СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по теме " Развитие логического мышления младшего школьника"

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления младшего школьника»

Введение


На современном этапе развития общества наша страна находится в сложной ситуации, переживает трудные времена. Общество стоит на пороге новой идеологии, нового строя и новой политики.

Меняется жизнь: претерпевают изменения ее социальная и нравственная сферы. В связи с этим возникает много проблем: какая должна быть экономика, политика, как повысить технический и сельскохозяйственный уровень страны, как обеспечить достойный уровень жизни всех граждан государства. Общество не может стоять на месте, оно развивается, и для прогресса нужны люди свободные, высокообразованные, творческие, обладающие нестандартным мышлением, умные, способные осуществлять научно-технический прогресс.

Большое внимание общество в этот трудный период должно уделять воспитанию подрастающего поколения, которое через несколько лет придет на смену настоящему. Необходимо обратиться к проблемам школы, в частности, к начальной. Школа I ступени обеспечивает начальный этап становления личности, развития всех познавательных процессов, формирует умение и желание учиться. Обучение в школе не только вооружает знаниями, умениями, навыками, развивает школьников. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.

Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.

Умственное развитие младших школьников проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в познавательных интересах, в отношении учащихся к учению. Показателями умственного развития школьников являются: умение использовать логические приемы и операции в учебной и внеучебной деятельности, выбирать их; преобразовывать заданный материал, используя перенос изученных приемов действий. В большей степени способствует этому продуктивная деятельность, которая связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных приемах, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эти мыслительные приемы являются составными компонентами операций (форм) логического мышления – понятий, суждений, умозаключений.

Мало кто в своей работе учитывает индивидуальные особенности мышления младшего школьника. Индивидуальные особенности мышления у младших школьников проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.


Самостоятельность мышления проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему, и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления – заключается в умении изменять намеченный в начале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и, которые не удалось учесть с самого начала.

Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок. Так, некоторые ученики, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эта отрицательная эмоция затормаживает их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи.

Все качества мышления тесно связаны основным его признаком. Важнейший признак всякого мышления – независимо от его отдельных индивидуальных особенностей – умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко всем новым обобщениям. Учащиеся начальной школы вполне способны на доступном им материале выделять существенное в явлениях и отдельных фактах и в результате приходить к новым обобщениям. Одна из основных задач психологии и педагогики – до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.

Самостоятельная работа с вопросами викторины « Хочу всё знать!»


Таким образом, для успешного обучения, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:


1) высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;


2) высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;


3) высокий уровень организованности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.


Если это будет сделано в начальной школе, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в среднем звене школы.


Исходя из этого считаю, что развитие логического мышления младших школьников является актуальной задачей.


Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников. Так, если для мышления дошкольников характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи и в ее решении, они чаще и легче задумываются и над тем, что им интересно, что их увлекает, то младшим школьникам, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда интересно, когда нравится то, о чем надо думать .

Когда психологи в начале XX века стали изучать особенности мышления ребенка, наиболее прогрессивные из них выделили в качестве одного из основных признаков связь мышления с речью.

Вместе с тем выявилась непосредственная связь детского мышления с практическими действиями.

Логическое мышление, по мнению А.А.Люблинской, обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительного процесса. В отличие от практического, логическое мышление осуществляется только словесным путем. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных действий.

Для мышления младших школьников характерна еще одна особенность – однолинейное сравнение, т.е. они устанавливают либо только различие, не видя сходства (чаще всего), либо только сходное и общее, не устанавливая различного. К тому же выступает заметная разница между практическим установлением сходства и различия и умением доказывать, обосновать свое суждение, т.е. объяснить, что такое “сравнение” и что означает “сравнить”.


  • Особенности логического мышления младших школьников проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения)

  • Для мышления младших школьников характерно однолинейное сравнение (они устанавливают либо только различие, либо только сходное и общее).

  • Для мышления маленького ребенка характерен процесс, идущий путем “короткого замыкания» ,минуя развернутый этап анализа.


