Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников.
Неумение детей связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывая о событиях окружающей жизни, затрудняет обмен информацией, влияет на качество образования, делает ребёнка уязвимым в общении.
Основными видами монологической речи являются пересказ и рассказ.
Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
Во второй младшей группе дети делают первые шаги к обучению пересказыванию. Первыми для пересказывания предлагаются русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» с опорой на карточки-иллюстрации, при помощи настольного театра, пальчикового театра, а так же их драматизации. Например, пересказ русской-народной сказки «Колобок» с опорой на иллюстрации.
Воспитатель предлагает рассмотреть детям иллюстрации к русской народной сказке «КолобоК». Дети рассматривают три-четыре картинки и отвечают на вопросы:
1-ая иллюстрация
- Как начинается сказка?
- Кого вы узнали на этой картинке?
2-ая иллюстрация
- Что попросил испечь старик?
- Где остывал Колобок?
3-я иллюстрация
- Что произошло с Колобком, когда он спрыгнул с окошка?
- Кого встретил Колобок?
- Какую песенку пел Колобок?
4-ая иллюстрация:
- Почему Колобок прыгнул лисе на нос?
-Чем закончилась сказка?
После рассматривания иллюстраций воспитатель еще раз читает сказку, а дети помогают.
Если ребенок запомнил начало сказки, то он рассказывает ее самостоятельно. Затем, в случае затруднений, в процесс пересказывания включается воспитатель. На этой ступени вопросы можно задавать лишь в отдельных случаях. Лучше пользоваться напоминанием самого текста, тогда детям легче воспроизводить содержание сказки.
Основная функция рассказа – запечатлеть какой-то момент действительности. Во второй младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу по игрушкам, по серии игрушек, по картинам.
Пример составление короткого рассказа при помощи картинки «Мы играем в кубики, строим дом» (О.С.Ушакова, с. 23).
В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?
На первых порах особенно важен выбор игрушек для занятий. Они должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер), активизировать речь, создавать настроение. Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная).
На занятии обучение описательным умениям можно организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!»
Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).
В гости к детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него»). Дается логико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»
Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для детей. Придумываются несложные сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей.
На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов.