СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ на занятиях кружка «Умелые руки»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье - докладе  освещается,как разивается мелкая моторика у обучающихся с ОВЗ на занятиях кружка "Умелые руки". Кружок посещают школьники 1-8 классов, но в основном это  ученики начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ на занятиях кружка «Умелые руки»»

Педсовет «Дополнительное образование – необходимое условие для успешной социализации обучающихся школы-интерната» Март 2022


Развитие мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ

на занятиях кружка «Умелые руки»


Руководитель кружка «Умелые руки» Москаленко Е.В.


Немаловажное влияние на социализацию и подготовку обучающихся к взрослой жизни воспитанников школы-интерната оказывает предмет технология и занятия в кружке «Умелые руки». Они мотивируют детей к познанию мира, творчеству, содействует личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации.

На занятиях есть много возможностей в области социализации учащихся, которые проявляются в следующем: 
- воспитанники включаются в реальные социально-трудовые отношения, работая в группе, иногда разновозрастной, учатся распределять объём работы поэтапно, при выполнении коллективной работы и выполняют определённые для них роли;
- находятся в нормативно-правовом пространстве, соблюдают правила безопасной работы с инструментами и оборудованием, выполняют дисциплинарные и санитарно-гигиенические требования;
- расширяют технологические знания, совершенствуют навыки работы с оборудованием;
- формируют навыки партнёрской деятельности;

- проявляют творческую активность.

Занятия кружка позволяют развивать много разных направлений: 
1) Воображение, творческую направленность, мелкую моторику, фантазию.

2) Умения добывать знания, работать с дополнительными источниками информации, перерабатывать эти знания и использовать их. 
3) Умения общаться, формировать определенную коммуникативную культуру, способствующую эффективному общению со сверстниками и со взрослыми и помогающую реализовать свои способности и возможности.

Приоритетными задачами работы кружка являются:

- развитие художественно-творческих способностей.

- укрепление психического и физического здоровья учащихся;

- развитие личностных качеств (эмоционально-волевой сферы, познавательной активности, ответственности, креативности, эмпатии, рефлексии).

Для успешного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения необходимо учитывать такие факторы, как глубина патологии основных зрительных функций, течение заболевания органа зрения, офтальмо - гигиенические и эргономические требования к условиям обучения названной категории детей, положение ребенка в семье (игнорирование дефекта и его последствий; гиперопека; понимание и учет особенностей развития ребенка и т. п.), характер, тяжесть вторичных отклонений в развитии и другие факторы.

На занятиях кружка «Умелые руки» для развития и коррекции обучающихся с нарушениями зрения следует включать в содержание занятий: материал, современные компьютерные программы, позволяющие максимально использовать знания (об эмоциях, чувствах, способах их проявлений), умения (узнавать, называть, соотносить, моделировать эмоциональные состояния).

При выполнении различных заданий на занятиях кружка, изготовлении поделок особое место занимает развитие мелкой моторики рук. Именно благодаря движениям и посредством движений человек познает окружающий мир и самого себя. Для слабовидящего школьника изучение двигательных действий в сфере трудового воспитания является основой, поскольку движение для него выступает как объект, средство, цель совершенствования навыков. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития такого ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, завязывание шнурков, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т.д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а опять же развивать речь ребенка, о чём уже говорили. Каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

Ручной труд, занятия кружка «Умелые руки» тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно - творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Изготовление различных поделок благотворно влияет на психику ребёнка, так как это успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитьё, вышивание, работа с пластилином или цветной бумагой, ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, его отпускает напряжение, наступает успокоение. Это позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятия помогают адекватно выразить эмоциональное состояние школьника: гнев, обиду, боль, радость.

Еще В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Конечно, не у всех детей, хорошо развита мелкая моторика рук, не все готовы к активной работе в учебном процессе. Практического опыта у них мало, познания окружающего мира сужены. Где-то это вина родителей (проще купить застёжку-липучку, чем завязывать шнурки), где-то заболевания ребёнка. Из-за плохо развитой мелкой моторики при ощупывании предметов руки у детей малоподвижны, пальцы судорожно сжаты, напряжены или вялые и расслабленные. Руки у них часто потеют и холодные – все это препятствует полноценному развитию осязательного восприятия. Некоторые учащиеся не владеют приемами обследования, т. е. не умеют ощупывать предметы, легко к ним прикасаясь, затрудняются в выполнении других предметно – практических действий. И всё это и развивают на занятиях по коррекции, кружковых занятий направления ДПИ и уроках технологии .

В кружок ходят обучающиеся 1-8 классов, но основная часть, конечно, это 1-3 классы. Моя задача вовлечь и заинтересовать их ручной работой. Для этого на первых этапах работы выбираю задания, чтобы результат был виден сразу. Детям интереснее, когда свою работу они могут сделать за 1-2 занятия кружка.

