СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики на занятиях декоративно-прикладного творчества

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрены методы развития мелкой моторики на занятиях прикладного творчества

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики на занятиях декоративно-прикладного творчества»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯЗЕМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ИМЕНИ А.С. ДАРГОМЫЖСКОГО











Методический доклад на тему:


«Развитие мелкой моторики на занятиях

декоративно-прикладного творчества»




Подготовила преподаватель

отделения прикладного творчества

Павлинова Елена Федоровна









2020 г.

Г.Вязьма




ВВЕДЕНИЕ

В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении

всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает,

что это за вещь. Работа пальцев рук бесконечно разнообразна и важна для

каждого человека. Физиологи в исследовательских работах установили:

поведение человека становится правильным только тогда, когда осознанное и указанное головным мозгом выполняется точь в точь пальцами. Руки для немых служат средством общения вместо языка, а для слепых - средством восприятия вместо глаз. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, что в свою очередь влияет на развитие человека в целом. Великий немецкий философ И. Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Уровень развития мелкой моторики, представляющей собой выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук - один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Именно поэтому, изучение способов и методов развития мелкой моторики, бесспорно. Помогать ее развитию нужно с младенческого возраста, когда ребенок совершает первые хватательные движения, тянется за яркой игрушкой. Будущие успехи в обучении, а значит, и практически вся последующая жизнь, во многом связана с тем, как будет развиваться рука ребёнка, его пальчики. И хотя это развитие происходит независимо от взрослых, тем не менее, ему нужно помогать и стимулировать этот процесс.

Актуальность данной темы исследования «Развитие мелкой моторики на занятиях прикладного творчества» обусловлена тем, что взаимосвязь общей и речевой моторики подтверждена исследованиями многих ученых, а такие виды деятельности, как пальчиковая гимнастика, рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей и т.п. изучаются на уроках прикладного творчества и направлены на развитие мелкой моторики и творческих способностей детей.

Предметом данного исследования выступает применение различных техник в программе отделения прикладного творчества, способствующих развитию мелкой моторики.

Как правило, практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7

лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Посещая отделение прикладного творчества ДШИ, дети преодолевают эти трудности, за счёт занятий предусмотренных программой. В программе широко используются различные техники изготовления декоративных изделий, которые способствуют развитию мелкой моторики рук.

Цель методического доклада:

- рассмотреть методы развития мелкой моторики на занятиях прикладного творчества.

Для этого важно выполнить следующие задачи:

- изучить сущность мелкой моторики, как составляющую

психомоторных качеств человека;

- рассмотреть аспекты, влияющие на развитие мелкой моторики;

- рассмотреть техники, способствующие развитию мелкой моторики;

- представить примерное содержание занятий отделения прикладного творчества, на которых развивается мелкая моторика.





1. СУЩНОСТЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, КАК ОДНА ИЗ

СОСТАВЛЯЮЩИХ ПСИХОМОТОРИКИ

Проблема изучения психомоторных качеств у детей не нова. В психологии накоплен определенный теоретический и практический материал по изучению и развитию психомоторных качеств как компонента

психомоторики человека.

Анализ работ, посвященных изучению психомоторики и ее качеств, показал, что отечественные авторы (Н.А. Бернштейн, Л.В.Гуровец, Н.И.Озерецкий , И.М. Сеченов и др.) предлагают различные классификации, в которые входит в общей сложности около тридцати психомоторных качеств. Наиболее значимыми психомоторными качествами называются скорость (скорость реакций и движений, быстрота установки и т.д.), сила мышечного напряжения (ручная и становая), координация (статическая и динамическая), сенсомоторная координация движений (координация движений руки, обеих рук, рук и ног), ритмичность.

Наиболее часто изучаемыми психомоторными качествами являются

скорость, сила, координация движений, чувство ритма и развитие мелкой

моторики. Как отмечают исследователи (A.В. Запорожец и др.), данные

психомоторные качества отражают основные показатели психомоторики.

В науке приняты разные определения понятия «мелкая моторика».

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Мелкая моторика - психомоторное качество, развивающееся на основе

формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного

стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмическпх

движений, включающих в себя выверенные движения кистей рук и пальцев.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получило

научное обоснование. В основе современных теорий, разрабатываемых

учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц

руки формирует не только речь, но и мышление. По мнению Павлова И.П.

развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых

центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? С самого

раннего детства мелкая моторика является самым сильным инструментом для развития коры головного мозга и тактильного восприятия ребёнка. Все

мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные,

отражаются на мелких движениях пальцев, положении рук и жестикуляции.