  • Детям 7-10 лет доступны логические суждения, оперирования понятиями, переходы к обобщениям и выводам.


Исходя их данных правил, делаю вывод, что для развития логического мышления необходимы педагогические условия. которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, а также продвижению в их умственном развитии. Другими словами, встает вопрос, каким должно быть обучение, чтобы можно было добиться сдвигов, как в развитии мыслительной активности школьников, так и в их умственном развитии в целом.

Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребенка умение думать, не учит тем мыслительным операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т.п.), с помощью которых приобретаются осмысленные знания, малоэффективно для умственного развития. Но в настоящее время в учебном процессе основным предметом умственной деятельности остается подлежащее усвоению содержание и недостаточно ведется работа по обучению детей общим способам умственной деятельности, так как отсутствует конкретная программа развития приемов умственной деятельности. Слияние в единый органический процесс усвоение знаний и формирования приемов умственной деятельности – одна из насущных проблем современной школы. В обучении гораздо важнее научит ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания. Наглядность, создавая более легкий и удобный путь для усвоения знаний, вместе с тем в корне парализует привычку к самостоятельному мышлению, снимает с ребенка эту заботу и сознательно устраняет из воспитания все моменты сложной переработки опыта, требуя, чтобы все нужное преподносилось ученику в расчлененном, разжеванном и переваренном виде. Между тем необходимо позаботиться именно о создании наибольшего числа затруднений в воспитании ребенка как отрывных точек для его мыслей.

Социальная среда и все поведение ребенка должны быть организованы таким образом, чтобы каждый день приносил с собой новые и новые комбинации, непредвиденные случаи поведения, на которые у ребенка не находилось в запасе его опыта готовых навыков и ответов, чтобы они требовали от него всякий раз новых комбинаций мыслей. Мышление ведь и означает не что другое, как участие всего нашего прежнего опыта в разрешении текущей задачи, и особенность этой формы поведения всецело сводится к тому, что она вносит творческий элемент в поведение, создавая всевозможные комбинации элементов в предварительном опыте, каким по существу является мышление.

Работая по традиционной системе обучения. стараюсь, чтобы львиная доля времени урока была заполнена не учительской речью – повторами вопросов, повторами ответов учеников, подсказывающими началами ответа. Сохранив свою ведущую роль, надо обеспечить свободу самореализации ребенка, создать такие условия, чтобы с первых шагов пребывания на уроке ребенок не боялся высказывать свои, пусть еще незрелые мысли, свои наблюдения. Для этого очень важно научиться задавать детям свои вопросы, требующие именно вариантных, а не однозначных ответов. Только при таких условиях у детей отмечается тяготение к умственной интеллектуальной деятельности и прежде всего, деятельности, связанной с самостоятельным добыванием знаний. Оно вызывает у детей яркие интеллектуальные чувства. С этим связана увлеченность детей учением.

Считаю, что такое обучение, не обедняя ребенка знаниями, а, наоборот, базируясь на знаниях более высокого уровня, нацелено на умственное развитие ребенка и тем самым создает условия для личностного развития.

В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы личности ребенка. Однако начинается эта перестройка с интеллектуальной сферы, и, прежде всего, с мышления. Это связано с тем, что в школьном обучении ребенок впервые сталкивается с новым для него типом знания – понятием. Если ребенок дошкольник опирался на представления о чувственно воспринимаемых свойствах вещей или на усвоенные в общении со взрослыми так называемые житейские понятия, то школьнику все чаще приходится пользоваться научными понятиями. Поэтому основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

Например, выделяя окончания у существительного в разных формах: куклу и кукла, ученик решает и другую: он открывает другое значение окончания – именно с помощью этого значения окончание связывает слово с другими словами. Это – операция анализа (поиск новых свойств объекта). Такое мышление, в отличие от абстрактно-ассоциативного, является теоретическим, позволяющим ученику понять сущность изучаемого предмета. Возникновение и развитие теоретического мышления и является одним из первых и важнейших результатов развивающего обучения.

