Тема: Развитие мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ на уроках через выполнения специальных упражнений и действий с предметами по ФГОС.
Начала я свою работу со сбора и анализа информации по этой проблеме, изучила исследования ученых, разнообразную педагогическую литературу.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями. В числе исследователей можно назвать Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.
У детей с умеренной умственной отсталостью сложной структурой дефекта одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии речи, социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации.
Таким образом, проанализировав и просинтезировав, указанные выше положения, можно сказать,что развитие мелкой моторики детей с ОВЗ можно назвать приоритетным и имеет важное значение в развитии ребенка.
В работе по развитию мелкой моторики необходимо придерживаться некоторых правил:
• Задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.
• Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
• Работу проводить регулярно, систематически.
• Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
• Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
• Стараться, чтобы процесс обучения и развития формировал у детей положительную мотивацию.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются очень хорошим средством повышения работоспособности головного мозга.
Средства развития мелкой моторики:
Игры с пластилином
Игры с конструктором, мозаикой
Игры с пуговицами – пуговичный массаж
Игры с крупами. Игры в “сухом бассейне”, наполненном крупами
Шнуровки
Рисование(обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий)
Игры с бумагой(складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
Игры с прищепками
Пальчиковые игры
и другие.
Я поделюсь теми коррекционными упражнениями и играми, которые провожу на уроках с учениками.
Включаю в ежедневные занятия с детьми задания и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук:
Пальчиковые игры.
Пальчиковая гимнастика. (тема семья: этот пальчик. Тема: «Фрукты»
Фруктовая ладошка
Этот пальчик - апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Транспорт
Будем пальчики сгибать -
Сжимают и разжимают пальчики.
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
«Капуста».
Мы капусту рубим, рубим. \ладошками рубим\
Мы морковку трем,трем. \кулачки трут друг друга\
Мы капусту солим, солим. \солим щепоткой\
Мы капусту мнем, мнем. \ пальчики сжимаем и разжимаем/
Лошадки.
По дороге белой, гладкой (Гладят поверхность стола.)
Скачут пальцы, как лошадки. (Пальчиками «скачут» по столу в ритместихотворения.)
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо СуДжок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо СуДжок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо СуДжок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо СуДжок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо СуДжок на указательный палец).
Массаж пальцев эластичным кольцом.
(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая
стихотворение пальчиковой гимнастики).
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — я, вот и вся моя семья.
Игры с конструктором, мозаикой.
Ученикам нравится работать с конструктором. И если вначале они с трудом закручивали гайку на болт, то сейчас этот процесс проходит намного быстрее. Охотно дети играют с «Лего», из которого собирают различные фигуры и даже сюжеты, а также с мозаикой.
Геоконт" Воскобовича
Сконструируйте различные геометрические фигуры разного размера, постройте домики с помощью резинок или какую-либо другую фигуру. Учитываем индивидуальные особенности ребенка, от простого к сложному.
познакомиться с разными геометрическими фигурами, их особенностями;
выучить основные цвета, формы и величины;
будет учить работать по образцу и по схеме из пособия;
придумывая собственные схемы малыш будет развивать воображение;
развивать мелкую моторику, которая очень важна для ребенка.
Мозайка
1. Одиночное выкладывание (т. е. произвольно по всему полю) Игровая ситуация «Идет дождь»
2. Выкладывание вплотную друг к другу (без просветов) Игровая ситуация «В лужице плавает уточка»
3. Выкладывание вплотную друг к другу (по горизонтали и вертикали) Игровая ситуация «Травка» Игровая ситуация «Цветочек» Выкладывание по горизонтали или вертикали требует тщательного подбора игрового поля, т. к. не любые его варианты позволяют расположить детали рядом друг с другом без просветов, строго соблюдая ровную линию.
4. Игровая ситуация «Выглянуло солнышко».
Работая с детьми с ОВЗ, целесообразно сначала показать детям вариант выкладывания готового узора и предложить его повторить.При этом можно использовать не только детали мозаики, но и другие материалы (камешки, бусинки, разноцветные шнурки, кусочки ткани и т. п.).
Шнуровки.
Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянуться к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Функциональные коврики.
Функциональные коврики с пуговицами. К ним прилагается некоторый набор форм с прорезями посередине, которые нужно пристегнуть к пуговицам. Это упражнение может послужить еще и развитию способности классифицировать предметы. Сегодня мы «собираем» цветочную полянку. Завтра — фруктовую. Послезавтра — геометрическую и т.д.
Игры с крупами.
Игра с крупами оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, катать пальцами, придавливать крупу пальцами обеих рук к столу. Пересыпать крупу из рук в руки, «сухой бассейн», «спрячь и найди игрушку». Так же можно сделать аппликацию с круп.
Игры с пуговицами.
Пуговицы открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру; перекладывать, пересыпать из руки в руку, делать пуговичный массаж.
Игры с бумагой.
Можно много придумать игр с бумагой. Складывание различных фигур, вырезание ножницами линий, рисунков, трафаретов. Создание аппликаций, мозаики.
Игры с прищепками.
Игры с пластилином.
Работа с пластилином, кроме развития моторики, вызывает у ребенка много и положительных эмоций. Его мы учились раскатывать, лепить небольшие формы. Затем перешли к картинам. Готовую заготовку ребенок дополняет фигурами из пластилина.
При составлении картин пользуемся формочками. С их помощью вырезаем фигурки и составляем вместе с ребенком сюжет. Первоначальная работа с пластилином помогла в дальнейшем выкладывать геометрические фигуры, лепить из пластилина буквы, цифры и выполнять различного рода "Отпечатки". Раскатываем пластилин и экспериментируем всем, что находится под рукой: кубики, расческа, конструктор, крышки от бутылок, пуговицы. А затем закрываем глаза, руками проводим по полученной поверхности и говорим, что ощущаем.
Рисование.
В процессе рисования у детей формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. В своей работе используем не только карандаши, но и рисование красками, пальчиками, ладонью, по трафарету. Хочется отметить тот факт, что если в начале дети использовали темные тона, то сейчас все чаще в руках оказываются яркие краски. Лучше стали соблюдать контур.
В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет им:
- овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
- лучше адаптироваться в практической жизни;
- научиться понимать многие явления окружающего мира.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании и придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.
7