Развитие логического мышления у обучающихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по математике
Логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями. Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания.
ПРИЁМЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ЗАДАНИЕ 1
Соединить все эти точки четырьмя прямыми линиями, проведёнными единым росчерком пера, не отрывая перо от бумаги. Каждая точка должна лежать на какой-то из прямых линий, а все четыре линии должны соединяться одна с другой, то есть быть проведёнными одним росчерком пера.
«Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните, то же мышление и тот же подход, который привёл вас к этой проблеме». А. Эйнштейн
ЗАДАНИЕ 2
Соединить фигуры 1 - 1, 2 - 2, 3 - 3 так, чтобы 3 линии лежали в одной плоскости, не пересекались и не касались границ области.
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».
А. Дистервег
Цели и задачи работы по подготовке к ОГЭ (ЕГЭ)
Подготовить всех учащихся к успешной сдаче ОГЭ (ЕГЭ) с хорошим качеством.
Для этого необходимо:
- Учителю обладать необходимыми компетенциями (самому уметь решать задачи ОГЭ (ЕГЭ));
- Совершенствовать структуру и содержание учебного материала в ходе подготовки к экзамену;
- Систематизировать повторение программного материала;
- Отработать тестовые технологии в ходе работы с контрольно-измерительными материалами через личностно-ориентированный подход.
Схема подготовки
Психологическая подготовка учащихся
Организация вводного, текущего и итогового повторения
Направления деятельности учителя математики по подготовке учащихся к ОГЭ (ЕГЭ)
Создание банка тестовых заданий
Методическая подготовка учителя
Организация самостоятельной работы учащихся
Диагностика и анализ качества ЗУН учащихся по материалам ОГЭ (ЕГЭ)
Методы работы с тестами
- внедрять в учебный процесс разноуровневые тематические тесты;
- обратить внимание на формулировки вопросов:
- Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения... Выберите наибольшее целое число из промежутка... Укажите наименьшее натуральное решение неравенства... Найдите число целых решений неравенства... Найдите среднее арифметическое натуральных решений системы неравенств...
- Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения...
- Выберите наибольшее целое число из промежутка...
- Укажите наименьшее натуральное решение неравенства...
- Найдите число целых решений неравенства...
- Найдите среднее арифметическое натуральных решений системы неравенств...
Задания, направленные на развитие логического мышления, ОГЭ
Задание №18 Геометрия
Задание №22 Кусочные функции
Рекомендации к работе учителя по развитию логического мышления при решении текстовых задач
- Мыслительные умения, восприятие и память при решении задач . Решение математических задач требует применения многочисленных мыслительных умений: анализировать заданную ситуацию, сопоставлять данные и искомые, решаемую задачу с решенными ранее, выявляя скрытые свойства заданной ситуации; конструировать простейшие математические модели, осуществляя мысленный эксперимент; синтезировать, отбирая полезную для решения задачи информацию, систематизируя ее.
- Обучение мышлению . Эффективность математических текстовых задач и упражнений в значительной мере зависит от степени творческой активности учеников при их решении.
- Задачи, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Задачи и упражнения, включающие элементы исследования. Задачи на доказательство доказывают существенное влияние на развитие мышления учащихся. Задачи и упражнения в отыскании ошибок также играют значительную роль в развитии математического мышления учащихся.
Задание № 21 Текстовые задачи
Задание № 24, 25. Геометрическая задача
«Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит переписать приключение...»
В.Произволов
ЕГЭ по математике
Б а з ов ы й у ровень
Для поступающих на
Профильный уровень
гуманитарные и некоторые
Сдают все, кто планирует
Оценивается по 5-балльной
шкале.
ес т ест в е н н о н а уч н ые специальности.
поступать на специальности
Оценивается по 100-балльной
Не учитывается при приеме в
физико-математического
шкале.
направления, а также на
ВУЗ, но является
Учитываются при получении
аттестата, могут быть
инженерные факультеты и IT- направление.
обязательным для получения аттестата.
использованы в качестве
вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ
Базовый уровень Задание 19
Задание 21
Вероятности сложных событий. Теоремы о вероятностях событий
Профильный уровень
Задание 5. Вероятности сложных событий. Теоремы о вероятностях событий
Задание 9. Задачи с прикладным содержанием
Задание 16. Финансовая математика
Задание 19. Числа и их свойства
Важные моменты при подготовке к экзамену:
- Вычислительные навыки
- Обязательное знание правил и формул
- Постоянное совершенствование учебных навыков на практике
- Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет
- Решение задач, где есть текст
«Давным-давно был старик, который, умирая, оставил своим трём сыновьям 19 верблюдов. Он завещал старшему сыну половину 1/2, среднему — четвёртую часть, а младшему — пятую. Не сумев найти решения самостоятельно (ведь задача в «целых верблюдах» решения не имеет), братья обратились к мудрецу.
- О мудрейший! — сказал старший брат, — отец оставил нам 19 верблюдов и велел разделить между собой: старшему — половину, среднему — четверть, младшему — пятую часть, но 19 не делится ни на 2, ни на 4, ни на пять. Можешь ли ты, о достопочтенный, помочь нашему горю, ибо мы хотим выполнить волю отца?
— Нет ничего проще, — ответил им мудрец. — Возьмите моего верблюда и идите домой.
Братья дома легко поделили 20 верблюдов пополам, на 4 и на 5. Старший брат получил 10 верблюдов, средний 5, а младший 4 верблюда. При этом один верблюд (10 + 4 + 5 = 19) остался лишним. Братья вернулись к мудрецу и пожаловались:
- О, мудрец, опять мы не выполнили волю отца! Вот этот верблюд лишний.- Не лишний, - ответил мудрец, - это мой верблюд. Верните его и идите домой».
Нет нерешаемых задач. Выход есть всегда!