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и

движения пальцев рук расположены очень близко. Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей мелкой моторики руки не нашли должного изучения. Решение этой

задачи представляет большой интерес в свете научных данных о взаимообусловленности развития речи и мелкой моторики. Так, обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Схема Пенфилда показывает, что проекция пальцев кисти руки находится в непосредственной близости к речевому двигательному центру Брока. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка и позволяет ученым отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга. Именно несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другим важным в учебном процессе трудовым навыкам.

Ряд экспериментов, в частности проведенных Кольцовой М.М., посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка, показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Влияние сказывается как сразу после выполнения упражнений, так и пролонгировано, способствуя стойкому повышению работоспособности центральной нервной системы. Помимо этого, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше.

Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это значит, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же

скоростью, что и рука. Теснейшая взаимосвязь между движениями рук и

развитием зрения человека в детстве сохраняется очень долго. Попросите,

например, дошкольника, знающего счет до десяти, сосчитать глазами несколько одинаковых предметов - и вы убедитесь, что без помощи рук он

этого сделать не сможет. Считая, непременно укажет пальцем на каждый

предмет. Рука как бы передает зрению свои движения. Чем сложнее и согласованнее движения руки и глаза, тем успешнее развиваются зрительные способности ребенка. Именно такая согласованность или координация зрительно-двигательной системы ребенка активно формируется в рисовании, особенно на доизобразительной стадии (до 9-10 лет).

В этой связи, можно сделать вывод: мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Развитие мелкой моторики детей происходит во взаимосвязи систем организма, таких как: нервная система, костная, мышечная, а так же благодаря органам чувств и осязания. Все они взаимосвязаны, и развитие одной - дает толчок к развитию другой.

Мелкая моторика рук способствует развитию таких высших свойств сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие

(координация), воображение, наблюдательность, речь, зрительная и двигательная память.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант. Маленький ребенок больше всего на свете хочет бегать, прыгать, совершать любые движения, потому что для него движение есть способ постижения мира. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или легкость. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Не так давно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был

отмечен следующий парадокс: дети, с самого раннего возраста усаживаемые

за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали

… разговаривать. Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – дело в том, что при использовании клавиатуры, а не обычной ручки- карандаша при письме, воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научных факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).

Развитие мелкой моторики важно ещё потому, что вся дальнейшая жизнь

ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а

также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает

определенную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит

управление движениями руки. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Двадцать лет назад «бытовых» занятий , которые развивали пальцы руки, было великое множество. Родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть по машине. Даже в детских садах просят приносить обувь на «липучках», куртки, кофточки и другую одежду на «молниях» или кнопках. Все это облегчает работу воспитателя, экономит время и силы, но замедляет развитие движений пальцев ребенка. Следствие слабого развития общей моторики и , в частности, руки- общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Поэтому в последнее время развитию мелкой моторики уделяется всё большее внимание.


2. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

В детской школе искусств существует отделение прикладного творчества. В образовательную программу отделения прикладного творчества включёны такие предметы, как:

-Бумагопластика;

-основы декоративно-прикладного творчества;

- композиция прикладная.

Занятия по этим предметам помогают учащимся познакомиться с окружающей действительностью, с искусством, выполняют одну из главных задач – развитие мелкой моторики.

Рассмотрим на примерах каждый из представленных предметов и проанализируем связь каждого с развитием мелкой моторики.

Бумагопластика

Польза этого вида искусства для детей очевидна. Создание фигурок из бумаги – прекрасная тренировка мелкой моторики рук. Кроме того ребенок приобретает способность выполнять указания, следуя инструкциям. Этот вид искусства способствует развитию математических способностей, пространственного мышления, логики, умения рассуждать. В процессе изготовления работ дети невольно узнают и запоминают разнообразные геометрические фигуры.

Это предмет, на котором изучаются различные техники работы с бумагой и картоном: квиллинг, аппликации, работа с гофрированной бумагой, гофрированный картон и многие другие. Особое внимание, начиная с самых первых уроков, уделяются занятиям квиллингом.

Квиллинг является одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости. Квиллинг - это искусство бумагокручения. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, квиллинг влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы кручения бумажных полосок, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения. Занятия квиллингом дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Основы декоративно-прикладного творчества.

Это предмет, на котором учащиеся овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами и инструментами, что развивает их творческие способности. На уроках дети получают первоначальные навыки работы с различными материалами, в различных техниках:

-джутовая нить и мешковина;

-работа с пластичными материалами (лепка из соленого теста);

-фетр;

-фоамиран (пластичная замша);

-мягкая игрушка;

-основы скрапбукинга.

Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития учащегося, как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом. Предмет имеет практическое направление, так как ученики имеют возможность изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть результат своей работы.

Джутовая нить и мешковина.

Работа с этими материалами знакомит детей с техникой нитеграфии.

Нитеграфия – техника выкладывания с помощью шнурка или нити произвольных изображений, с целью найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно преобразовать в рисунок.

На своих занятиях мы используем джутовую нить, как натуральный и экологически чистый материал.

Метод нитеграфии позволяет решать несколько дидактических задач:

  • совершенствовать зрительное восприятие детей;

  • развивать зрительно-моторную координацию;

  • формировать плавность, ритмичность и точность движений;

  • подготавливать руку ребенка к письму.

Кроме того эти занятия успокаивают детей и развивают у них воображение, пространственное мышление и способность к образному мышлению.

Пластичные материалы

Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета. И. М. Сеченов отмечал, что форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее, благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны.
Лепка своеобразна тем, что с ее помощью можно передать форму предмета в трехмерном измерении. Поэтому все дети любят лепить животных, людей, фрукты, овощи, игрушки и другие окружающие их предметы. К тому же созданные творения с успехом можно использовать в своей игровой деятельности. 
Польза для детей от данного вида деятельности очень велика: занимаясь лепкой, дети получают много знаний о предметах, что способствует развитию памяти, воображения, мышления, внимания, усидчивости и многих других, полезных и необходимых в жизни качеств.
Данная деятельность помогает укреплять и развивать пальцы, причем в процессе лепки, по сравнению с другими занятиями, достигается максимальная активность обеих рук и координируется работа двух полушарий головного мозга. В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние.
Усваивая технику лепки, ребенок совершенствует специальные движения (точность, темп, направленность, плавность, ритмичность и т.п.), Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности. Знакомясь с воспроизводимыми предметами, дети учатся понимать их красоту, у них воспитывается чувство прекрасного, а так же любовь к изобразительной деятельности.
Лепка способствует тому, что ребенок ставит перед собой цель и в процессе деятельности достигает ее. Таким образом, развивается организованность, целеустремленность, настойчивость и самодисциплина, благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. 
Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов. На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учит это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество. Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления.

На наших занятиях мы учимся работать с соленым тестом. Это очень доступный бюджетный материал для творчества. К тому же он экологически чист и безопасен для работы с детьми. На уроках мы отрабатываем разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем, сглаживания.

Фетр

Поделки и игрушки из фетра

Среди огромного разнообразия материалов для рукоделия особое место занимает фетр. Это прекрасный и универсальный материал для поделок, который нравится и детям, и взрослым. Фетр открывает широкие возможности для создания различных изделий – игрушек, аппликаций, украшений и предметов декора интерьера. Работать с фетром примерно так же, как и с бумагой – из него можно мастерить с помощью ножниц и клея. Фетр удобно шить, так как он не осыпается и хорошо держит форму. Эти качества делают фетр незаменимым для детского творчества, развития мелкой моторики и освоения навыков шитья.

Фоамиран ( ФОМ, пластичная замша)

Работая с этим материалом, дети также развивают мелкую моторику рук. Применяются такие действия, как скручивание материала пальчиками, вытягивание формы, расплющивание края детали. Вырезая нужную заготовку из ФОМа, дети учатся работе с ножницами, тонкому вырезанию мелких деталей из этого материала.

Мягкая игрушка

Создание объёмных игрушек интересна и доступна детям разных возрастов, и очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческих способностей. Ребёнок всегда найдёт им применение в своих играх, будет использовать в повседневной жизни. Ребята могут оставить их себе на память, подарить, использовать для украшения.

Русская тряпичная кукла

Кукла – неразрывная связь времен, ниточка из старого лоскутка ткани, потянув за которую можно вернуться к самому себе, к своим корням. Через куклу устанавливается связь поколений, объединяются предки с потомками. С древних времен она неизменный спутник человека. В век промышленного производства тепло человеческих рук заменили бездушные машины. Они производят игрушки без души и сердца, а порой и с лицами, искаженными злобой – игрушки-монстры.

Никакая, даже самая дорогая фабричная кукла не сравнится с куколкой, умело собранной из лоскутков своими руками и оживленную нашей фантазией. Кукла не появляется из ниоткуда – ее делает человек, вкладывая свою энергию, мысли и чувства. Для наших предков кукла была не только забавой и средством воспитания, но и важным культовым символом.

