Выступление педагога-психолога МБОУ «Лаишевская СШ» Мамыкиной Л.Н. на заседании «Школа молодого психолога» по теме «Развитие межполушарного взаимодействия у обучающихся с ОВЗ»
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое
полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете
весь мозг!
И.Соньер
У детей с ОВЗ, как правило, наблюдается несовершенство движений во всех компонентах моторики: в общей (крупной, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов. Нарушения моторики могут создавать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, сверстникам, осложнить адаптацию к школьным условиям. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развиваются его высшие психические функции. Благодаря специальной серии упражнений овладение различными движениями происходит гораздо быстрее. Это своеобразная «гимнастика мозга». С ее помощью процесс обучения детей с ОВЗ становится более эффективным.
В своей коррекционно-развивающей работе я использую игры на развитие межполушарного взаимодействия , в ходе которых развивается координация пространственного и зрительного восприятия, ведомой и ведущей руки. При помощи таких тренировок дети повышают уровень распределения внимания, развивают все познавательные процессы.Если левое и правое полушария будут работать единовременно, то обучение будет легким и эффективным.
Подобранные и предлагаемые мною игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Для формирования или развития межполушарного взаимодействия можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.
Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой.
1.Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная рабочая тетрадь.
2.Упражнение "Лезгинка"
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
3.Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
4.Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
5.Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы развиваем межполушарные связи.
6.Горизонтальная восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!
7.Мельница.
Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин.
Дыхание произвольное.
8.Пальчиковые упражнения
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
9.Зрительная гимнастика.
Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки».
Упражнения выполняются только стоя.
10. «Ладонь, кулак, ребро».
Три положения руки на плоскости стола. По команде «ладонь» кладем ладонь на стол. Команда «ребро» — ставим ладонь на стол на ребро, как заборчик. Команда «кулак» - сжимаем ладонь в кулак и ставим на стол. Меняем по очереди.
Выполняем сначала одной рукой, затем второй, а после – двумя вместе. Удобно сначала сделать медленно, а затем ускорять. Делаем сидя за столом.
11. Гимнастика Мозга. Все движения комплексов ГМ (Гимнастика Мозга) воздействуют на различные системы управления организмом. Все их можно разделить на три блока:
А. Упражнения, увеличивающие тонус коры г/м (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.). Цель: повышение энергетики коры г/м.
Б. Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации (движения конечностями перекрёстно-латерального характера). Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.
В. Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера). Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.
12. Упражнение «Солнце – забор – камень»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга. Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены. Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх. Камень – ладонь сжата в кулак.
13. Упражнение «Ротик»
Развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария).
Открыть рот, нижней челюстью делать плавные движения – сначала слева-направо, затем справа-налево.
14. Упражнение «Дожик»
Кисти рук развести над головой. Кончиками пальцев совершать легкие постукивания по всей поверхности головы, имитируя дождик.
15.Упражнение №4 «Запястье»
Развитие творческого мышления.
Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же выполнять правой рукой.
Также я предлагаю раздаточный материал для обучающихся-упражнения « Нарисуй руками».
Упражнения «Нарисуй руками»