Развитие логического мышления на уроках математики и русского языка в начальной школе.
Стрельцова С.В.
учитель начальных классов, методист , высшая квалификационная категория, педагогическое звание «Старший учитель»;
г.Симферополь, Республика Крым , МБОУ СОШ № 23
Основные психологические новообразования младшего школьного возраста развиваются на основе учебной деятельности. С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения : формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей ,коренным образом меняется социальная ситуация развития . Доминирующей функцией становится мышление.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л. С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Как показывают многие психологические исследования, в этот период именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов. В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:
1. Предметно-действенное (наглядно-действенное).
2. Наглядно-образное.
3. Абстрактное (словесно-логическое).
По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Интеллект человека, в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира. Работая с детьми, я поняла: ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.
На своих уроках математики я систематически использую :
1.Задачи- шутки
2.Зголоволомки
3.Задачи с геометрическим содержанием
(Найди площадь, запиши выражения и их значения.)
4.Найди закономерности.
5. Логические упражнения со словами: подумай, докажи, а если…
6 .Математические игры и фокусы.
7.Кроссводы и ребусы.
8.Комбинаторные задачи.
И многое другое…
Кроме того, используются задания для индивидуальной работы ,позволяющие ребёнку продумывать различные варианты и пути решения задания, сосредотачиваться, самостоятельно выполнять работу , доводя её до логического завершения
Это такие задания, как :
1.Магические квадраты, танграм.
2.Подбери заплатку к одежде, недостающую часть фигуры, и т.д.
3.Укажи дорогу друзьям.
4.Восстанови рисунок.
5.Сравни массу, исправь ошибки.
6.Какой рисунок пропущен, дорисуй.
12.Найди отличия.
13.Найди сходство и различие
Коренным образом меняется социальная ситуация развития, Неотъемлемой частью развития мышления является и развитие логической памяти. Для этого использую следующие задания:
1. Рисуем по памяти узоры.
2. Слуховые диктанты.
3. Цепочка слов.
4. Зрительные диктанты
5. Запомни и воспроизведи рисунки
6.Запомни математические термины.
7.Запомни двузначные числа.
И многое другое….
Я считаю, что основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Любая задача, не обязательно логического характера - инструмент для развития логического мышления. Даже в обычных текстовых задачах заложены большие возможности для развития логического мышления.
Порой из-за недостатка времени меньше, чем хотелось бы уделяется внимания на решение задач разными способами, но всё же, нахожу время. Это даётся не всем ученикам, а лишь более способным. Но интерес и желание не отставать от основной группы, подстёгивает ребят.
Вызывает огромный интерес и развивает логическое мышление ряд работ над текстовой задачей.
Это:
1.Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.
2.Самостоятельное составление задач учениками.
Составить задачу:
1) используя слова: больше на, столько,, меньше в, на столько больше, на столько меньше;
2) решаемую в 1, 2, 3 действия;
3) по данному плану решения, действиям и ответу;
4) по выражению и так далее;
3.Решение задач с отсутствующими или лишними данными.
4.Изменение вопроса задачи.
5. Составление разных выражений по данным задачам и объяснение, которое помечает то или другое выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
6. Объяснение готового решения задачи.
7. Использование приема сравнения задач и их решений.
8. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверных.
9. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
10. Закончить решение задачи.
11. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, напротив, возобновить пропущенный вопрос и действие в задаче).
12. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
13. Решение обратных задач.
Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, организованных в соответствии с приведенной выше схемой, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
"Главная задача обучения математике, причем с самого начала, из первого класса, - учить рассуждать, учить мыслить", - писал педагог-новатор А.А. Столяр.
Элементами логических действий мои ученики овладевают не только на уроках математики, но и на других уроках. В частности, на уроках русского языка, на которых используются упражнения, с помощью которых не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.
1.Подбери противоположные понятия;
2.Назови вероятные причины следующих событий;
3.К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях;
4.Игра « Почтальон»
5.Игра « Клички»
6. Игра « Шифровальщики» (игра в парах)
7.Игровые приемы.
Все эти приёмы и задания дают большие возможности развивать у детей интерес к предметам желание учиться, прекрасно развивать их логическое мышление. Тесты, которые проводились психологом раз в полгода на протяжении четырёх лет обучения, показывают, как возрос уровень мышления моих учеников к началу четвёртого года обучения.
На графиках исследования по математике чётко видно , как на начало обучения в первом классе , один ученик имел низкий уровень мышления, 4 ученика- уровень ниже среднего, средний- 13, высокий уровень -1 ученик. А к началу четвёртого класса картина постепенно изменилась. На конец третьего учебного года детей, имеющих средний уровень развития мышления по математике – 3, достаточный уровень 9, высокий уровень- 16 .
По русскому языку к концу третьего года обучения показатели таковы: средний уровень мышления имеют 6 человек, достаточный уровень - 15, высокий - 7.
И без этих показателей мне, как педагогу, заметны изменения в обучении детей. Благодаря применению всех, выше перечисленных заданий, игровых приёмов, повысилась успеваемость, обогатился словарный запас детей, развивается логическое мышление и основное - намного возросло желание детей учиться.
Дети научились делать, пусть маленькие, но собственные открытия. Им стал полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, приведёт к личным победам в развитии ума.