Дети увидят как из простых лоскутков рождается образ, полный энергии, любви и доброжелательности, приносящий в дом благополучие и радость, окунутся в мир предков.

Перчаточная кукла

Театр – это всегда сказка, волшебство, яркие краски и звуки. Любимые персонажи живут своей жизнью, разговаривают, ссорятся и мирятся. Театр дарит самые яркие эмоции. Переживания за судьбу героев сменяются настоящим триумфом добра над злом. Импровизированный кукольный театр может стать мощным инструментом воспитания. Предложить ребенку самому стать сказочником – очень действенный прием. Игры с перчаточной куклой будят детское воображение, вовлекают в «режиссерскую игру», что способствует преодолению стеснительности и «зажатости».

Носочная игрушка

Наверняка у каждого случалось так, что один из носков просто испарялся. Не оставалось ничего другого, кроме как проститься с одиночкой. Но в умелых руках одинокий носочек может обрести новую жизнь. Дети смогут сами сделать себе верных друзей - игрушек, проявить фантазию, научиться работать с нестандартным материалом, найти нестандартные подходы и способы решения образа.

Скрапбукинг

В переводе с английского языка – «scrap» – вырезка, «book» – книга. Это искусство оформления альбомов, открыток, книг при помощи бумаги, бантиков, цветов, бусин, ленточек, вырезок. Очень важная особенность этого рукоделия в его доступности. Здесь не нужно уметь шить, или рисовать. Самое главное, чему учат занятия скрапбукингом – это развитие фантазии, а также аккуратности и усидчивости.

Композиция прикладная

Предмет «Композиция прикладная» направлен

на украшение, облагораживание и преобразование предметного мира. Эта

деятельность прикладная, т.е. направленная на улучшение качества

предметов. Особая ценность ее в том, что она дает применять самые

разнообразные материалы, виды деятельности и техники.

Программа по предмету «Композиция прикладная» знакомит учащихся с

различными видами аппликации, конструированием из природного и

бросового материала. Включает технику «Папье-маше»,

«Декупаж», «Торцевание», «Квиллинг». На уроках «Композиция прикладная» изготавливаются композиции на плоскости и

объёмно-пространственные композиции. При этом большое значение

уделяется вопросам эстетики, а так же роли цвета, формы и конструкции

изделий. При изготовлении той или иной композиции в работе применяются материалы различные по качеству и фактуре. Это определяется не только зрительно, но и тактильно. Так же в работе необходимо умение использовать инструменты и приспособления, что в свою очередь положительно сказывается на развитии координации движений обеих рук, координации действия руки и глаз, а так же зрительный контроль. Сам процесс изготовления изделия напрямую связан с развитием мелкой моторики. Ученику приходится выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук для того чтобы составить композицию, зачастую из очень мелких деталей.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод: занятия

на отделении декоративно-прикладного творчества способствуют развитию творческих способностей детей, развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику.

Каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Эти условия - среда, семья, люди которые работают с детьми.

Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.

Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка, с такими родителями приходится проводить индивидуальные

беседы и консультации.

Взаимодействие с родителями:

-Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды.

-Пополнение уголка творчества изобразительными материалами, бросовым материалом.

-Консультации по развитию мелкой моторики рук.

-Оформление стенда с работами учеников.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по

развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста дала

позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых

техниках; более точно производят движения пальцами рук; дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Работы

стали приобретать осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует

результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам художественной деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи -и я забуду, покажи -и я запомню,

дай попробовать - и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда

ребенок слышит, видит и делает сам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отечественные физиологи в своих исследованиях подтверждают связь

развития рук с развитием мозга, в частности речевых зон. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой, для выполнения мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики, от примитивных жестов до очень мелких движений. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится

хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый "пинцетный захват", к двум годам он уже способен держать ложку, рисовать. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, требующих согласованных действий обеих рук. Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем

пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического

мышления. Прежде всего, необходимо помнить, что развитие мелкой

моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных

материалов трогает человек (ребенок), тем чувствительнее подушечки

пальцев. Таким образом, по окончанию исследования темы «Развитие мелкой моторики на занятиях декоративно-прикладного творчества», можно сделать следующий вывод, о том, что изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия декоративным творчеством, изобразительным искусством, лепкой и другими видами декоративно-прикладного творчества активизируют сенсорное развитие ребенка, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, способствуют совершенствованию коммуникативных навыков, а также развивают мелкую моторику рук.





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!