СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие метапредметных умений и навыков учащихся в ходе исследовательской и проектной деятельности в процессе обучения технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ  МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ.

Просмотр содержимого документа
«Развитие метапредметных умений и навыков учащихся в ходе исследовательской и проектной деятельности в процессе обучения технологии.»

Белгородская область город Старый Оскол

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»







«ПРОЕКТНАЯ И УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»







Выполнил:

Литвинов К.В ,

учитель технологии

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»








Старый Оскол

2020


ПРОЕКТНАЯ И УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


  В современной школе закладываются основы гуманитарной, естественнонаучной и технологической культуры молодежи, определяющей потенциал страны, который должен обладать достаточно высоким и разносторонним образованием. [1]

Актуальная задача образования – формирование и развитие универсальных учебных действий решается в ходе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. К таким видам деятельности традиционно относят исследование и проектиро- вание. Педагогическая эффективность руководства исследовательской и проектной деятельностью учащихся во многом зависит от теоретической подготовленности учителя.

На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры. процесс становления проектной деятельности предполагает и допускает наличие проб в рамках совместной деятельности обучающихся и учителя. На уровне среднего общего образования проект реализуется самим учащимися или группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать активизации и поддержки интеллектуальной, поисковой, исследовательской и творческой деятельности учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.[3]

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в среднем звене школы является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

      «Технология» (предмет) способствует развитию качеств личности в процессе практической деятельности более эффективно, чем при решении задач на других предметах и помогает успешной социализации учащихся в обществе, так как является практико- ориентированным.

Учителя технологии в своей работе применяют метод проектов, при использовании которого решается ряд исследовательских, творческих задач. В процессе работы над проектом учащиеся большое внимание уделяют исследовательской деятельности.

 Проектная технология на уроках обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Под метапредметными результатами школьного образования понимаются такие способы действий, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.[2]

Именно овладение обучающимися обобщёнными способами решения учебных задач, познавательными, регулятивными, комуникативными, личностными учебными действиями создаёт основу для формирования и развития метапредметных умений.[4]

Исследовательская и проектная деятельность школьников должна быть организована таким образом, чтобы подростки смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя, различного рода, отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки должны овладевать нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобрести навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.[2]

 В современном обществе не пропадает интерес к национальной культуре, в частности к ее декоративно-прикладному искусству. В каждой школе есть учащиеся с интересом занимающиеся творчеством: выпиливание, резьба по дереву, конструирование, художественная обработка материалов.

  Удовлетворение интереса учащихся к национальной культуре на уроках технологии возможно с помощью проектной технологии, ведь на выполнение исследовательской и созидательной деятельности отводится от 12 часов и более.

   Для повышения эффективности обучения применяется и метод учебных исследований, направленный на расширение и углубление знаний по предмету. Темы учебных работ перекликаются с содержанием предмета и народным творчеством, историей и культурологией. Например: «Художественная обработка древесины и металла», «Декоративно-прикладное искусство», «Выпиливание», «Деревянные игрушки».

При выполнении исследований по предложенным темам ребята погружаются в мир народного творчества, глубже знакомятся с особенностями ремесел народов нашего края и России, изучают творчество местных мастеров.

На каждом этапе выполнения проектов учащиеся овладевают метапредметными умениями и навыками.

Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у учащегося. 

В ходе выполнения проектов ребята получают опыт использования современных технических средств, навыки индивидуальной и коллективной работы, функциональные навыки исследования. Работая в группах или самостоятельно, вырабатывая свою точку зрения на поставленную проблему, обучающиеся активизируют личностную позицию, что положительно влияет на качество образовательного процесса.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.


«ЛИТЕРАТУРА»

  1. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий.

  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

  3. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.

  4. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182.

  5. Сайт «Социальная сеть работников образования nsportal.ru»

  6. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!