Многие педагоги считают проблемное обучение необходимым условием развития мышления. Но и в традиционной системе обучения есть место проблемному обучению. Проблемное обучение можно понимать так:


Проблемное обучение- это обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций.

Что же такое проблемная ситуация?

С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованности между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи. Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной задачей или просто проблемой

В качестве психологической основы проблемного обучения обычно называют сформулированный С.Л.Рубинштейном тезис: “Мышление начинается с проблемной ситуации”

Осознание характера затруднения, недостаточности имеющихся знаний раскрывает пути его преодоления, состоящее в поиске новых знаний, новых способов действий, а поиск – компонент процесса творческого, логического мышления. Без такого осознания не возникает потребности в поиске, а следовательно нет и логического мышления. Он не возникает в частности, когда поиск путей разрешения проблемной ситуации непосилен для учащихся на данном этапе обучения в связи с их неподготовленностью к необходимой деятельности.

Это важно учесть, чтобы не включать в учебный процесс непосильных задач способствующих не развитию мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы. Какую же задачу можно считать проблемной для учащихся, и каковы признаки проблемы?

Признаками проблемы являются:


  • Порождение проблемы в процессе обучения;


  • Определенная готовность и интерес решающего к поиску решения;


  • Возможность неоднозначного пути решения ,обуславливающая наличие различных направлений поиска.


Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней, т.е. оно более интенсивно, чем не проблемное обучение, влияет на развитие логического мышления. Но чтобы эта функция проблемного обучения наилучшим образом была реализована, недостаточно включить в процесс обучения случайную совокупность проблем.


Решим проблемы вместе!


Основные типы проблем, свойственные данной области знаний, должны быть выстроены в систему. Другим условием, необходимым для развития логического мышления, а также творческого, как высшей ступени его развития является познавательный интерес,

индивидуализация в процессе обучения .Какие же это индивидуальные особенности учащегося, которые обуславливают индивидуализацию обучения?

Принцип индивидуального подхода в дидактике предполагает учет таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения.

Таковыми могут быть физические и психические качества и состояния личности. Особенности всех познавательных процессов: свойства нервной системы, мотивация, одаренность и т.д. К особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации обучения, относятся:

  • Обучаемость, т.е. общие умственные способности, а также специальные особенности.

  • Обученность, которая состоит как из программных, так и вне программных знаний, умений, навыков.

  • Познавательные интерес.


Индивидуальный подход для отстающих учеников состоит в том, чтобы приблизить их к уровню хорошо успевающих. Задача учета индивидуальных особенностей хорошо успевающих учеников в том, чтобы закрепить их на этом уровне и развить еще в большей степени качества, способствующие успешному обучению. Индивидуальный подход к ученикам, которые хорошо учатся, позволяет создать условия для более продуктивной учебной работы.

Считаю, что индивидуализация обучения- необходимое условием развития мышления учащихся.


Итак, изучив теорию развития логического мышления, анализ психолого-педагогических исследований , делаю вывод:

Существуют следующие педагогические условия, которые могут способствовать развитию логического мышления младших школьников:


  • использование развивающего обучения;


  • использование в учебном процессе методов проблемного обучения;


  • развитие познавательного интереса к предмету;


  • индивидуализация обучения.



Основная часть



Применение изученных знаний в педагогической практике


Комплекс заданий по русскому языку и математике как средство развития логического мышления младших школьников




Разработанные упражнения позволяют педагогам начальной школы, регулярно занимаясь с младшими школьниками, развивать у них логическое мышление. В частности, предполагаемые задания позволят научить детей:


- описывать признаки предметов, слов и чисел;


- узнавать предметы по заданным признакам;


- сравнивать между собой предметы, слова, числа;


- обобщать;


- классифицировать предметы, слова, числа;


- определять последовательность событий;


- судить о противоположных явлениях;


- определять отношение между предметами типа род – вид;


- давать определение тем или иным понятиям;


- развивать речь, находчивость и сообразительность.


Большие возможности развития операций мышления имеются на уроках математики. Предполагаемые задания давались ученикам после тестирования на протяжении шести месяцев на разных этапах урока: в устном счете, при изучении нового материала, при закреплении.








