РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ КИНЕЗИОТЕРАПИИ
Ум ребенка находится на его пальцах.
В.А. Сухомлинский
Требования и реальности нашего времени активизируют вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, в том числе детей с особенностями психофизического развития. Актуальным также становится поиск новых направлений по оказанию коррекционной помощи детям с выраженными речевыми и интеллектуальными нарушениями. Одним из таких направлений является применение кинезиологических упражнений - системы специфических двигательных навыков, способных выявить скрытые возможности человека, поднять его познавательную активность, стимулировать процессы развития памяти, внимания, мышления, речи.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей, психического и физического здоровья через использование определённых двигательных упражнений. Это достаточно новое и малоизвестное направление, которое возникло в 60-е годы 20 века. Основателем данной науки является американский исследователь и ученый Джордж Гудхард, установивший связь между состоянием мышечного тонуса и его психическим и физическим здоровьем. На основе прикладной кинезиологии в 70-годы прошлого века другой американский врач Пол Дениссон создал систему быстрых, простых и специфических упражнений, которые назвал «Гимнастикой мозга».
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально асимметричных полушарий - левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Определяющую роль в возникновении речевых патологий играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия неспособность правого и левого полушарий к интеграции.
Кинезиотерапия решает следующие задачи:
Оздоровительные:
- укрепление костно-мышечного аппарата;
- развитие дыхания;
- развитие моторной функции;
- развитие речедвигательной системы.
Образовательные:
- развитие пространственных представлений;
- совершенствование ловкости;
- развитие координация движений.
Воспитательные:
- умственное воспитание;
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- трудовое воспитание.
Коррекционные:
- развитие речевой функциональной системы;
- развитие неречевых психических процессов.
Исходя из многообразия направлений использования кинезиотерапии в логопедии и клинических проявлений общего недоразвития речи, Г.А.Волкова описала важнейшие направления работы:
1. Развитие темпа, ритма, дыхания.
2. Движения артикуляционных органов.
3. Логопедическая ритмика, способствующая развитию фонематического восприятия.
4. Коррекция речевых нарушений.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения языка и глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Упражнения для релаксации и массаж способствуют расслаблению, снятия напряжений.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Специальные кинезиологические упражнения, стимулируют активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями.
Все кинезиологические упражнения делятся на четыре группы.
Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения» [1]. Примером упражнения из этой группы может служить упражнение «Перекрестные шаги» или «Колено – Локоть».
Вторая группа - это упражнения, энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Примером упражнения из этой группы может быть упражнение «Энергетическая зевота».
Третья группа - растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий тела. Примером упражнений из этой группы может быть упражнение «Слон».
Четвертая группа - упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмизируют нервные процессы в организме, помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому. Полезный результат - повышается способность к организованной деятельности, активизируется работа памяти, учебных навыков. Например, упражнения «Позитивные точки», «Крюки».
Эффективны эти упражнения в качестве динамической паузы на уроке или занятии. Использование кинезиологического комплекса на занятиях, а также в качестве физкультурной паузы, даёт как немедленный, так и накопительный эффект, в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния.
Список использованных источников
1. Теоретические аспекты кинезиологии в области интеллектуального развития детей дошкольного возраста // М.Э.Бабаян [Электронный ресурс] : сайт — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/12/06/teoreticheskieaspekty-kineziologii-v-oblasti — Дата доступа : 25.10.2021.