горячий/холодный, тихий/громкий, светло/темно, тупой/острый и т.д.
ЗВАНЫЙ УЖИН
Игра достаточно сложная, но очень уж хорошо стимулирует мозги.
Нужно распечатать картинки с изображением стола и нескольких разных животных: зайца, волка, лисы и ежа. От ребёнка требуется рассадить всех за стол, соблюдая условия:
Заяц не может сидеть рядом с лисой и волком - они могут его съесть;
Лиса не хочет сидеть с ежом - она боится уколоться;
Волк может сидеть с кем угодно.
Когда ребёнок начнёт хорошо справляться, можно добавлять новые условия, увеличивать количество животных на званом ужине, всё более усложняя задачу.
Развитие логики у детей 5-8 лет.
Устные задания «на ходу»
Само слово "Логика" в переводе с греческого значит "Способность к рассуждению", "Наука о правильном мышлении". Учитывая, что мышление - основа формирования интеллекта (у детей с умственной отсталостью именно оно страдает больше всего), значение хорошо развитой логики трудно переоценить.
Кроме того, с ней ребёнку будет легче и интереснее учиться. Он сможет:
Не отвлекаться на второстепенные вещи, а выделять важное среди обилия информации;
Мыслить последовательно, так как будет развито понимание причинно-следственных связей;
Сможет формировать собственное мнение, разумно обосновывать его для себя и окружающих.
Особенно актуален вопрос развития логики для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и тяжёлыми нарушениями речи. У первых мышление может не соответствовать возрастным нормам, а вторым бывает сложно рассуждать потому, что у них слабый словарный запас. И в первом, и во втором случае пренебрегать развитием логики чревато интеллектуальными нарушениями.
Поскольку у детей после 5 лет начинает развиваться словесно-логическое мышление (словесные-образные рассуждения), желательно не использовать наглядный материал, а проводить занятия устно, чтобы ребёнок совершал мыслительные операции прямо в голове и тут же говорил решение - так попутно с логикой тренируется оперативное мышление и развивается умение внятно излагать свои мысли. Кроме того, у выполнения на слух есть большое преимущество в том, что не нужен никакой инвентарь или даже специальное время - заниматься можно прямо по дороге куда-нибудь или пока ждёшь в очереди.
Некоторым детям с тяжёлым нарушением речи и развития может быть сложно, а то и невозможно, ответить при помощи слов. В таком случае всё-таки лучше брать нижеизложенное за основу для создания наглядных занятий на карточках и работать за столом, чтобы ребёнок хотя бы мог показывать верные ответы.
ОБОБЩЕНИЕ
Важнейшая мыслительная операция, появляющаяся у детей ближе к 4-5 годам. Тренировать очень просто - говорите последовательность из 4 слов и просите ребёнка сказать, что общее у всех названных предметов. Могут быть такие варианты:
Корова, свинья, лошадь, овца - домашние животные;
Поезд, метро, трамвай, электричка - железнодорожный транспорт;
Груша, яблоко, банан, персик - фрукты;
Туфли, ботинки, сапоги, сандалии - обувь;
Холодильник, плита, микроволновка, телевизор - бытовые приборы;
Повар, сантехник, электрик, водитель - профессии и т.д;
Если у детей помладше, особенно с нарушением речи, целесообразно тренировать обобщение очевидными отличиями (например, все предметы красные), то детям постарше стоит усложнять задание более сложными категориями - не просто птицы, а домашние, дикие птицы, не просто еда/продукты, а, скажем, кондитерские изделия.
От говорящих детей с нарушениями речи желательно требовать развёрнутого обоснования. Не надо, чтобы малыш буркал "Обувь" и всё, надо просить, чтобы говорил развёрнуто: "Потому, что это всё обувь". Как мама ребёнка с сенсомоторной алалией могу сказать, что это нехитрый, но очень действенный приём, дополнительно тренирующий речь и помогающий ребёнку разговориться, а не отделываться парой слов.
Кроме того, не спешите расстраиваться, если кажется, что ребёнок не справляется - попробуйте уменьшить количество слов до 2-3. Некоторым детям бывает сложно обработать сразу большое количество информации, а с меньшим количеством слов вы сможете сделать задание посильным для ребёнка. Постепенно он станет справляться лучше и можно будет перейти на выполнение в полную силу.
