СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие же способы ускоряют развитие мелкой моторики, способствуют её развитию? Мы хотим познакомить Вас с методами и приемами развития мелкой моторики, которые использую в коррекционно-развивающей работе с детьми:

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Школа-интернат» Юргинский городской округ











Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ

(доклад)















Составитель:

Фаланина Т.С.,

учитель начальных классов












2020-2021 учебный год



«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский


Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нарушение координации движений ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С. К. Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л. В. Цветкова). Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями. Педагоги и психологи, занимающиеся, проблемами развития детей с ограниченными возможностями здоровья единодушно сходятся во мнении, о том, что мелкая моторика очень важна, потому что через неё развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции.

Т.М Головина пришла к выводу, что характерным у учащихся с ограниченными возможностями здоровья является нарушение мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной координированности и взаимозаменяемости.

Приступая к новому заданию, по мнению Л.В Занкова, ребенок с ограниченными возможностями здоровья долго не может сосредоточиться на последовательности выполнении операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны; правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений.

Как считает Б.И Пинский, отставание в физическом развитии проявляется при выполнении действий и заданий, требующих точности, силы, быстроты, меткости и пластичности движений. У всех детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии имеет место недостаточная мелкая моторика рук. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Мускулатура рук очень слаба. Часто не выделена ведущая рука. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами. Ведь в быту ребенку ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики поэтому мы можем говорить о том, что от ее развития зависит и качество его жизни. Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия.

Какие же способы ускоряют развитие мелкой моторики, способствуют её развитию? Мы хотим познакомить Вас с методами и приемами развития мелкой моторики, которые использую в коррекционно-развивающей работе с детьми:

К ним относятся: игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, конструкторы, бусины, пуговицы); пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка; складывание пирамидок; рисование на песке; перебирание круп; шнуровка, завинчивание крышечек банок. раскрашивание картинок; обведение плоских фигур; обведение трафаретов; рисование различных линий: прямых, фигурных; рисование по контуру, по клеточкам, по точкам; выполнение штриховок; графический диктант.

Достоинствами Су-Джок являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно. Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат)



« Шарик»

Этот шарик не простой

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладём

Им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу.

1, 2, 3, 4, 5 –

Всем пора нам отдыхать!

( выполняем упражнения в соответствии с текстом)



«Волшебный шарик»

Этот шарик непростой,         (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой.        (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть      (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем          (катаем шарик вертикально)

И ладошки согреваем.

Раз катаем, два катаем           (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем           (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,       (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра «Пальчиковые шаги» — это упражнения, с помощью которых совершенствуется мелкая моторика и координация движений кистей и пальцев рук, целенаправленность действий. Эти увлекательные задания, хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму. Развиваются его психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память (слуховую, зрительную, тактильную, стимулируются мыслительные операции. Выполнение этих упражнений и движений пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребёнка. Взяв за основу методику Тимофеевой Е. Ю., Черновой Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики» сделала сенсорные дорожки. В изготовлении дорожек использовала фетр и разный сенсорный материал: бисер, декоративные пуговицы, проволока шенил, лента «липучка» для одежды, помпоны для поделок и декора.

Зайчик,зайчик, поскачи

И морковку поищи,

Поищи капустку —

Будет очень вкусно!

Помоги зайчику прискакать в огород. «Проскачи» пальчиками левой руки по кружочкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указа­тельный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

Способствуют: развитию мелкой моторики, ловкости рук, творчества.

- скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, сушку и т. д.

- разрезать на кусочки,

- мять и отщипывать,

- выкладывать рисунок,

- надавливание монеткой, чтобы получился отпечаток,

- поделки (намазывание и оклеивание стеклянных и пластмассовых баночек, бутылочек)

Рисование, раскрашивание

Способствует: развитию мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм.

-Рисование карандашом, мелками, восковыми мелками, кистью.

- Рисование ватой, палочкой, пальчиком, губкой

- Рисование краской, гуашью, сангиной, углём, свечой.

- Рисование и раскрашивание пальцем, фломастером, ручкой, маркером, углём.

- Работа по трафарету.

- Дорисовывание предметов и деталей.

- Рисование по опорным точкам.

- Работа с линейками и лекалами (обводить) .

- Работа в книжках – раскрасках.

Аппликация

Способствует развитию мелкой моторики, умение работать с ножницами, развитие сноровки, пространственной ориентировке на листе бумаги, творчества, усидчивости.

- наклеивание готовых форм,

- вырезывание несложных деталей,

- использование различного материала (бумаги, картона, сухих листьев, бисера, крупы, песка).

Игры с бумагой

Способствуют: развитию мелкой моторики и ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.

- Складывание различных фигур.

- Разрывание бумаги на мелкие части.

- Комкание и скатывание бумажного мячика.

- Плетение.

- Вырезание ножницами, склеивание различных объёмных игрушек.

- Аппликация из бумаги, салфеток.

- Оригами.

Игры с конструктором и мозаикой

Способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, творческие потребности и произвольные действия, различение цвета, формы.

-собирание по схеме,

- свободная деятельность.

Игры с пуговицами – пуговичный массаж

Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости рук, закреплению цвета и формы, величины, пространственной ориентировки, творчества, фантазии, смекалки, сообразительности.

-катание пуговицы, поставленной на ребро, каждым пальцем по очереди,

- заполнять просторную коробку пуговицами,

- перетереть пуговицы между ладонями,

- пересыпать их из ладошки в ладошки,

- найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и т. д.,

- застёгивание и расстегивание пришитой пуговицы.

