«Развитие межполушарного взаимодействия как основа интеллектуальных возможностей младшего школьника»
В прошлом году у нас в школе был педсовет, на котором мы обсуждали активность детей в различных мероприятиях. И многие учителя поделились своим впечатлением от подготовки детей к смотру строя и песни. Все отметили, что у детей, особенно у мальчиков, есть трудности в маршировке и исполнении пространственных команд. А в начальной школе это проблема прямо скажем острая. Я начала разбираться в причинах и хочу с вами поделиться этой информацией.
Слайд2
Головной мозг — это сложная структура, состоящая из двух полушарий, отвечающий за конкретные виды деятельности. Правое контролирует и регулирует координацию, творческие способности, пространственное восприятие и способности к гуманитарным наукам. Левое полушарие контролирует и регулирует способности к точным наукам, анализу, а ещё отвечает за речь и логику.
Работу обоих полушарий мозга координирует мозолистое тело, представляющее собой разветвлённую систему нервных волокон. Задача мозолистого тела — связывать оба полушария, помогая мозгу работать как единое целое.
Иногда случается так, что в работе мозолистого тела случаются сбои. Тогда какое-то одно полушарие берёт на себя основную нагрузку, пока другое находится как бы в состоянии спячки. В том числе по этой причине у детей могут случаться разнообразные нарушения: плохая память, невнимательность и рассеянность, проблемы с ориентацией в пространстве.
Учёные утверждают, что развитие межполушарных связей-это ключевой момент для улучшения работы мозга. Одним только чтением или углубленным изучением точных наук мозгу не поможешь.
Слайд 3
Кинезиология – наука изучающая развитие головного мозга через движение. Также,это методика сохранения здоровья путём физической активности.
Слайд 4 ,5 прочитать
Слайд 6 – не читать
Нейропсихологические упражнения – не новое слово в науке воспитания и образования детей. Но если раньше врач прописывал их исключительно детям с нарушениями психофизиологического развития, то сегодня специалисты говорят о необходимости таких занятий всем детям. Нейробика (нейрогимнастика) развивает множество важных навыков: память, внимание, речь. Она снижает утомляемость ребенка, а его способность контролировать себя, напротив, становится выше.
Основной принцип нейробики заключается в одновременной синхронной работе рук, причем каждая из них выполняет свое собственное задание. Так развивается более межполушарное взаимодейтсвие, и это – отличная возможность тренировать мозг.
Нейроупражнения подбираются таким образом, чтобы оба полушария «научились» работать согласованно — так человек лучше воспринимает информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. В комплексе с дыхательной гимнастикой и другими видами упражнений такая «зарядка» для мозга даёт поразительный эффект:
развивает речь и мышление;
улучшает кровообращение;
улучшает память и внимание;
помогает устранить дислексию (трудности в обучении чтению) и дисграфию (трудности в обучении письму); дискалькулию (способность оценивать количество объектов с первого взгляда)
повышает скорость обработки информации;развивает общую и мелкую моторику и т.д.
Нейрогимнастика полезна не только детям, но и взрослым; она не просто помогает дошколятам научиться контролировать своё тело и проявлять творческие способности, а школьникам — лучше справляться с учебной нагрузкой. Эти, казалось бы, простые упражнения имеют долгосрочный эффект: те ребята, которые регулярно выполняют нейроупражнения, повзрослев, смогут лучше справляться со стрессовыми ситуациями и быстрее осваивать новые технологии и виды деятельности.
Для начала занятий нейрогимнастикой не нужны особые показания: многие родители в профилактических целях включают нейроупражнения в ежедневный распорядок дня вместе с тем, как растёт нагрузка ребёнка при подготовке к школе или в начальных классах. К тому же современные дети зачастую ведут малоподвижный образ жизни и редко участвуют в активных дворовых играх, благодаря которым нейрокоррекция проходит самым естественным образом.