ЛИШНИЙ
Спрашиваем, что лишнее и просим обосновать. Примеры могут быть такими:
Платье, рубашка, пальто, туфли (туфли - обувь);
Морковь, свекла, груша, баклажан (груша - фрукт);
Волк, барсук, лиса, корова (корова - домашнее животное);
Баранка, хлеб, булка, творог (творог - молочный продукт);
Опята, мухоморы, сыроежки, подосиновики (мухоморы - несъедобные грибы);
Тумба, шкаф, диван, комод (диван - мягкая мебель);
Селезень, ворон, павлин, курица - (курица - женский род).
Опять же, тут используются более сложные категории, чем на этапе раньше, так как ребёнок должен больше знать про окружающий мир.
АНАЛОГИИ И АНТОНИМЫ
Помогают актуализировать словарь и находить логичную связку между словами:
Ложка чтобы кушать, а нож чтобы - ... (резать);
Туфли это обувь, а платье это ... (одежда);
Летом тепло, а зимой - ... (холодно) и др.
Постепенно можно усложнять:
Лодка, чтобы плыть по воде, а велосипед чтобы… (ехать по дорожке);
Мячик чтобы играть, карандаш чтобы… и т.д.
Горячо - холодно;
Белый - черный;
Полезно - вредно;
Добрый - злой и т.д.
Слова указаны в качестве примера - их, особенно для детей с речевыми проблемами и задержками развития, надо подбирать в зависимости от индивидуального уровня знаний ребенка.
СХОДСТВА/РАЗЛИЧИЯ
Сравнение - это сложная мыслительная операция, которая становится доступна ребенку в 5+ лет. Задания для него лучше сначала выполнять с картинками, а потом постепенно уходить на словесный уровень, чтобы ребенок уходил от наглядной опоры к образному мышлению - оно лучше напрягает память и воображение.
Упражнения можно брать буквально из воздуха - просто спросите у ребёнка, что общего у, скажем, стула и стола. Ребёнок может ответить, к примеру: 4 ноги, сделаны из дерева, это мебель и т.д.). А затем спросите чем они отличаются (примеры ответов: на стуле сидят, а на столе нет; у стула есть спинка, а у стола нет; стол белого цвета, а стул зелёного).
Это простое на первый взгляд задание помогает ребенку лучше анализировать увиденное, замечать сходства и различия в малейших деталях.
СКОЛЬКО?
Один из центров арифметического счёта находится в области Брока в поле 45 по Бродману - это тот участок мозга, который по большей части отвечает за повтор движений, управление руками и ртом. Таким образом, если у ребенка есть проблемы с речью и имитацией, математика может помочь их решить. Однако и без подобного рода нарушений ей не стоит пренебрегать - она здорово шевелит мозги и развивает логическое мышление.
Письменные примеры актуальны для детей, которым трудно говорить. Для ребят с развернутой речью можно прямо на ходу выдумывать простенькие задачки, которые под силу большинству детей с 6-7 лет. Однако, чтобы ребёнок более внимательно вас слушал, лучше выдумывать примеры с интересными ему сюжетами. Например: "7 троллейбусов ехали по маршруту, но 2 сломались. Сколько троллейбусов осталось на маршруте?"
А для развития образного мышления и стимуляции памяти можно задавать вопросы типа:
Сколько лапок у 2 куриц?
Сколько хвостов у 3 мышек?
Сколько пальцев на двух руках? (малышу надо отвечать не рассматривая руки) и пр.
ОШИБКИ ХУДОЖНИКА
Эти задания помогут ребенку тренировать внимание и не сразу же принимать полученную информацию на веру, а хотя б немного анализировать.
Они могут быть в виде картинок-небылиц (для неговорящих) или в виде небылиц-стихов:
Также, здесь может быть полезен анализ правильности причинно-следственной связи:
"Петя съел бутерброд и поэтому он голодный";
"Аня не смогла зайти домой и поэтому забыла ключи" и т.д.
Кстати, это задание ещё и очень полезно для коррекции аграмматизмов и развития полноценного понимания речи.