СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие метапредметных компетенций обучающихся на внеурочных занятиях спортивно-оздоровительной направленности

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед школой на современном этапе стоит задача выявления и развития способностей каждого ученика, достижение им не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Стандарт ориентирует педагогов на формирование у ученика  ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру.

Просмотр содержимого документа
«Развитие метапредметных компетенций обучающихся на внеурочных занятиях спортивно-оздоровительной направленности»

Развитие метапредметных компетенций обучающихся на внеурочных занятиях спортивно-оздоровительной направленности



Перед школой на современном этапе стоит задача выявления и развития способностей каждого ученика, достижение им не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Стандарт ориентирует педагогов на формирование у ученика ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру.

Решение данных вопросов осуществляется как на уроках, так и на внеурочных занятиях, среди которых отдается предпочтение занятиям спортивно-оздоровительной направленности. Это объясняется тем, что уровень здоровья подрастающего поколения продолжает снижаться. Число абсолютно здоровых детей уменьшилось до 3,3%; количество хронических больных – до 58,8%. Оценка физического развития детей, которая является одним из показателей здоровья, свидетельствует, что 20% школьников имеют отклонения: избыток веса, низкий рост... Число детей, занимающихся физкультурой в основной группе, не превышает 50%. Из-за плохого здоровья около 1 миллиона детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. Более 20% юношей не годны к службе в армии по состоянию здоровья, 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке. Современные школьники, особенно старшей возрастной группы, имеют низкую мотивацию к спортивным занятиям.

дВ нашей школе создана система внеурочных занятий с высоким уровнем двигательной активности. Одним из курсов является «Баскетбол», особенностью которого является то, что он проводится на улице. Для этого в лицее имеется необходимая спортивная база в соответствии с требованиями СанПиН: стадион с искусственным покрытием, баскетбольная и волейбольная площадки, хоккейная коробка с искусственным покрытием, силовой городок.

Внеурочные занятия с детьми на свежем воздухе являются не только приятным времяпрепровождением, но также способствуют развитию метапредметных компетенций (метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов).

На внеурочных занятиях «Бакетбол», которые являются продолжением уроков физической культуры, формируются следующие универсальные учебные действия:

Личностные:

1.Самоопределение.

2.Смысло-образование.

Регулятивные:

1.Соотнесение известного и неизвестного.

2.Планирование.

3.Оценка.

4.Способность к волевому усилию.

Познавательные:

1.Формулирование цели.

2.Выделение необходимой информации.

3.Структурирование.

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи.

5.Рефлексия.

6.Анализ и синтез.

7.Сравнение.

8.Классификации.

9.Действия постановки и решения проблемы.

Коммуникативные

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами.

2.Постановка вопросов.

3.Разрешение конфликтов.

Включение в режим школьника занятий на свежем воздухе является не менее значимым, чем крепкий сон и сбалансированное питание. Занятия на свежем воздухе способствуют физическому развитию школьников: укрепляют иммунитет и повышают устойчивость к простудным заболеваниям. Свежий влажный воздух является одним из обязательных условий при лечении инфекционных заболеваний органов дыхания. Активные формы работы с детьми на свежем воздухе - отличное средство для борьбы с детским ожирением, которое в последнее время встречается довольно часто.

Для того чтобы у ребенка были крепкие и здоровые кости, а при ежегодном измерении роста отметка не стояла на месте, детскому организму необходимы кальций и витамин D. Если первый можно получить из продуктов, то витамин D образуется под действием ультрафиолета. Поэтому занятия с детьми на свежем воздухе в солнечную погоду являются некой профилактикой переломов костей, которые, к сожалению, не являются редкостью для детского возраста. Занятия с детьми на свежем воздухе особенно полезны для эмоционального развития обучающихся. На улице перестают действовать все «школьные» запреты, которые накладываются с целью предупреждения порчи материального имущества. На улице нет стен, окон и хрупких предметов; можно прыгать и бегать. Это позволяет ребенку почувствовать себя свободным, снять напряжение, выплеснуть переполняющую энергию.

Важнейшей составляющей внеурочных занятий на свежем воздухе является общение со сверстниками. Во время игры в баскетбол ребята объединяются в команды, учатся сотрудничать между собой, оказывать поддержку в нужную минуту. Командная игра направлена на развитие универсальных учебных действий.

Г.А. Цукерман выдвинула идею о том, что одной из психологических проблем на современном этапе является проблема кооперации со сверстниками. Сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослым. В отношениях ребенка со взрослым последний ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка. Замечено, что дети могут делать ошибки в уже сформировавшихся действиях и с легкостью их находят, но только при помощи взрослых. По мнению Г.А. Цукерман, это происходит потому, что учитель передает только операционный состав действия, но остается держателем его смыслов и целей.

При совместной работе со сверстниками равноправное общение обогащает ребенка опытом контрольно-оценочных действий и высказываний. Анализируя взаимодействие детей, Г.А. Цукерман выделила две характеристики учебной деятельности.

1. Независимость от взрослого. Роль взрослого состоит в организации работы и ее «запуске», а затем дети работают самостоятельно. К учителю они обращаются очень редко, но взаимодействуют со сверстниками. Это обеспечивает учет позиции партнера, его точки зрения, способствует децентрации, что ведет к развитию рефлексии.

2. Обращенность не столько на результат, сколько на способ своих и партнера действий. Работа строится в форме «ситуации педсовета»: дети выполняли роль учителей разных классов и обсуждают, какие упражнения надо дать тому или иному классу. В ходе обсуждения отмечается высокий мотивационный уровень учащихся.

Содержание внеурочных занятий на воздухе строится на основе авторской программы, включающей разминку, подвижные игры и спортивные упражнения. На занятиях уделяется большое внимание повышению уровню физической подготовки. С этой целью делается акцент на высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря включению пробежек, использованию фронтального и группового методов организации детей при выполнении основных движений, подбору игр и эстафет. Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное сочетание нагрузки и активного отдыха: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, упражнения в равновесии).

При проведении занятий создаются условия, чтобы не только обучать детей двигательным навыкам и повышать функциональные возможности их организма, но и решать образовательные и воспитательные задачи, тем более что занятия на воздухе создают для этого благоприятные возможности.

Внеурочные занятия проводятся в соответствии со структурой Э. Б. Давыдова и включают следующие этапы:

1 этап - мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл.

2 этап - учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия.

3 этап - учебные действия – те действия, с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. все те действия, которые ученик производит на уроке (специфические для физической культуры и общие).

4 этап - действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи.

5 этап - действие оценки – те действия, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи.

На все этапах занятия обучающимся предоставляется возможность действовать самостоятельно, что и определяет во многом требования Федерального образовательного стандарта. Учителю в этой ситуации работать сложнее (из транслятора знаний он становится навигатором по поиску, отбору, анализу, проверке достоверности полученной информации сложнее), но интереснее. Главная задача педагога - овладение учащимися универсальными учебными действиями, которые лежат в основе   успешного освоения любого предмета.


Список литературы:


  1. Бальсевич, В. К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -  2002. – № 3. – С.33-35.

  2. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. – №5. – С. 15-18.

  3. Федеральные государственные  стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008. – 14с.