1. Развитие умения описывать признаки числа, фигур и узнавать предметы по заданным числам.




Упражнение 1.


Цель: научить младшего школьника находить признаки чисел.


Задание: из каких цифр состоят числа:


36; 15; 24?


Упражнение 2.


Цель: научить младшего школьника узнавать предметы по данным признакам.


Задание: назвать предмет, который обладает следующими признаками: имеет 4 стороны и 4 угла.



2. Развитие умения классифицировать.


Упражнение 1.


Задание: большие и маленькие, черные и белые кружки разделены на 2 группы. По какому признаку разделены кружки:


а) по цвету;


б) по размеру;


в) по цвету и размеру.


Упражнение 2.


Задание: даны числа:


1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10.


Раздели их на две группы:


а) четные;


б) нечетные.


К какой группе следует отнести числа:


16; 31; 42; 18; 37?


Упражнение 3.


Задание: даны числа:


2; 13; 3; 43; 6; 55; 18; 7; 9; 31.


Раздели на две группы:


а) однозначные;


б) двузначные.


Упражнение 4.


Задание: числа 22; 35; 48; 51; 31; 45; 27; 24; 36; 20 разбиты на 2 группы: четные и нечетные. На какой строчке классификация проведена правильно?


1) 31; 35; 27; 45; 51; 22 48; 24; 20; 36.


2) 3; 35; 27; 45; 51 27; 20; 24; 36; 22; 48.


3) 27; 31; 35; 45; 51 20; 24; 22; 36; 48.


4) 26; 31; 36; 35; 45; 51 20; 24; 22; 48.


Упражнение 5..


Задание: какое число в ряду лишнее и почему?


25; 6; 37; 46.








3. Развитие умения обобщать.


Упражнение 1.


Задание: Назвать группу чисел общим словом:


а) 2; 4; 6; 8 ___________________.


б) 1; 3; 5; 7; 9 ___________________.


Упражнение 2.


Задание: Назвать группу чисел одним словом:


а) 2; 4; 7; 9; 6 _________________.


б) 18; 25; 33; 48; 57 _______________.


в) 231; 564; 872; 954 _________________.



4. Развитие операции сравнения.


Упражнение 1.


Задание: чем похожи числа:


7 и 71;


31 и 38;


3 и 13;


84 и 14.


Упражнение 2.


Задание: чем различаются числа:


77 и 17;


24 и 624;


12 и 21;


5 и 15.


Упражнение 3.


Задание: чем похожи числа; чем отличаются числа:


8 и 18;


20 и 10;


5 и 50;


17 и 170.


Упражнение 4.


Задание: найти общие признаки следующих чисел:


8 и 18; 20 и 10.


Упражнение 5.


Задание: чем похожи числа каждой пары:


5 и 50; 17 и 170?


Упражнение 6.


Задание: чем отличается четырехугольник от пятиугольника?



5. Развитие умения устанавливать закономерности.


Упражнение 1.


Задание: дан ряд чисел. Отметь особенности составления ряда и запиши следующее число:


16; 14; 12; 10; … .




Упражнение 2.


Задание: найти закономерность и вставить недостающее число:


36 12 45 19



24 ?



Упражнение 3.


Задание: найди закономерность и вставь пропущенное число:



17 35 ?



9 8



Упражнение 4.


Задание: найди закономерность и продолжи ряд в обе стороны:


…; 21; 17; 13; … .


Упражнение 5.


Задание: найди закономерность и вставь пропущенное число:


57


16


41


36


21


15


48


?


36


6. Логические задачи.


Упражнение 1.


Термометр показывает 100 тепла. Сколько градусов показывают два таких термометра?



Упражнение 2.


Ребята сидели на скамейке. В каком порядке они сидели, если известно, Маша сидела справа от Сережи, а Сережа справа от Иры?


Упражнение 3.


Катя и Наташа одинакового роста. Катя выше Оли, а Таня выше Наташи. Кто выше: Оля или Таня?


Упражнение 4.


