СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики с использованием стихов, потешек по лексической теме " Дикие животные".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье дан практический материал для развития мелкой моторики по лексической теме " Дикие животные"

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики с использованием стихов, потешек по лексической теме " Дикие животные".»

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СТИХОВ, ПОТЕШЕК

ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Ежик.

Ежик топал по дорожке.

И грибочки нес в лукошке,

Чтоб грибочки сосчитать

Нужно пальцы загибать.

Дети по очереди сгибают пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.

Белка

Сидит белка на тележке, Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке, Загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньку усатому.

Кому в платок, Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Рога и ушки.

Мы рога козы покажем Указательный и мизинец выдвигаем вперед

- И рога оленя даже, , широко раздвигаем пальцы обеих рук

И про зайку не забудем,

Ушками водить мы будем. вновь вперед указательный и средний

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить. каждый палец руки поочередно присоединяется к большому.

Зайчата.

Вот встречаются зайчата,

Как согреться им, ребята?

Чтобы поскорей согреться,

Надо спинами тереться.

Дети трут тыльные стороны ладоней друг об друга.

На лужок.

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата

Лягушата и енот.

На зеленый, на лужок

Приходи и ты, дружок.

Сгибаем пальцы в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибаем пальцы на обеих руках поочередно.

Зайчик

Зайчик скачет по лужайке, Сжать руки в кулаки, а затем указательный и средний пальцы поднять вверх — «зайчик».

Прыг-скок, прыг-скок, Сжать руки в кулаки, «зайчик» — чередовать движения

Испугался волка зайка . Сжать руки в кулаки, поднести их к груди.

И пустился наутек. Раскрыть ладошки, вытянуть руки перед собой.

Медведь

Шёл медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил»

,— Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл.

Все медведи — сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку — нажим на один палец. Правая рука: мизинец безымянный средний указательный большой. Левая рука: большой указательный средний безымянный мизинец

  • Поднял ушки бурундук, Он в лесу услышал звук: — Это что за громкий стук, Тук да тук, тук да тук? — А пойдём, — сказал барсук,— Сам увидишь этот трюк: Это дятел сел на сук И без крыльев, и без рук Ищет он, где спрятан жук, — Вот и слышен перестук!

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или взрослый) поднимает пальцы по одному (ребёнок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку — один палец. Правая рука: мизинец безымянный средний указательный большой Левая рука: большой указательный средний безымянный мизинец

  • Полянка

На полянке, на лужайке Целый день скакали зайки. И катались по траве, От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, Но напрыгались, устали. Мимо змеи проползали, «С добрым утром!» — им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать. Шла медведица спросонок, А за нею — медвежонок. А потом пришли детишки, Принесли в портфелях книжки.

Берём квадратный фрагмент порогового коврика «травка». Кладём его на колени, и обе руки делают на нём движения соответственно тексту. Прыгаем всеми пальцами по коврику. Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев. «Допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик. Ладони по очереди ползут как змеи. Ладони поочерёдно гладят коврик. «Переступаем» ребром ладони — как косолапый мишка. 2-й и 3-й пальцы «идут».

  • Соседи

Как-то вечером к медведю На пирог пришли соседи: Еж, барсук, енот, косой, Волк с плутовкою лисой. А медведь никак не мог, Разделить на всех пирог. От труда медведь вспотел, Он считать ведь не умел.

Соединить по порядку пальцы на обеих руках с большим пальцем, загибаем пальцы по одному по мере перечисления. Ребром ладони постукиваем по столу, кулачками стучим по столу.

  • Домик

В этом домике 5 этажей – На первом живет семейство ежей, На втором живет семейство (Поочередно сгибать все пальцы обеих рук одновременно, начиная с большого.)зайчат, На третьем – семейство рыжих бельчат, На четвертом живет с птенцами синица, На пятом сова – очень умная птица. Ну, что же, пора нам обратно спуститься: На пятом сова, На четвертом синица, Бельчата на третьем, Зайчата – втором, На первом ежи, мы еще к ним придем.

Со слов: «Ну, что же, пора нам обратно спуститься» - разгибать пальцы обеих рук, начиная с мизинца.

  • «Белочки»

Раз, два, три, четыре, пять Пришли белки поиграть. Одна куда-то подевалась, Четыре белочки осталось. А теперь скорей смотри, Их уже осталось три. Ну и ну, какая жалость Только две у нас осталось. Эта новость так грустна, Осталась белочка одна. Пока мы с тобою считали, Белочки от нас сбежали. (Джеки Спилберг)

Выставляем пять пальцев. Прячем руку за спину. Выставляем четыре пальца . Прячем руку за спину. Выставляем три пальца. Прячем руку за спину. Выставляем два пальца. Прячем руку за спину. Выставляем один палец.

