СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие методического навыка конструирования урока с использованием кейс-технологий в модульном обучении.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предложен теоретический материал по применению кейс-технологий.  Даны примеры по использованию данной технологии на уроках технологии.

Просмотр содержимого документа
«Развитие методического навыка конструирования урока с использованием кейс-технологий в модульном обучении.»

Преставление опыт работы учителя

МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

Переваловой И.Ю.


Развитие методического навыка конструирования урока с использованием кейс-технологий в модульном обучении.



Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле...

Я. А. Коменский


Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и предоставить обоснованное решение.

Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY. В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-технология – это не повторение за преподавателем, не пересказ конспекта или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Формат и структура кейса:

- сюжетная часть — описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение (контекст ситуации), при котором развивается ситуация,

- информационная часть — информация, которая позволит правильно понять развитие событий,

- методическая часть — разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для учащихся и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя.

Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ.

Данная технология помогают повысить интерес к изучаемому проблеме, развивает такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Не все сразу оценивают данный метод. Но испробовав его, активно включаются не только в рассмотрение, но и в составление кейсов.

По сравнению с традиционными методами обучения кейс-метод имеет ряд неоспоримых достоинств.

  • Традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс-технологии – на применения имеющихся знаний в конкретной ситуации для решения определенной проблемы. Можно сказать, что кейс метод позволяет соотносить теорию с реальной жизнью и формирует навыки использования теории, методов и принципов, что дает более широкое представление о предмете нежели исключительно академическое образование.

  • В кейс-методе акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку. Не повторить, а найти новое нестандартное решение – это увлекательно и интересно. Обучающиеся оказываются эмоционально вовлечены и поглощены процессом, что приводит к более эффективному усвоению знаний и навыков.

  • Кейс-метод позволяет совершенствовать навыки, которые оказываются крайне необходимы в реальной жизни (причем, как в профессиональной, так и в повседневной):

В жизни всем нам необходимо умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Кейсами могут служить легенды, басни, статьи из периодических изданий, сюжеты мультфильмов, фильмы.

Кейсы придают занятиям благоприятный эмоциональный фон, превращают участников образовательного процесса из пассивных слушателей в активных участников.

Работа над кейсами позволяет получить жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.

У участников работы над кейсами развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде, что весьма актуально в настоящее время.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что кейс-методу свойственны некоторые недостатки. Он требует подготовленности, наличие навыков самостоятельной работы. Неподготовленность, неразвитость мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса.

Технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему (противоречие, вопрос), способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение. Обучающимся предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Считается, что оптимальное решение может быть одно, тогда как альтернативных решений – несколько.

Под проблемной ситуацией понимается соотношение обстоятельств и условий, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения, в рамках которых разворачивается деятельность обучающегося или группы. В этом случае перед обучающимися возникает необходимость развивать знания, открывать новое в известном.

Применение кейс-технологии в обучении позволяет учителю реализовать проблемное обучение, оценить сформированность компетенций (способность работать в команде, способность к самоорганизации и самообразованию, способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использование информационных, компьютерных и сетевых технологий, способность учитывать современные тенденции развития техники и технологий в своей профессиональной деятельности и др.).

Кейс-технология направлена на развитие междисциплинарных знаний и умений, так как решение проблемной ситуации может быть на «стыке» разных наук, требовать применения знаний из других дисциплин и научных областей.

Установление междисциплинарных связей происходит в процессе работы обучающихся над кейсом (при его анализе и выработке решения).

Поиск решения проблемы способствует развитию метапредметных знаний и умений обучающихся, в том числе коммуникативные навыки и, так называемые, soft skills: умение работать в команде, проявлять гибкость, улаживать конфликтов, умение убеждать и искать компромиссы и др.

Можно использовать готовые кейсы из учебной литературы, ситуации из СМИ и Интернета, вымышленные ситуации. Информация в кейсе может быть недостаточной или избыточной для его решения и может быть представлена в разных форматах: в печатной форме, видео, мультимедиа (сочетание текстовой, звуковой и видеоинформации) и др.

