СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики у ребенка раннего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такого особенного в этой моторике? Почему она – мелкая? Если мелкая, так, может, неважная? Мелкая – значит, управляет движениями мелких мышц, делает возможными манипуляции с карандашом, кисточкой, кубиками, ложкой. Словом, мелкая моторика — это высоко скоординированная деятельность, которой наш мозг управляет особо точно.

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики у ребенка раннего дошкольного возраста.»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Развитие мелкой моторики у ребенка раннего дошкольного возраста


Что такого особенного в этой моторике? Почему она – мелкая? Если мелкая, так, может, неважная? Мелкая – значит, управляет движениями мелких мышц, делает возможными манипуляции с карандашом, кисточкой, кубиками, ложкой. Словом, мелкая моторика — это высоко скоординированная деятельность, которой наш мозг управляет особо точно.

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция.

1. Пальчиковые игры. Для развития мелкой моторики родителям рекомендуется играть с детьми в пальчиковые игры. Особенно это касается родителей 2 и 3-летних малышей, у которых в этом возрасте происходит активный рост и развитие мышечной системы. Пальчиковые игры простые и забавные, улучшают память и восприимчивость ребенка и развивают мелкую моторику рук. Кроме этого мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, познавательных процессов: мышление, внимание, память, восприятие.

Самым ярким примером пальчиковой игры является всем известная присказка про сороку-белобоку. Каждому из нас читали её в детстве заботливые мамы и бабушки. Она существует в различных вариациях, но в основном текст её таков: «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила». Дальше идет перечисление всех её деток, которых сорока накормила кашкой, при этом загибаются по очереди все пальчики на ладошке ребенка.

Ещё одной распространённой игрой являются «Пчелки». Вы опираетесь локтем на стол, ваша рука изображает дерево. При этом вы говорите следующий текст: «Домик маленький на ёлке, дом для пчёл, а где же пчёлки? Нужно в домик постучать,». После этого вы просите ребенка постучать кулачком в «домик» — ваш сжатый кулак. «Раз, два, три, четыре, пять» — просите малышка загнуть пять пальчиков, «…стали пчёлки вылетать», на этом моменте вы с ребенком должны изобразить ладоням полёт пчелок, сжав пальцы так, как будто держите щепотку соли.

Также можно поиграть с ребенком в «Гусей». Сложите ладонь так, как будто изображаете гуся (большой палец соедините со средней фалангой среднего пальца) и попросите ребенка сделать так же. После этого движением большого пальца изобразите, как гусь открывает клюв и разговаривает с малышом, приговаривая: «Гуси-гуси! Га-га-га! Есть хотите! Да-да-да!». Пусть ребенок тоже участвует в «разговоре» и отвечает вам такими же действиями. Это упражнение поможет ему в дальнейшем с легкостью приучиться к правильному письму и обращению с карандашами и ручками.

Ещё одной очень полезной пальчиковой игрой являются «Паучки». Представьте, что вы держите в руке яблоко и сложите ладонь в форме купола. Быстро перебирая пальцами изобразите бег паука, предложите ребенку изобразить аналогичного малыша-паучка. Попробуйте немного пощекотать ребенка «пауком», это вызовет ответную реакцию и таким образом в форме игры вы будете развивать в нем помимо мелкой моторики рук ещё и скорость реакции и внимательность.

В трёхлетнем возрасте ребенок должен отчётливо говорить и запоминать небольшие стихотворения. Разучите с ним известный стишок про мишку.

«Мишка косолапый по лесу идёт

Шишки собирает, в корзиночку кладёт.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился, и ногою топ!»

При этом вам и вашему малышу нужно изображать все действия мишки – пальцами покажите, как мишка идёт (средним и указательным пальцами перебирайте по ровной поверхности), как он шагает, собирайте невидимые шишки, потрите с досадой лоб, топните ногой. Такая игра развивает не только моторику рук и пальцев, но и воображение у вашего ребенка, а также проявляет в нём актёрские таланты.


