СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ на уроках через выполнения специальных упражнений и действий с предметами по ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Развитие мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ на уроках через выполнения специальных упражнений и действий с предметами по ФГОС.

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ на уроках через выполнения специальных упражнений и действий с предметами по ФГОС.»


Тема: Развитие мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ на уроках через выполнения специальных упражнений и действий с предметами по ФГОС.

Начала я свою работу со сбора и анализа информации по этой проблеме, изучила исследования ученых, разнообразную педагогическую литературу.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями. В числе исследователей можно назвать Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

У детей с умеренной умственной отсталостью сложной структурой дефекта одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии речи, социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации.

Таким образом, проанализировав и просинтезировав, указанные выше положения, можно сказать,что развитие мелкой моторики детей с ОВЗ можно назвать   приоритетным и имеет важное значение в развитии ребенка.

В работе по развитию мелкой моторики необходимо придерживаться некоторых правил:

• Задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.

• Учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развитиявозможности, настроение.

• Работу проводить регулярно, систематически.

• Соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

• Повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

• Стараться, чтобы процесс обучения и развития формировал у детей положительную мотивацию.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются очень хорошим средством повышения работоспособности головного мозга.

Средства развития мелкой моторики:

  • Игры с пластилином

  • Игры с конструктором, мозаикой

  • Игры с пуговицами – пуговичный массаж

  • Игры с крупами. Игры в “сухом бассейне”, наполненном крупами

  • Шнуровки

  • Рисование(обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий)

  • Игры с бумагой(складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

  • Игры с прищепками

  • Пальчиковые игры

и другие.

Я поделюсь теми коррекционными упражнениями и играми, которые провожу на уроках с учениками.

Включаю в ежедневные занятия с детьми задания и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук:


Пальчиковые игры.


Пальчиковая гимнастика. (тема семья: этот пальчик.  Тема:  «Фрукты»

Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.


Транспорт

Будем пальчики сгибать -

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.


«Капуста».

Мы капусту рубим, рубим.   \ладошками рубим\

Мы морковку трем,трем.       \кулачки трут друг  друга\

Мы капусту солим, солим.     \солим щепоткой\

Мы капусту мнем, мнем.        \ пальчики сжимаем и разжимаем/


Лошадки.

По дороге белой, гладкой (Гладят поверхность стола.)

Скачут пальцы, как лошадки. (Пальчиками «скачут» по столу в ритместихотворения.)

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.


  • Массаж пальцев и рук.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо  СуДжок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо  СуДжок на указательный палец)

 -С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо  СуДжок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо  СуДжок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо  СуДжок на указательный палец).

Массаж пальцев эластичным кольцом.

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая    

стихотворение пальчиковой гимнастики).

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — я, вот и вся моя семья.

Игры с конструктором, мозаикой.

       Ученикам нравится работать с конструктором.  И если вначале они с трудом закручивали гайку на болт, то сейчас этот процесс проходит намного быстрее. Охотно дети играют с «Лего», из которого собирают различные фигуры и даже сюжеты, а также с мозаикой.

Геоконт" Воскобовича

Сконструируйте различные геометрические фигуры разного размера, постройте домики с помощью резинок или какую-либо другую фигуру. Учитываем индивидуальные особенности ребенка, от простого к сложному.

  • познакомиться с разными геометрическими фигурами, их особенностями;

  • выучить основные цвета, формы и величины;

  • будет учить работать по образцу и по схеме из пособия;

  • придумывая собственные схемы малыш будет развивать воображение;

  • развивать мелкую моторику, которая очень важна для ребенка.

Мозайка

1. Одиночное выкладывание (т. е. произвольно по всему полю) Игровая ситуация «Идет дождь»

2. Выкладывание вплотную друг к другу (без просветов) Игровая ситуация «В лужице плавает уточка»

3. Выкладывание вплотную друг к другу (по горизонтали и вертикали) Игровая ситуация «Травка» Игровая ситуация «Цветочек» Выкладывание по горизонтали или вертикали требует тщательного подбора игрового поля, т. к. не любые его варианты позволяют расположить детали рядом друг с другом без просветов, строго соблюдая ровную линию.

4. Игровая ситуация «Выглянуло солнышко».

Работая с детьми с ОВЗ, целесообразно сначала показать детям вариант выкладывания готового узора и предложить его повторить.При этом можно использовать не только детали мозаики, но и другие материалы (камешки, бусинки, разноцветные шнурки, кусочки ткани и т. п.).


Шнуровки.

Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянуться к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Функциональные коврики.

    Функциональные   коврики  с пуговицами. К ним прилагается некоторый набор   форм  с прорезями посередине, которые нужно пристегнуть к пуговицам. Это  упражнение может послужить еще и развитию способности классифицировать предметы. Сегодня мы «собираем» цветочную полянку. Завтра — фруктовую. Послезавтра — геометрическую и т.д.

Игры с крупами.  

      Игра с крупами оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать,  катать  пальцами, придавливать крупу  пальцами обеих рук к столу. Пересыпать крупу из рук в руки, «сухой бассейн», «спрячь  и найди игрушку». Так же можно сделать аппликацию с круп.



Игры с пуговицами.

        Пуговицы открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру; перекладывать, пересыпать из руки в руку, делать пуговичный массаж.    

Игры с бумагой.

        Можно много придумать игр с бумагой.  Складывание различных фигур, вырезание ножницами линий, рисунков, трафаретов. Создание  аппликаций, мозаики.


Игры с прищепками.


Игры с пластилином.  

      Работа с пластилином, кроме развития моторики, вызывает у ребенка много и положительных эмоций.  Его мы учились раскатывать, лепить небольшие формы.  Затем перешли к картинам. Готовую заготовку  ребенок   дополняет фигурами из пластилина.

      При составлении картин пользуемся формочками. С их помощью вырезаем  фигурки и составляем вместе с ребенком сюжет. Первоначальная работа с пластилином помогла в дальнейшем выкладывать геометрические фигуры,  лепить из пластилина  буквы, цифры и выполнять различного рода "Отпечатки". Раскатываем пластилин и экспериментируем всем, что находится под рукой: кубики, расческа, конструктор, крышки от бутылок, пуговицы.  А затем закрываем глаза, руками проводим по полученной поверхности и говорим, что ощущаем.

 

 Рисование.

   В процессе рисования у детей формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.  В своей работе используем не только карандаши, но и рисование красками, пальчиками, ладонью, по трафарету.  Хочется отметить тот факт, что если в начале дети использовали темные тона, то сейчас все чаще в руках оказываются яркие краски. Лучше стали соблюдать контур.


         В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет им:

 - овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;

 -  лучше адаптироваться в практической жизни;

 -  научиться понимать многие явления окружающего мира.

       Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании и придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.



7