Взрослый и ребенок сели в лодку и отправились ловить рыбу. Взрослый говорит ребенку: “ты мне сын, но я тебе не отец”. Кем приходится взрослый ребенку?


Упражнение 5.


Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нес каждый?


Упражнение 6.


Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?


Упражнение 7.


Веревку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось?


Упражнение 8.


В прямоугольной комнате нужно расставить 8 стульев так, чтобы у каждой стены стояло 3 стула. Нарисовать ответ.


Упражнение 9.


Сестра и брат получили по 4 конфеты. Сестра съела 2 конфеты, а брат 3 конфеты. У кого осталось больше конфет?


Упражнение 10.


Из какой посуды нельзя ничего съесть?



Упражнение 11.


Задание: отгадать зашифрованное слово


С З Ж


Упражнение 12.


Задание: построить из пяти палочек два треугольника.


Упражнение 13.

Задание: разместить числа 2; 2; 2; 3; 3 так, чтобы по всем линиям получить в сумме 6.



Упражнение 14. “Отгадай шараду”


Задание: отгадать сначала части слова, а затем и все слово:


Большое число напиши,


Букву затем согласную.


А в целом знак получишь:


На пути он разрешит ситуацию опасную.


На уроках русского языка также есть возможность использовать задания, направленные на развитие операций мышления: найти лишне слово, составить и записать слова из двух половинных, подобрать родственные слова, разгадать зашифрованное слово, составить из одного слова несколько других, используя буквы данного и другие. Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечения учеников в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных операций мышления.



1. Развитие умения описывать признаки предметов и узнавать предметы по заданным признакам.




Упражнение 1.


Задание: рассказать о форме, вкусе, цвете яблока, арбуза.



Упражнение 2.


Задание: сколько букв в словах:


КИТ СОН СНЕГ?


Упражнение 3.


Задание: назвать время года по заданным признакам.


Дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. В деревне убирают овощи. Птицы улетают в теплые края. День становится короче. Листва на деревьях желтеет и осыпается.


Упражнение 4.


Задание: отгадать загадку:


С бородою, а не старик,


С рогами, а не бык,


Не конь, а брыкается,


Доят, а не корова,


С пухом, а не птица,


Лыко дерет, а лаптей не имеет.



2. Развитие умения выделять существенные признаки предметов.


Упражнение 1.


Задание: выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:


Город (автомобиль, здание, толпа, велосипед, улицы)


Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)


Игра (игроки, шахматы, теннис, правила наказания)


Больница (сад, врач, радио, больница, помещения)



3. Развитие умения сравнивать между собой предметы, слова.


Упражнение 1.


Задание: назвать общие признаки предметов:


кошки – собаки,


яблоко – арбуз,


ель – сосна,


береза – осина.


Упражнение 2.


Задание: назвать отличительные признаки предметов:


дерево – кустарник,


осень – весна,


рассказ – стихотворение,


сани – телега.


Упражнение 3.


Задание: назвать общие признаки; назвать отличительные признаки.


вилка – ложка,


стол – стул,


окно – сукно – облако.


Упражнение 4.


Задание: чем похожи слова:


колесо полоса яблоко?



Упражнение 5.


Задание: определить, правильно ли проведено сравнение:


1) у бабочки крылья красивые, а у стрекозы прозрачные;


2) у клена листья резные, а у березы – зеленые.



4. Развитие умения классифицировать предметы, слова.


Упражнение 1.


Задание: даны слова: лимон, апельсин, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина.


Назвать: 1) ягоды;


2) фрукты.



Упражнение 2.


Задание: даны слова: стол, чашка, стул, тарелка, шкаф, чайник, диван, ложка, табурет, кресло, кастрюля.


Подчеркнуть названия мебели одной чертой, название посуды – двумя чертами.



Упражнение 3.


Задание: даны слова: мандарин, яблоко, картофель, сливы, апельсины.


Назови лишнее слово.


Упражнение 4.


Задание: назвать фамилии одноклассников, которые начинаются с букв В и С.


Упражнение 5.


