Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковые игры для дошкольников.
- Мелкая моторика - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того, «на кончиках детских пальчиков находится мышление и речь ребенка». От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому при поступлении ребенка в школу обязательно проверяется уровень развития мелкой моторики. Ведь овладеть письмом ребенок сможет, только если его пальчики хорошо слушаются и могут выполнять тонкие точные движения.
- Из всего вышесказанного следует, что развитием мелкой моторики ребенка необходимо заниматься с раннего детства. Поможет пальчиковая гимнастика, обыгранная в виде известных игр: «Сорока, сорока…», «Идет коза рогатая…» и т.п. Кроме того, чтобы занятия проходили весело и интересно, необходимо использовать специальные игровые пособия.
- Предложите малышу поиграть в сказку с помощью кукол-перчаток. Такие игры развивает и мелкую моторику рук, и фантазию, и речь ребенка. Лепка и рисование пальчиковыми красками - основные занятия, которые подготавливают руку ребенка к письму. Однако слишком активных малышей бывает сложно усадить за стол с кисточкой и красками. Тогда заинтересуйте его чем-то необычным. Например, конструированием из гибкой пушистой проволоки или предложите сделать необычную аппликацию с применением разных круп. Различные варианты шнуровки, разноцветная мозаика заинтересуют даже самого непоседливого ребенка. Такое занятие не только разовьют мелкую моторику, но и познакомят малыша с новыми необычными материалами для творчества.
- Если ваш малыш любит конструировать и строить, предложите ему создать пирамидку, не простую, а из деталей разной формы и размеров. Здесь необходимо подумать и расположить элементы так, чтобы пирамидка не упала.
- Нравятся детям и занятия с конструкторами. Блочные, магнитные, проволочные и т.п.- они дарят неограниченные возможности воплощения детских идей. Отличное упражнение для развития глазомера, мелкой моторики рук и мышления! Достижению этой же цели будут способствовать занятия, связанные с наклеиванием мелких деталей и созданием коллажей из геометрических фигур или элементов сюжетной картинки. В этом Вам помогут книжки с наклейками. Настоящим Шерлоком Холмсом почувствует себя малыш во время игры с пособиями-лабиринтами, в которых мелкие бусинки или другие детали, необходимо провести по хитро изогнутой проволоке.
Ягодки
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.
С ветки ягодки снимаю
И в лукошко собираю.
Будет полное лукошко.
- Я попробую немножко.
- Я поем еще чуть-чуть.
Легким будет к дому путь!
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
Разожмутся,
То зароются в песке.
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
Пальчик-мальчик
- " Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
- С этим братцем щи варил.
- С этим братцем песни пел.
- С этим - в дудочку дудел.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
Этот пальчик.
- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - матушка,
- этот пальчик - батюшка,
- Ну а этот пальчик - я.
- Вот и вся моя семья.
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Осьминог.
Восемь пальчиков для ног -
- Получился осьминог.
- Сколько ног у осьминога?
- Много - Много!
Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.
Улитка.
На одной скользящей ножке
- Домик, голова и рожки.
- Дай-ка пальчики сюда!
- То не пальчики - рога.
Изображаем пальчиками рожки улитки.
Козочка.
- Шел старик дорогою
- Нашел козу безрогую.
- Давай, коза, попрыгаем,
- Ножками подрыгаем.
- А коза бодается,
- А старик ругается.
идти пальчиками по стол
показать пальчиками рога
постучать пальчиками по столу
снова показать рога
погрозить пальчиком
Киска.
- Киска ниточки мотала
- И клубочки продавала.
- Сколько стоит?
- Три рубля. Покупайте у меня!
вращать руками, как бы наматывая нить на клубок
вытянуть обе ладони вперед
показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони
Лошадка.
- Одной рукой я травку рву,
- Другой рукой я тоже рву.
- Я травкой накормлю коня.
- Вот сколько пальцев у меня!
вытянуть руки вперед
и повернуть ладонями вверх
Помощник
- Топором дрова колю
- А потом пилой пилю.
- Отнесу их бабушке,
- Чтоб испечь оладушки.
имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз
имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад показать ладоши
похлопать ладонями друг о друга
Дом
- Молоточком я стучу,
- Дом построить я хочу.
- Строю я высокий дом,
- Буду жить я в доме том.