ВИДЫ КЕЙСОВ

Принято выделять следующие виды кейсов:

По источнику исходной информации:

• «полевые» — основанные на реальном фактическом материале (из производственного опыта), имеющие выход на профессиональную деятельность; варианты решения заложенной в кейсе проблемы могут существовать в реальности и применяться в настоящее время;

• «кресельные» — вымышленные кейсы (смоделированные, гипотетические, предполагаемые ситуации)

По степени сложности:

• низкой сложности («ситуации-иллюстрации») — представляют собой иллюстрацию к теории на конкретном занятии, подразумевают разбор перечисленных в кейсе вопросов, нахождение на них ответов;

• средней сложности («ситуации-оценки») — представляют собой небольшое по объему описание ситуации, подразумевают обсуждение содержания кейса и его решение непосредственно на занятии;

• высокой сложности («ситуации-проблемы») — представляют собой исследовательскую работу обучающихся над содержанием кейса от нескольких дней до нескольких месяцев с представлением результатов работы.

Итогом работы над кейсом, независимо от степени его сложности, должен быть определенный интеллектуальный продукт (проект, модель, рекомендации, ответ на вопрос) как вариант решения обозначенной проблемы.

Для оценки работы обучающихся (команд) при необходимости формируется «группа экспертов» из числа педагогического состава образовательной организации, приглашенных специалистов профильных организаций, экспертов в своей области, педагогов других образовательных организаций.

В роли эксперта может выступать и сам учитель. Оценивание предложенных вариантов решений кейса осуществляется на основе заранее сформулированных критериев оценивания.

Для контроля полученных знаний, умений, развития личностных качеств обучающихся по итогам работы над кейсом учитель может предложить им дополнительное задание (контрольная работа, эссе, оценка выработанных решений и др.) и на основании результатов его выполнения сделать вывод об эффективности реализации кейс-технологии на занятии.

При использовании данной технологии принято выделять следующие этапы: подготовительный, мотивационно-ориентировочный, основной, рефлексивно-оценочный.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАПЫ

1. Определение места проведения занятия с использованием кейс-технологии в учебном процессе:

2. Определение темы, цели и задач занятия с использованием кейса.

3. Выбор ситуации и разработка кейса для реализации на занятии.

4. Разработка критериев оценивания решения кейса и его представления.

5. Подготовка списка дополнительных источников информации по теме.

6. Определение формата выступлений с готовым решением кейса.

7. Знакомство обучающихся с темой предстоящего занятия, формой его проведения, особенностями работы над кейсом, мотивация к активному участию на занятии.

8. Деление на команды и распределение ролей.

9. Формирование «группы экспертов» для оценки результатов работы обучающихся.

10.Предоставление обучающимся списка дополнительных источников информации и рекомендаций по работе над.

11.Изучение обучающимися дополнительных источников информации по теме, проблеме, заложенной в кейсе.

12.Разработка обучающимися вариантов решения кейса на основе проанализированной информации.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

1. Представление и защита варианта решения предложенного кейса.

2. Координация педагогом работы обучающихся по представлению вариантов решения кейса, контроль за выполнением правил участия на занятии.

3. Организация оценивания предложенных вариантов решений кейса. Возможные критерии оценивания предложенных вариантов решения кейса:

- продуктивность;

- рациональность;

- оригинальность;

- степень решения проблемы;

- объективность,

- логичность;

- учет ситуационных рисков, последствий;

- экономическая выгодность;

- аргументированность и др.

4. Предоставление информации о существующих вариантах решения кейса в практике.

5. Совместный анализ предложенных обучающимися и существующих в практике вариантов решения кейса.

6. Совместное подведение итогов, выбор оптимального варианта решения кейса.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

1. Рассмотрение результатов работы обучающихся над кейсом.

2. Формулировка выводов об эффективности проделанной работы.

3. Осуществление контроля знаний, умений, развития личностных качеств обучающихся посредством оценки выработанных решений, проведения контрольной работы, написание эссе и др.

4. Самооценка обучающихся по результатам работы над кейсом, выявление приобретенных профессиональных знаний, умений, развития личностных качеств.

5. Самооценка учителя о проведении занятия с применением кейс- технологии, достижении поставленных целей обучения.

Рассмотрим использование кейс технологий на практических примерах.