Комплексному развитию мышц рук и ладошек поможет игра-присказка «Цветочек»:

Семечко в земле растёт (ручки сложены в кулаки), оно выросло и дало росток, а на нём вырос маленький бутон (пальчики сложить щепоткой), солнышко светит, бутончик греется и раскрывается красивый цветок (широко раскрыть ладонь), ветер дует на цветочек (покачать кистью в разные стороны, как будто от ветра) и в землю попадает новое семечко (вторая рука сжимается в кулачок, игру повторить второй рукой).

Известная игра про зайчика и охотника:

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди пальчики)

Вышел зайка погулять

Вдруг охотник выбегает

Прямо в зайчика стреляет (изображаем пистолет большим и указательным пальцами)

Пиф! Паф! Ой-ой-ой (в такт стучим кулачками друг о друга)

Умирает зайчик мой (кладём ладошки на стол или колени)

Я кладу его в корзинку (складываем руки так, как будто хотим зачерпнуть воды)

И несу его домой,

Оказалось, он живой! (хлопаем в ладоши)

Какую бы игру вы ни выбрали для вашего малыша, никогда не забывайте о том, что вы должны произносить слова чётко, внятно и с выражением, стараться помочь ребенку запомнить эти несложные стихотворения. Такие игры не только развивают мелкую моторику пальцев, но и память, сосредоточенность и воображение, а также поможет запоминать какие-то важные факты (времена года, названия животных и растений и т.д.)

2. Игрушки из домашнего хозяйства. Дети очень любят играть с инструментами в папином ящике, пуговицами и катушками ниток из маминой коробки с рукодельем. Стоит взять этот исследовательский пыл под контроль, а не ограничивать. Чайная ложечка и изюминки могут стать настоящим экскаватором, а крышка от кабачковой икры самосвалом – и помочь освоить точные движения кисти. Прищепки – это просто кладезь возможностей! Их можно соединять в кольцо, делать из них гирлянду или бусы, можно собрать из прищепок даже собачку. И подобных удивительных предметов в квартире огромное количество. Главное, помнить о технике безопасности.

3. Прокалывание дырочек и нанизывание. Это отдельная, очень интересная и многогранная игра. Ведь нанизывать можно почти все. Те же прищепки – на бельевую веревку, бусинки – на леску, макароны, изюм и курагу, взятые на кухне – на ниточку. Взрослые могут предложить игру на любой вкус: подобрать цвет, подобрать размер, чередовать большие и маленькие бусины, перемежать оранжевые пластиковые бусины синими деревянными. В процессе такой игры малыш не только учится согласовывать свои движения, развивая мелкую моторику, но и получает данные о форме, размере, сочетании вещей, возможностях небанального использования привычных предметов.

4. Рисование. Если вы пока не сделали ремонт в какой-нибудь комнате – используйте эту возможность по полной программе. Дайте ребенку предметы для рисования. Пусть он ощутить всю прелесть от «праздника непослушания»! Одновременно малыш будет осваивать правильный захват карандаша, фломастера или мелка, а заодно удовлетворит страстное желание всех начинающих художников – рисовать на стенах. Рисовать можно и в менее экстремальной манере: на асфальте мелками, на бумаге — чем угодно. Можно купить или сделать самим трафареты разных форм, обводить их или закрашивать пустое место краской.

5. Игра в «утюжок». Своеобразный массаж ручек: вместе с деткой сначала смять бумажные листы, а затем разглаживать, будто утюжить. Для маленьких ладошек здесь много дела: сжимать, мять, гладить, распрямлять. А если еще устроить соревнование кто быстрее?! Ненавязчивое и веселое занятие по развитию мелкой моторики у детей 2-3 лет!

6. Лепка. Неважно, пластилин, глина или тесто – мягкие и пластичные, эти материалы легко поддаются надавливанию, легко формируются, но при этом требуется немалая ловкость, чтобы придать им нужную форму. Это друзья, с которыми малышу не будет скучно, но сначала придется постараться найти с ними общий язык.

7. Развивающие игрушки. Ассортимент всяких шнуровок, сортеров, штампиков, мозаик и конструкторов самого разного размера (важно: чем младше возраст – тем крупнее детали!) - огромен. Кто-то предпочтет деревянные игрушки, кому-то по душе – пластмасса. По большому счету самое главное – качество и безопасность, а так все это – верные помощники неравнодушного и любящего родителя, который дает возможность своему ребенку развиваться максимально полно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!