постукивать кулачками друг о друга
соединить кончики пальцев обеих рук
поднять выпрямленные ладони вверх
похлопать ладонями
Капуста
- Мы капусту рубим рубим
- Мы морковку трем трем
- Мы капусту солим солим
- Мы капусту мнем мнем
говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту
ручками показывать как мы трем морковку
пальчики щепоткой-солим
ручками "мнем" капусту
Тесто
- Тесто ручками помнем
- Сладкий тортик испечем
- Серединку смажем джемом
- А верхушку сладким кремом
- И кокосовую крошкой
- Мы присыплем торт немножко
- А потом заварим чай
- В гости друг-друга приглашай.
сжимаем и разжимаем пальчики
как будто мнем тесто
круговые движения ладошками по плоскости стола
сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
Дружба
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики
- Мы с тобой подружим маленькие пальчики
- Раз, два, три, четыре, пять
- Начинай считать опять.
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Мы закончили считать
пальцы рук соединяются в "замок"
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев
руки вниз, встряхнуть кистями
Отдохнем
- Наши пальчики проснулись,
- Потянулись, потянулись…
- И встряхнулись…
- По ладошке побежали
- Побежали, побежали,
- Поскакали, поскакали
- И устали. Сели отдыхать
выполняем все эти движения
по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот
изобразите эти движения
потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени
Дождик
- Дождик, дождик, поливай
- Будет хлеба каравай,
- Будут булки, будут сушки,
- Будут вкусные ватрушки.
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
образовать перед собой круг руками
похлопывать поочередно одной ладонью другую
соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг
Строим стенку.
- Строим стенку,
- Выше, выше,
- Добрались уже до крыши!
- Чья крыша выше?
- Выше, выше, выше!
- Прорубили мы окошко,
- И дверку для кошки,
- И дырочку для мышки:
- Пи-пи-пи-пи–пи!
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.
Квасим капусту
- Это что еще за куст?
- Это что еще за хруст?
- Как же мне без хруста,
- Если я – капуста?
- Мы капусту рубим, рубим,
- Мы капусту солим, солим,
- Мы капусту мнем, мнем,
- А морковку трем, трем,
- Все перемешаем!
- В бочки набиваем
- В погреб опускаем.
- Эх, вкусная капуста!
Стоя, руки перед грудью в «замке»
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.
Обе руки сложены щепотью и «солят».
Сжимаем и разжимаем кулаки
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти .
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
Выпрямляемся и гладим себя по животу.
Улитка.
– это раковина улитки.
- Улитка-улитка,
- Отвори калитку,
- выходи из дома,
- Будем знакомы!
- Улитка-улитка,
- Высуни рога,
- Дам пирога!
- Улитка-улитка, пошли гулять!
- Поползли, поползли, поползли…
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!
Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает
Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.
На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла При повторении – до свидания, улитки!)
«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
- 1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)
- 2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
- 3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)
- 4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
- 5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
- 6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
- 7. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
- 8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
- 9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).
- 10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
- 1.Лиса и заяц (лиса "крадется"- все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - быстро пальцы движутся назад.)
- 2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
- 3. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).
- 4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
- 5. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).
- 6. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
- 7. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
- 8. Цветок (то же, что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).
- 9. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
- 10. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).
- 11. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
- 12. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
- 13. Солнечные лучики (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
- 14. Пассажиры (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.)
На опушке дом стоит.
(Сложить ладони домиком над головой) .
На дверях замок висит.
(Сомкнуть ладони в «замок»)
За дверями стоит стол,
(Накрыть ладонью правой руки кулачок левой) .
Вокруг дома частокол.
(Руки перед собой, пальцы растопырены) .
Тук – тук – тук! Дверь открой!
(Постучать кулачком одной ладони о другую) .
Заходите, я не злой!
(Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной) .
Семья могучая.
В одном лесу дремучем
Жила семья могучая.
(Покачать руками над головой, как деревья) .
(Сложить руки в замок)
У них был дом огромный
(Сложить ладони над головой в виде крыши) .
И крыша с трубой темной.
(Поднять средние пальцы – труба) .
Из трубы в колечки дым.
(«Колечки» из всех пальцев поочередно) .
Плим, плим, плим!
(Пощелкать пальцами) .
Есть у каждого дом.
У лисы в лесу глухом,
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
(Загибают пальцы на обеих руках:
на первое двустишие – на левой руке,
на второе – на правой руке) .
Под кустами еж колючий
Нагребает листьев кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
(Удары поочередно ладонями и кулачками) .