Но бывают и случаи, которые должны заставить родителей насторожиться и обратиться к детскому неврологу:
ребёнок постоянно рассеян, испытывает трудности с концентрацией внимания;
он быстро устаёт;
у него проявляются признаки гиперактивности;
он очень плохо запоминает новую информацию и испытывает сложности с освоением школьной программы;
ребёнок плохо ориентируется в пространстве, не может он отстаёт от сверстников в развитии;
запомнить дорогу домой, путает левую и правую стороны;
Заниматься нейрогимнастикой можно с четырех-пяти лет, но такая зарядка будет полезна и для взрослого человека, особенно после инсульта, травмы головы или как профилактическое средство против ухудшения памяти, внимания и когнитивных процессов и других негативных возрастных изменений.
Слайд8-16
Самые эффективные и универсальные упражнения для дошкольников и детей младшего школьного возраста, которые помогут улучшить память, внимание и другие когнитивные способности, а также снять усталость и эмоциональное напряжение.
«Лезгинка»
«Колечко»
Кончик большого пальца поочерёдно соединяем с кончиками всех остальных пальцев от указательного до мизинца и обратно. Выполняем упражнение сначала одной рукой, затем другой, и, наконец, обеими руками одновременно.
«Привет-окей»
Соединяем кончики большого и указательного пальцев левой руки, изображая жест «Окей». Указательный палец другой руки поднят вверх, большой палец расположен перпендикулярно указательному. Быстро меняем руки.
«Угол - палец»
Поочерёдно касайтесь подушечками больших пальцев обеих рук кончиков остальных пальцев: одной рукой — начиная с мизинца, а другой — начиная с указательного пальца.
«Путаница»
Одной рукой массируем живот, совершая круговые движения ладонью вокруг пупка. В это время ладонью второй руки похлопываем или поглаживаем себя по голове. Затем меняем руки.
«Лиса и заяц»
Одной рукой ребёнок показывает ушки зайца, подняв вверх указательный и средний пальцы. Другая рука изображает козу — выпрямлены только указательный палец и мизинец. Затем нужно быстро сменить руки. После нескольких тренировок можно добавить хлопок.
«Хлопок-кулак-щелчок»
Хлопаем в ладоши, затем стучим кулачками друг о друга, и по очереди щёлкаем пальцами обеих рук. Выполняем упражнение несколько раз.
«Параллельный счёт»
Возьмите лист бумаги и напишите справа и слева в столбик цифры от 1 до 5 так, чтобы на одной линии не было двух одинаковых цифр. Далее каждой рукой необходимо показывать количество пальцев, соответствующее цифре: правой рукой — из правого столбца, левой — из левого.
«Зеркальное рисование»
Возьмите лист бумаги и два карандаша или фломастера. Мысленно проведите посередине вертикальную линию, чтобы разделить лист на две половины. Рисуйте одновременно два рисунка, зеркально-симметричных друг другу.
Чтобы нейроупражнения приносили максимальную пользу и доставляли удовольствие и вам, и вашему ребёнку, соблюдайте наши рекомендации по проведению занятий:
Выполняйте упражнения ежедневно.
Обязательно демонстрируйте все упражнения и помогайте ребёнку правильно выполнять их.
Перед сном заниматься не стоит: нейрогимнастика бодрит. В остальном время и место не имеют большого значения.
Если какое-то упражнение даётся ребёнку легко — пришло время усложнить его и ускорить темп или добавить дополнительные движения.
Занимайтесь не дольше 7–10 минут в день в зависимости от возраста ребёнка. Всего в комплексе должно быть не больше 5–6 упражнений.
Время от времени меняйте упражнения, чтобы занятия не наскучили ребёнку.
Нейрогимнастика — не только лёгкий и увлекательный способ «прокачать» мозг, который подходит как взрослым, так и детям: это ещё и прекрасный вариант совместного времяпрепровождения, своеобразный ежедневный ритуал, который может стать вашей семейной традицией.
Устраивайте семейные соревнования и обязательно покажите несколько упражнений бабушкам и дедушкам, ведь нейрогимнастика также является прекрасной профилактикой деменции!
Грицынина Е.Н