Адмаева Екатерина Игоревна,
педагог-психолог МБОУ «ООШ № 17»
"Развитие межполушарного взаимодействия у обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Как и зачем развивать межполушарные связи?
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.
Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Признаки слабого межполушарного взаимодействия
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?
Недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы являются существенными признаками, отмечаемыми у детей с ограниченными возможностями здоровья. Также у данной категории детей наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостатки координации, недоразвитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Детям с ограниченными возможностями здоровья свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Неустойчивость внимания, раздражительность, беспокойство и негативное поведение у таких детей является следствием повышенной утомляемости, которая наблюдается у них при различных умственных нагрузках.
Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:
Проблемы в письме.
Проблемы в устной речи.
Трудности в запоминании информации.
Сложности в счете как в письменном, так и в устном.
Сложность в восприятии учебной информации.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
Зеркальное написание букв и цифр.
Псевдолеворукость.
Логопедические отклонения.
Неловкость движений.
Агрессия.
Плохая память.
Отсутствие познавательной мотивации.
Инфантильность.
Причины
Причин может быть много, вот несколько из них:
- Болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности).
- Родовые травмы.
- Болезни ребёнка в первый год.
- Общий наркоз.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.
Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей рекомендуют кинезиологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.
Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников
Как развивать межполушарные связи у детей? Существует огромное количество игр и упражнений для детей, Вот некоторые примеры игр.
Игры для развития межполушарного взаимодействия детей от 2 лет и старше.
Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
Задачи игр:
Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.
ВАЖНО!!! Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой.
Вариант № 1
Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую.
Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.
Варианты усложнения задачи:
Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.
Другие виды упражнений и психолого-педагогические технологии на развитие межполушарного взаимодействия:
Для более смышленых ребят очень полезны задания, которые можно найти в пособии Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки». Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей.
Логоримика — это технология развития моторного и речевого ритмов, а также система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и еще способствует развитию речи.
Упражнения развития межполушарного взаимодействия у младших школьников
Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников приводит к повышению усвоения изучаемого школьного материала. Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.
Зеркальное рисование.
Положите на стол лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Пальчиковые упражнения
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Зрительная гимнастика.
Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема Базарного. На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый.
Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений:
- упражнения - растяжки;
- глазодвигательные упражнения;
- упражнения для развития мелкой моторики рук;
- упражнения для релаксации; и т.д.
В своей коррекционно-развивающей деятельности я использую различные методы нейропсихологической коррекции:
· Нейропсихологическая игры (Например, «Попробуй, повтори», разработанная Мухаматулиной Е., Михеевой Н.);
· Межполушарные доски;
· Комплексы нейродинамической гимнастики, разработанные Трясоруковой Т.П.;
· Упражнения с мячиком Су-джок;
· Упражнения с игольчатым мячиком;
Упражнения на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.