Задание: разделить слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, мышь, пол.


1 слог 2 слога 3 слога


Упражнение 6.


Задание: какая буква в ряду лишняя и почему?


Б Г И К


Упражнение 7.


Задание: буквы Е; Е; Ж; З; И; К; Л; М; Н; О разделены на две группы: гласные и согласные. На какой строчке классификация проведена правильно?


1) Е, Е, И, К Ж, З, Л, М, Н, О


2) Е, Е, И, О Ж, З, К, Л, М, О


3) Е, Е, Н, О Ж, З, И, К, Л, М, Н


4) И, Е, Е Ж, З, К, Л, М, Н, О.



5. Развитие умения обобщать.



Упражнение 1.


Задание: назвать группу слов общим словом:


январь февраль март июнь


стол диван кресло стул


Упражнение 2.


Задание: назвать группу предметов общим словом:


А В Б С Н


Упражнение 3.


Задание: продолжить начатое перечисление и назвать группу слов общим словом:


Стол, диван, …, …, …__________.


Упражнение 5.


Задание: продолжить перечень слов и назвать одним общим словом:


Волга, Кама, …, …, …___________.



6. Развитие умения определять отношения между предметами типа род-вид.


Упражнение 1.


Задание: из перечня слов выбрать предметы посуды: чашка, стол, тарелка, куртка, тумбочка, шапка, шарф, кастрюля, пальто, сковорода, платье, стул.


Упражнение 2.


Задание: из перечня слов выбрать предметы обуви: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, кеды, карандаш, конструктор.



Упражнение 3.


Задание: озаглавить колонки:


капуста малина яблоко


огурец смородина апельсин


лук клубника лимон


чеснок крыжовник груша


помидор земляника банан


редис





Упражнение 4.


Задание: даны 2 группы слов. Найти пары подходящих слов, например: береза – дерево и записать их в таблице:



береза

головной убор

панама

дерево

кукла

школьные принадлежности

малина

игрушка

ручка

ягода

коза

насекомое

волк

домашнее животное

бабочка

дикое животное


Упражнение 5.


Задание: расположить по колонкам таблицы следующие слова:


а) посуда, чашка, кофейная чашка;


б) сапоги, обувь, резиновые сапоги.


Узкое понятие

Среднее понятие

Широкое понятие




7. Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.



Упражнение 1.


Задание: составить слова, отделив первые буквы от данных слов:


Плуг

Клад

Лось


Упражнение 2. “Занимательная лесенка


Задание: составить слова по данной модели


А***

А****

А*****

А******

А*******

А********

Упражнение 3. “Змейка”


Задание: составить слова по данной модели.


В _ _ _ _


_ В _ _ _


_ _ В _ _


_ _ _ В _


_ _ _ _ В


_ _ _ В _


_ _ В _ _


_ В _ _ _


В _ _ _ _



Упражнение 4. “Зашифрованное слово”


Задание: составить слово, взяв из данных слов по одному слогу:


МАВРИТАНКА


ЗОЛА


УЛЕЙ



Упражнение 5. “Слова”


Задание: вставить пропущенные буквы:


П – С – К


С – Х – Р


Т – В – Р


Г – Р – Х



Упражнение 6. “Слова”


Задание: написать в скобках слово, чтобы оно стало окончанием первого слова и началом второго:


го ( ) ник



Упражнение 7. “Анаграмма”


Задание: записать имена девочек, переставив буквы:


В С Т Е А

А М И Р А Н

О Т Я Н


Упражнение 8. “Метаграмма”


Задание: отгадать зашифрованное слово.


С “Д” – ветвистый,


С “З” – костистый,


С “К” – ребристый.




Упражнение 9. “Отгадай ребус”



Упражнение 10. “Наборщик”


Задание: составить новые слова из букв, входящих в состав слова


К О Р А Б Л Ь


Включая данные упражнения в уроки, а так же в работу кружка « Хочу всё знать!» у моих воспитанников повысился уровень развития мыслительных операций. В ходе проведения занятий данные упражнения можно объединять в группы. Упражнения скомплектованы с учетом нарастания степени сложности. Причем для детей имеющих низкий уровень развития мышления, в заданиях есть “подсказки” помогающие выполнить работу правильно. Например:

Занятие 1. (предложено учащимся с низким уровнем развития мышления)

Упражнение 1.


