СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления на уроках математики и русского языка в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие логического мышления на уроках математики и русского языка в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления на уроках математики и русского языка в начальной школе.»

Развитие логического мышления на уроках математики и русского языка в начальной школе.


Стрельцова С.В.

учитель начальных классов, методист , высшая квалификационная категория, педагогическое звание «Старший учитель»;

г.Симферополь, Республика Крым , МБОУ СОШ № 23

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста развиваются на основе учебной деятельности. С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения : формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей ,коренным образом меняется социальная ситуация развития . Доминирующей функцией становится мышление.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л. С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Как показывают многие психологические исследования, в этот период именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов. В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

1. Предметно-действенное (наглядно-действенное).

2. Наглядно-образное.

3. Абстрактное (словесно-логическое).

По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Интеллект человека, в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира. Работая с детьми, я поняла: ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

На своих уроках математики я систематически использую :

1.Задачи- шутки

2.Зголоволомки

3.Задачи с геометрическим содержанием

(Найди площадь, запиши выражения и их значения.)

4.Найди закономерности.

5. Логические упражнения со словами: подумай, докажи, а если…

6 .Математические игры и фокусы.

7.Кроссводы и ребусы.

8.Комбинаторные задачи.

И многое другое…

Кроме того, используются задания для индивидуальной работы ,позволяющие ребёнку продумывать различные варианты и пути решения задания, сосредотачиваться, самостоятельно выполнять работу , доводя её до логического завершения

Это такие задания, как :

  • 1.Магические квадраты, танграм.

  • 2.Подбери заплатку к одежде, недостающую часть фигуры, и т.д.

  • 3.Укажи дорогу друзьям.

  • 4.Восстанови рисунок.

  • 5.Сравни массу, исправь ошибки.

  • 6.Какой рисунок пропущен, дорисуй.

  • 12.Найди отличия.

  • 13.Найди сходство и различие

Коренным образом меняется социальная ситуация развития, Неотъемлемой частью развития мышления является и развитие логической памяти. Для этого использую следующие задания:

  • 1. Рисуем по памяти узоры.

  • 2. Слуховые диктанты.

  • 3. Цепочка слов.

  • 4. Зрительные диктанты

  • 5. Запомни и воспроизведи рисунки

  • 6.Запомни математические термины.

  • 7.Запомни двузначные числа.

  • И многое другое….

Я считаю, что основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Любая задача, не обязательно логического характера - инструмент для развития логического мышления. Даже в обычных текстовых задачах заложены большие возможности для развития логического мышления.

Порой из-за недостатка времени меньше, чем хотелось бы уделяется внимания на решение задач разными способами, но всё же, нахожу время. Это даётся не всем ученикам, а лишь более способным. Но интерес и желание не отставать от основной группы, подстёгивает ребят.

Вызывает огромный интерес и развивает логическое мышление ряд работ над текстовой задачей.

Это:

1.Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

2.Самостоятельное составление задач учениками.

Составить задачу:

1) используя слова: больше на, столько,, меньше в, на столько больше, на столько меньше;

2) решаемую в 1, 2, 3 действия;

3) по данному плану решения, действиям и ответу;

4) по выражению и так далее;

3.Решение задач с отсутствующими или лишними данными.

4.Изменение вопроса задачи.

5. Составление разных выражений по данным задачам и объяснение, которое помечает то или другое выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

6. Объяснение готового решения задачи.

7. Использование приема сравнения задач и их решений.

8. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверных.

9. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

10. Закончить решение задачи.

11. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, напротив, возобновить пропущенный вопрос и действие в задаче).

12. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

13. Решение обратных задач.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, организованных в соответствии с приведенной выше схемой, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

"Главная задача обучения математике, причем с самого начала, из первого класса, - учить рассуждать, учить мыслить", - писал педагог-новатор А.А. Столяр.

Элементами логических действий мои ученики овладевают не только на уроках математики, но и на других уроках. В частности, на уроках русского языка, на которых используются упражнения, с помощью которых не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

1.Подбери противоположные понятия;

2.Назови вероятные причины следующих событий;

3.К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях;

4.Игра « Почтальон»

5.Игра « Клички»

6. Игра « Шифровальщики» (игра в парах)

7.Игровые приемы.

  • Найди «лишнее слово»

  • Из первых букв названий составь пословицу;

  • Расшифруй слова;

  • Реши «Кресс-кросс»;

  • Восстанови небылицу

  • И многое другое…

Все эти приёмы и задания дают большие возможности развивать у детей интерес к предметам желание учиться, прекрасно развивать их логическое мышление. Тесты, которые проводились психологом раз в полгода на протяжении четырёх лет обучения, показывают, как возрос уровень мышления моих учеников к началу четвёртого года обучения.

На графиках исследования по математике чётко видно , как на начало обучения в первом классе , один ученик имел низкий уровень мышления, 4 ученика- уровень ниже среднего, средний- 13, высокий уровень -1 ученик. А к началу четвёртого класса картина постепенно изменилась. На конец третьего учебного года детей, имеющих средний уровень развития мышления по математике – 3, достаточный уровень 9, высокий уровень- 16 .

По русскому языку к концу третьего года обучения показатели таковы: средний уровень мышления имеют 6 человек, достаточный уровень - 15, высокий - 7.

И без этих показателей мне, как педагогу, заметны изменения в обучении детей. Благодаря применению всех, выше перечисленных заданий, игровых приёмов, повысилась успеваемость, обогатился словарный запас детей, развивается логическое мышление и основное - намного возросло желание детей учиться.

Дети научились делать, пусть маленькие, но собственные открытия. Им стал полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, приведёт к личным победам в развитии ума.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!