  • Мишка

Мишка косолапый По лесу идет, Шишки собирает, Песенку поет. Вдруг упала шишка, Прямо мишке в лоб, Мишка рассердился, И ногою топ!

Имитируют ходьбу пальчиков по столу, сжимают и разжимают кулачки, кулачками стукнуть по столу, погрозить пальчиком и ударить по столу.

  • Зайчик

Зайка серый скачет ловко, В лапке у него морковка.

Локтем упереться на стол, указательные и средние пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

  • Зайцы

Десять серых зайцев Дремали под кустом, И двое вдруг сказали: “Вон человек с ружьём” Двое закричали: “Давайте убежим!”, Двое прошептали

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

“Давайте помолчим!”, Двое предложили: “Мы спрячемся в кустах!” А двое вдруг спросили: "Он может сделать “Бах”?" “Бах” - выстрелил охотник, Нажав ружья курок, И десять серых зайцев Пустились наутёк.

Бежим пальчиками по столу или коленям.

  • Заяц и кочан капусты

Встал зайчишка рано Вышел на поляну. По опушке к лесу шел И большой кочан нашел. Стал зайчишка с хрустом Грызть кочан капусты: Хруст-хруст, хруст-хруст… Съел, свалился под куст И уснул. Проснулся… Сладко потянулся, А домой добрался – долго отдувался!

Кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши, идем пальцами по столу, кулак другой руки, “заяц” грызет кулак и причмокивает, c усилием растопыриваем все пальцы, показываем, как заяц движется по столу

  • Перчатка

Весёлая мышка Перчатку нашла, Гнездо, в ней устроив, Мышат позвала. Им корочку хлеба Дала покусать, Погладила (отшлёпала) всех И отправила спать.

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Складываем ладоши "ковшом". Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест). Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков. Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). Ладони прижимаем, друг к другу, кладём под щёку (спим).

  • Зайка и барабан.

Зайка взял свой барабан И ударил трам - трам - трам.

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.

  • Зайка и зеркало

Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

  • Волк и лиса

Серый волк бежит по лесу, А за ним бежит лиса. Поднялись у них трубою Два пушистеньких хвоста.

Волк. Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.



  • У оленя Дом Большой. Он глядит в свое окно.

Руки с растопыренными пальцами приставить к голове – рога, руками изобразить крышу над головой, раздвинуть руки в стороны, показывая, насколько большой, одна рука на уровне груди горизонтально, локоть второй на этой

Зайка по лесу бежит, В дверь к нему стучит: “Тук-тук, дверь открой, Там в лесу Охотник Злой - Поскорее забегай, Лапку мне давай.

руке, подпираем голову ладонью, имитировать бег, имитируем стук в дверь, кулаком с отогнутым большим пальцем машем через плечо, указывая назад, имитировать прицеливание из ружья, скорчить страшную морду, имитировать открывание двери, протягиваем руку для рукопожатия

  • В Африке

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носу, на животе, на коленях и носках. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носу, на животе, на коленях и носках. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носу, на животе, на коленях и носках.

Хлопаем по всему телу ладонями. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. Щипаем себя, как бы собирая складки. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей лица, тела.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки). Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей лица, тела.

  • Змейка

Посмотрите-ка, друзья, У меня живёт змея! По дивану, по коврам Может ползать тут и там. Хоть и нет у змейки ножек, Очень быстро по дорожке, Широко открыв свой рот За лягушками ползёт. Нет у этой змейки глаз И поймала в этот раз Не лягушек, не стрекоз, А ребёночка за нос.

Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка". Медленно вращаем кистью руки. Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом). Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь). Волнообразные движения рукой. "Змея" хватает за нос партнёра по игре.

  • Черепашка

Моя черепашка в коробке живёт, Купается в ванне, По полу ползёт.

Рука сжата в кулак. Большой палец сверху. Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре). Волнообразные движение кулаком в воздухе. "Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).

Её на ладошке я буду носить, Она не захочет меня укусить.

Руки возвращаются в исходное положение. Отрицательный жест головой.



  • Обезьяны

Там, где с деревьев свисают лианы, Разные в джунглях живут обезьяны: Лазают там шимпанзе, павианы, Есть и гориллы, орангутаны.

Веревку с узлами подвесить в вертикальном положении. Теперь это - лиана. Ребенок пальцами обеих рук подтягивается за узлы, а ладони сжимают их (как при лазанье по канату).