Цель: развить у ребенка речь, научить называть признаки предметов, времен года.


Задание: назвать признаки лета.


План ответа:


1. Как изменяется продолжительность дня?


2. Как изменяется температура воздуха?


3. Какие выпадают осадки?


4. Как изменяется состояние растений?


5. Как изменяется состояние почвы?


6. Как изменяется состояние водоемов?



Упражнение 2.


Цель: научить ребенка находить признаки геометрических фигур.


Задание: назвать признаки пятиугольника.


1. Сколько у фигуры углов?


2. Из скольких отрезков она состоит?




Упражнение 3.


Цель: научить находить признаки слов.


Задание: назвать признаки слов:


пенал карандаш линейка


1. Сколько в слове слогов?


2. Сколько в слове букв?


3. Сколько в слове звуков?



Упражнение 4.


Цель: научить ребенка выделять существенные признаки предметов.


Существенные признаки – это такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.


Задание: отметить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:


Сад (растение, собака, забор, лопата, земля)


Упражнение 5. “Эхо”


Цель: развить у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.


Задание: составить слова, отделив первые буквы от данных слов:

Плуг

Клад

Лось


Занятие 1. (предложено учащимся со средним уровнем развития мышления)


Упражнение 1.


Цель: развить у ребенка речь, научить его называть признаки предметов, времен года.


Задание: назвать признаки зимы.


Упражнение 2.


Цель: научить ребенка находить признаки геометрических фигур.


Задание: назвать признаки пятиугольника.


Упражнение 3.


Цель: научить ребенка находить признаки слов.


Задание: назвать признаки слов:


пенал карандаш линейка


Упражнение 4. “Найди существенное


Цель: научить ребенка находить существенные признаки предметов.


Задание: выделить два слова, наиболее существенные для слова стоящего перед скобками:


Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)


Упражнение 5. “Логическая задача”


Мама купила 4 шара, синего и красного цвета. Синих шаров было больше, чем красных. Сколько шаров каждого цвета купила мама?


Занятие 1. (предложено учащимся с высоким уровнем развития мышления)


Упражнение 1. “Загадка”


Цель: научить ребенка узнавать предметы по заданным признакам.


Задание: отгадать загадку, подчеркнуть признаки:


С бородою, а не старик,


С рогами, а не бык,


Не конь, а брыкается,


Доят, а не корова,


С пухом, а не птица,


Лыко дерет, а лаптей не имеет.


Упражнение 2.


Цель: научить ребенка узнавать предметы по заданным признакам.


Задание: назвать предметы, которые могут быть и твердыми и жидкими.


Упражнение 3.


Цель: научить ребенка сравнивать предметы, находить их общие признаки.


Задание: назвать общие признаки предметов:


книги тетради.


Упражнение 4. “Логическая задача”


Шли два отца и два сына. Несли два апельсина. Сколько апельсинов нес каждый?



Упражнение 5. “Зашифрованное слово”


Цель: развивать у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза.


Задание: составить слово из вторых слогов, данных слов:


соловей


лето










































Заключение


Исходя из вышесказанного, можно сделать ряд выводов.


  • Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным или опосредованным отражением действительности.

  • Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

  • Основными видами мышления являются теоретическое понятийное и теоретическое образное. Они пополняют друг друга, раскрывают разные, но взаимосвязанные стороны бытия.

  • Кроме того, мышление человека представлено еще тремя видами: наглядно - действенным, наглядно – образным, словесно – логическим.


В заключение хочется сказать, что когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга. Многолетний психолого-педагогический опыт убедительно доказывает, что даже младшие школьники в состоянии усваивать, причем в обобщенной форме, гораздо более сложный материал, чем это представлялось до последнего времени. Мышление школьников, несомненно, имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач психологии и педагогик – до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!