СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие межполушарного взаимодействия через применение кинезиотерапии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Регулярное использование кинезиологических упражнениий на коррекционных занятиях повышает качество обучения через развитие межполушарного взаимодействия. Данные упражнения можно применять учителям начальных классов на физкультминутках, в начальном и заключительном этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Развитие межполушарного взаимодействия через применение кинезиотерапии»

РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ КИНЕЗИОТЕРАПИИ

Ум ребенка находится на его пальцах.

В.А. Сухомлинский


Требования и реальности нашего времени активизируют вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, в том числе детей с особенностями психофизического развития. Актуальным также становится поиск новых направлений по оказанию коррекционной помощи детям с выраженными речевыми и интеллектуальными нарушениями. Одним из таких направлений является применение кинезиологических упражнений - системы специфических двигательных навыков, способных выявить скрытые возможности человека, поднять его познавательную активность, стимулировать процессы развития памяти, внимания, мышления, речи.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей, психического и физического здоровья через использование определённых двигательных упражнений. Это достаточно новое и малоизвестное направление, которое возникло в 60-е годы 20 века. Основателем данной науки является американский исследователь и ученый Джордж Гудхард, установивший связь между состоянием мышечного тонуса и его психическим и физическим здоровьем. На основе прикладной кинезиологии в 70-годы прошлого века другой американский врач Пол Дениссон создал систему быстрых, простых и специфических упражнений, которые назвал «Гимнастикой мозга».

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально асимметричных полушарий - левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Определяющую роль в возникновении речевых патологий играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия неспособность правого и левого полушарий к интеграции.

Кинезиотерапия решает следующие задачи:

Оздоровительные:

- укрепление костно-мышечного аппарата;

- развитие дыхания;

- развитие моторной функции;

- развитие речедвигательной системы.

Образовательные:

- развитие пространственных представлений;

- совершенствование ловкости;

- развитие координация движений.

Воспитательные:

- умственное воспитание;

- нравственное воспитание;

- эстетическое воспитание;

- трудовое воспитание.

Коррекционные:

- развитие речевой функциональной системы;

- развитие неречевых психических процессов.

Исходя из многообразия направлений использования кинезиотерапии в логопедии и клинических проявлений общего недоразвития речи, Г.А.Волкова описала важнейшие направления работы:

1. Развитие темпа, ритма, дыхания.

2. Движения артикуляционных органов.

3. Логопедическая ритмика, способствующая развитию фонематического восприятия.

4. Коррекция речевых нарушений.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения языка и глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Упражнения для релаксации и массаж способствуют расслаблению, снятия напряжений.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Специальные кинезиологические упражнения, стимулируют активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями.

Все кинезиологические упражнения делятся на четыре группы.

Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения» [1]. Примером упражнения из этой группы может служить упражнение «Перекрестные шаги» или «Колено – Локоть».

Вторая группа - это упражнения, энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Примером упражнения из этой группы может быть упражнение «Энергетическая зевота».

Третья группа - растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий тела. Примером упражнений из этой группы может быть упражнение «Слон».

Четвертая группа - упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмизируют нервные процессы в организме, помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому. Полезный результат - повышается способность к организованной деятельности, активизируется работа памяти, учебных навыков. Например, упражнения «Позитивные точки», «Крюки».

Эффективны эти упражнения в качестве динамической паузы на уроке или занятии. Использование кинезиологического комплекса на занятиях, а также в качестве физкультурной паузы, даёт как немедленный, так и накопительный эффект, в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния.


Список использованных источников

1. Теоретические аспекты кинезиологии в области интеллектуального развития детей дошкольного возраста // М.Э.Бабаян [Электронный ресурс] : сайт — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/12/06/teoreticheskieaspekty-kineziologii-v-oblasti — Дата доступа : 25.10.2021.