- пришивание пуговицы на столе,

- складывание пуговиц «пирамидкой»,

- решение задач при помощи пуговиц,

- составление узора из пуговиц.

Игры с крупами

Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

- массаж ладоней при помощи горошины или фасоли,

-пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки),

- «волшебный мешочек» - угадывание на ощупь (различные предметы),

- «Сухой бассейн» из фасоли и гороха,

- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам,

- выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв,

- заполнение бобовых в отверстие разной формы и величины,

- аппликация


Шнуровки

Способствуют развитию моторики, усидчивости, глазомера; совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук; развитие логического мышления и органов артикуляции.

- шнуровка сюжетная,

- «незаконченная картинка»,

- шнуровка на игрушке – основе.

Игры со счётными палочками

Способствуют развитию мелкой моторики, развитию речи, пространственного мышления.

- Брать палочки разными пальцами, от указательных – к мизинцам,

- перекладывание с одного места на другое,

- выкладывание рисунка по схеме,

- свободная деятельность,

Игры с водой и песком

Способствуют развитию мелкой моторики, тактильные ощущения.

- «закапывание» игрушки, предмета,

- поиск «клада»,

- различные изображения (рисование) на песке,

- работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой,

- раскрашивание воды (опыты с водой,

- поделки с применением песка.

Игры с камушками, бусинками, пробками, макаронами

Способствуют развитию мелкой моторики, развитие ловкости рук, мышления, творчества, фантазии, пространственной ориентировки; развитие чувства цвета, формы, величины.

- перебирать, брать разными пальчиками,

- перекладывать с ладони на ладонь, на стол и так далее,

- находить по заданию взрослого заданный предмет (по цвету, размеру, форме,

- раскрашивание камушек, макарон,

- нанизывание бусинок, пробок, макарон на проволоку или шнурок,

- выкладывание по образцу,

-перекладывание из одной ёмкости в другую.

- изготовление поделок.

Игры с резинками и ленточками, проволокой

Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости пальцев рук, внимания, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета, размера.

- Складывать ленточки,

- наматывать на палочку,

- завязывать бантик,

- брать резинку со стола различными пальчиками,

- растягивать резиночку, разными пальцами рук,


Штриховка

Способствует развитию мелкой моторики, умение правильно и уверенно держать карандаш, ориентировка на листе бумаги, развитие внимания, усидчивости, развитие мускульной памяти.

Виды

1. Раскрашивать короткими частыми штрихами.

2. Раскрашивание мелкими штрихами.

3. Круговая

4. Длинными параллельными отрезками.

5. Сетка.

Правила

1. Только в заданном направлении.

2. Не выходить за контуры фигуры.

3. Соблюдать параллельные линии.

4. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5см.

Например, игры: «От дома к дому», различные лабиринты, «Снежная королева», «Помоги зайке убежать от лисы» и так далее.

Куклотерапия, пальчиковый театр

Способствует развитию мелкой моторики, творчества, ловкости, ориентировка в пространстве, сочетать движения с речью, развитие творческого потенциала.

- вождение куклы,

- одевание куклы на разные руки,

- имитация движений и речи.

Игры с прищепками

Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт.

- Перекладывать с одной руки в другую,

- доставать прищепки из корзинки,

- прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги,

- «сушим платочки» (развешивание платочков на верёвочку),

-«добавлялки» (подбираем недостающие детали для предметов, например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее),

- подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

Ниткография (ниткопись)

Способствует развитию мелкой моторики, развитие ловкости пальцев рук, пространственной ориентировки, творчества, мышления, тактильных ощущений.

- наматывание нитей на клубок,

- распускание моточков,

- выкладывание по образцу,

- завязывание узелков и связывание верёвочек,

- шитье и вышивание.

Такая всесторонняя деятельность будет развивать мелкую моторику рук ребёнка, движения будут более уверенными, рука подготовиться к письму. У детей внимание становится более устойчивое, развивается тактильная и двигательная память, формируется художественный вкус.

Таким образом, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения; лучше адаптироваться в практической жизни; научиться понимать многие явления окружающего

В завершении хочется подчеркнуть что, если для обычного ребенка уровень развития мелкой моторики — это один из важных показателей готовности к школе, сформированности устной и письменной речи, то для ребенка с ограниченными возможностями здоровья это, прежде всего его социализация. Неразвитая речь затрудняет общение со сверстниками и с взрослыми. Таким детям трудно овладеть навыками самообслуживания и трудовой деятельности. В связи с этим актуальность развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья трудно недооценить. Необходима полноценная коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей с детей с ограниченными возможностями. Хочется отметить, что подобная работа возможна лишь при условии систематичности и тесного взаимодействия всех участников педагогического процесса, сопровождающих ребенка с особыми образовательными потребностями.

Список литературы:

1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов: - М: Издательство АСТ, 1989.

2. Браун С. Игры, поделки и обучающие развлекалки для вашего малыша своими руками. – Ростов –на-Дону: феникс 2006.

3. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, Академия развития, 1997.

4.      Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.

5.      Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей – С.Пб.; Дельта, 1997.

6.      Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М. 2003.

7.      Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата./ Под ред. Т.А. Власовой. М. 1985.

8.      Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с.

9.      Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний / Под ред. А.Н. Обросова, Т.В. Карачевцевой. М., 1987.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!