Более конкретную работу и её результаты можно увидеть в презентации.



Работа с цветной бумагой и картоном.

Много разных работ можно создать из этих материалов. Можно использовать прием «рваной бумаги», скатывать бумагу в шарики, делать простую аппликацию. Работают кончики пальцев, ладошка, хватательные движения, совершенствуется навык работы ножницами.

Работа с картоном и нитками в технике «Изонить».

Изготовление закладок, картинок. За одно – два занятия у ребёнка готово изделие. Это поднимает эмоциональный фон и уверенность его в своих силах. Ребенок учится отмерять нитки, завязывать узелки, ориентироваться на плоскости работы, формируются навыки работы согласно инструкции в определённой последовательности (по и против часовой стрелки), закрепляют знания видов геометрических фигур.

Работа с фетром.

Делают закладки для книг, небольшие сувениры, игрушки, делают на них аппликацию. В этой работе задействованы все пальцы и кисти рук. Это очень хорошо развивает движение кончиков пальцев.

Работа с тканью.

Делают игольницы, игрушки, иногда предварительно вышивают. Укрепляется двигательный аппарат пишущей руки, развивается и укрепляется мелкая мускулатура кисти рук, совершенствуется координация движений.

Работа с пластилином.

В основном работают мальчики, Делают небольшие работы, плоские, объёмные, мини панно. Здесь много разных техник: раздавливание, разминание, прищипывание, заглаживание и .д.. Задействованы пальцы и кисти рук, согласованы действия обеих рук, укрепляется сила рук, движения.

Вышивка нитками, лентами.

Вышивку выполняют девочки на принте (готовой картинке) или с чистого листа. Учу их задействовать обе руки, проявлять фантазию в подборе композиции, составлении цветовой гаммы. Работают кончики пальцев, хватательные движения, совершенствуется навык работы иголкой, ножницами. Развивается точность и координация движений рук и глаз, укрепляется мелкая мускулатура кисти рук.

Изготовление изделий из бусин.

С этим видом работы справляются как слабовидящие дети, так и слепые. Делали браслеты, изготовление которых помогают скоординировать движения обеих рук, формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (форма, величина). Простое перекатывание бусин или бисера на кончиках пальцев дает хороший результат.



Благотворительные мероприятия.

Хорошей традицией стало участие воспитанников кружка в благотворительных мероприятиях. Именно для них обучающиеся 2- 8 классов нашей школы несколько раз изготавливали игрушки, замечательные открытки с пожеланиями, цветы ко Дню пожилого человека, к Новому году. Работы были переданы подопечным Симферопольского пансионата для престарелых и инвалидов.

Здесь развивается не только мелкая моторика, трудолюбие, ответственность за общее дело, друг перед другом, но и моральные качества: сострадание, внимание к человеку, который в силу разных жизненных обстоятельств остался без семьи. После таких поступков можно испытывать и гордость за свой труд.

Неделя воспитательных групп и кружков.

Изготавливая разные работы, дети расширяют свои знания в техниках ДПИ, осваивают их, активно участвуют в мероприятиях и выставках разного уровня. Во время недели воспитательных групп и кружков проходят разные интересные мероприятия, призванные стимулировать детей посещать занятия кружка.

Выставки.

Каждый год проходит несколько выставок работ, выполненных на уроках технологии или занятиях кружка «Умелые руки» в библиотеках города: в школе - интернате, в ГБУК РК «Республиканская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я.Франко», в Республиканской крымскотатарской библиотеке им. И. Гаспринского, городской библиотеке им. А.П.Гайдара.

Конкурсы.

Активно участвуют в конкурсах. Не всегда завоёвывают призовые места, К сожалению, в последние годы наши дети всё чаще не конкурентно способны, но и у нас бывают победы. Например, в 2019-2020 году участвовали в 7 конкурсах, в 2 заняли призовые места, в прошлом году в 9 конкурсах - в 4 вышли в призёры.

Фото занятий.

Хоть группы разбиты по возрастным категориям, в силу различных причин на занятиях могут присутствовать обучающиеся 1-2 и 7 классов. И это иногда очень интересно. Старшие помогают малышам, младшие с удовольствием общаются со старшими, в целом всегда хорошая дружественная обстановка.

Минусы.

Посещаемость, особенно обучающихся 6-8 классов.


Вывод.

Занятия кружка «Умелые руки» имеют огромное значение не только для развития мелкой моторики рук, но и для формирования личности ребенка и воспитания моральных качеств, добросовестного отношения к труду, чувства коллективизма, дисциплинированности, ответственности за порученное дело.

Мелкая моторика помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, читать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым, лучше познать мир, в котором он живет. Навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя, позволяют ребенку на равных со «зрячими» участвовать в играх. Способствует психическому успокоению, повышению самооценки ребенка, так как дают возможность приобрести социальный опыт, успешнее социализироваться в будущем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!