При изучении блока «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в 7 классе использовала следующие кейсы для обучающих.

Тема урока: Искусственные и синтетические волокна. Изучение свойств ткани.

Цель урока: освоение новых знаний

Задачи урока:

  • дать представление о видах химических волокон и производства ткани из них;

  • развивать умения сравнивать, обобщать, работать самостоятельно;

  • воспитывать аккуратность и прививать интерес к предмету;

  • способствовать развитию доброжелательных отношений в группе.

На этапе подготовительно-мотивационном говорим о том, что человеку приходится выбирать себе одежду. Решаем вопрос, на что в первую очередь обращают внимание при покупке? Почему надо обращать внимание на состав ткани? Изучаем ярлыки по уходу за тканями, выписываем знакомые и незнакомые символы.

На основном этапе идет деление на группы. Каждая группа получает задание по изучению свойств ткани химического происхождения. Работают отделы по производству химического волокна; отдел по изучению свойств ткани из химических волокон; отдел изучения ассортимента материалов из химических волокон; отдел изучения мнения специалистов.

Результат работы оформляет в виде кластера или информационной карты.

В качестве критериев оценки задания выбираем лаконичность изложения, доступность, аккуратность оформления.

Подводим итоги работы.

Тема урока: Виды одежды. 7 класс.

Цель урока: освоение новых знаний

Задачи урока:

  • учить разбираться в свойствах ткани и применять эти знания в жизни;

  • проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков;

  • развивать инициативность, самостоятельность, мышление

  • прививать интерес к предмету.

Мотивационный этап. Рассматриваем следующую ситуацию: в управлении качеством сна исследования показали, что некоторые разновидности бессонницы связаны с плохой терморегуляцией. Важно понимать, что тело умеет лучше согревать себя, чем охлаждать, поэтому необходимо правильно выбрать одежду для сна. Какой должна быть идеальная пижама?

Основной этап.

Даётся задание по группам:

  1. Проанализируй информацию о различных видах ткани для пошива ночной сорочки

  2. Выбери ткань из коллекции и нарисуй эскиз своего будущего изделия

  3. Обоснуй выбор ткани с учетом полученных знаний о видах ткани

  4. Сделай презентацию своего изделия

Рефлексивно-оценочный

Подведение итогов и презентация эскиза ночной сорочки.

Раздел 3D моделирование и прототипирование и макетирование 6 класс

Тема: Космическая станция

Цель урока: освоение новых знаний

Задачи урока:

  • дать представление о геометрическом формообразовании;

  • развивать инициативность, самостоятельность, мышление

  • прививать интерес к предмету.

Мотивационный этап решаем вопрос о необходимости полетов в космос. Определяем какая планета земной группы по своим характеристикам похожа на нашу Землю. Почему? На какую планету отправиться наша космическая станция? Идет деление на группы

На основном этапе изучаем планету Марс, рассматриваем космические станции, выясняем какие могут быть в ней отсеки. Знакомимся с профессиями.

Распределяем основные роли в группе в качестве конструктора, инженера, технолога. Определяем задание для конструктора (он делает эскизный макет станции), инженера (составляет список модулей в станции), технолога (продумывает из каких материалов будет построена станция, как будут соединяться детали, какие материалы и инструменты нужны будут в работе на следующем уроке).

Рефлексивно-оценочный

Заслушиваем результаты работы, выясняем что получилось, какие были трудности. Подводи итоги работы класса на уроке.

Выводы: работа над кейсами позволяет получить жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.

Кейс позволяет сбалансировать практические и теоретические аспекты изучения тем.

А.Дистервег утверждал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».




Использованные источники


1. Багилев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по

маркетингу с использованием кейс-метода. ⦏Электронный ресурс⦐: URL: http://www.marketing.spb.ru/read/m21/;

2. Барабанова С.Л., https://sites.google.com/a/mgpt.gomel.by/case/home

2. Лузан Е.Н. Кейс как образовательная технология // Вестник Брянского государственного университета. 2012 No1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/keys-kak-obrazovatelnaya-tehnologiya;

3. Сайт «Challenge. Национальная лига кейсов». Электронный ресурс: URL: http://changellenge.com/.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!