Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска «Экономический лицей»
Развитие мотивации к повышению уровня физической подготовленности у обучающихся
Профессиональный проект
учителя физической культуры Биткова Сергея Ивановича, аттестующегося на высшую квалификационную категорию
Новосибирск 2020
Оглавление
1. Введение 3
2. Постановка проблемы и определение путей ее решения 7
3. Процесс реализации проекта 7
4. Результаты реализации проекта 13
5. Перспективы дальнейшего развития проекта 14
Список литературы 15
Введение
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский
Повседневная рутина, вредные привычки и негативные факторы промышленного города все чаще сказываются на показателях здоровья школьников. По данным пресс-службы Роспотребнадзора, за последние десять лет частота нарушений здоровья детей увеличилась в полтора раза, а хронических болезней – в два раза.
«Отмечается значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (среди учащихся их число не превышает 10-12%). Частота функциональных нарушений увеличилась в полтора раза; хронических болезней – в два раза. Более половины школьников 7-9 лет и 60% старшеклассников имеют хронические болезни» [8].
Для изменения сложившейся ситуации необходимо стимулировать подростков к занятиям физкультурой и спортом, повышать их мотивацию к развитию физических качеств, к здоровому образу жизни.
Актуальность темы проекта
Систематически проводящиеся в ЭКЛ медицинские осмотры свидетельствуют о том, что значительная часть детей имеет ту или иную патологию и наблюдается тенденция к снижению у обучающихся уровня физической подготовки. Если младшие школьники еще активно занимаются физкультурой, участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках, то в подростковом возрасте у тех, кто не занимается спортом в секциях, интерес уменьшается, а в старших классах вообще угасает. Причем у девочек гораздо больше, чем у мальчиков.
Для регулярных занятий физической культурой необходима долговременная мотивация, которая позволит сохранить желание заниматься и не бросать, сделать тренировки своей привычкой. Развитие мотивации к физической активности у подростков – формирование особого состояния, направленное на повышение уровня физической подготовленности и работоспособности.
Таким образом, актуальность темы проекта обусловлена потребностью общества и системы образования в повышении мотивации к физическому совершенствованию, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, что является требованием Федерального образовательного стандарта, но прежде всего, содействие всестороннему и гармоническому развитию личности на основе использования средств физической культуры.
Комплекс ГТО, введенный в образовательный процесс, как нормативно-диагностический компонент, дополнил ФГОС требованиями к уровню физической подготовленности и, соответственно, он стимулирует обучающихся к развитию физических качеств.
Цель и задачи проекта
Учитывая актуальность проблемы повышения мотивации у школьников к развитию физических качеств и их возрастные особенности, я определил цель своего профессионального проекта как: создание условий для повышения мотивации к развитию физических качеств у подростков на уроках физической культуры.
Задачи проекта
изучить теоретический материал по заявленной теме;
исследовать изменения динамики развития физических качеств;
создать условия для развития оптимального уровня двигательных способностей, знаний и навыков в области физической культуры, мотивов и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность;
воспитывать интерес к занятиям физкультурой.
Ожидаемые результаты
При условии реализации данного проекта я рассчитываю получить следующие результаты:
положительная динамика развития физических качеств;
повышение количества обучающихся, выполняющих нормативы ГТО;
расширение возможностей качественного усвоения учебного материала и повышение успеваемости по предмету «Физическая культура»;
выявление лучших спортсменов и подготовка их к участию в школьных спортивных мероприятиях.
Методы исследования:
наблюдение, тестирование, беседы с обучающимися.
Обеспечение процесса реализации проекта:
комплект учебников;
учебно-методические средства обучения (карточки с заданиями по общей физической подготовке для самостоятельной работы учащихся);
использование интернет-ресурсов;
спортивный зал;
хранилище для лыж на время проведения уроков по лыжной подготовке;
гимнастическое оборудование (канат, шест, гимнастическое бревно, маты, наклонные доски, лестницы, перекладины, скамейки, барьеры;
гимнастический инвентарь (скакалки, обручи, гимнастические палки, гантели);
мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные, теннисные, медбол);
пришкольная спортивная площадка (одна игровая площадка с искусственным покрытием для минифутбола, сектор для прыжков в длину, беговая дорожка 200 м);
спортивное оборудование (баскетбольные кольца, волейбольная сетка, мишени для метания мячей, сектор для прыжков в высоту);
технические средства обучения: аудиотехника, компьютер;
Ресурсное обеспечение МБОУ «Экономический лицей» располагает хорошей учебно-методической и материально-технической базой.
Уровень квалификации аттестуемого: имею высшее специальное образование; в 1981 году окончил Омский государственный институт физической культуры по специальности физическая культура и спорт, преподаватель физического воспитания – тренер по легкой атлетике. С 1984 г. и по настоящее время работаю учителем физической культуры, обладаю большим педагогическим опытом.
В своей деятельности ориентируюсь на нормативные документы:
Конституцию Российской Федерации (ст.43);
Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании РФ»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993;
СанПиН 3.1/2.4.3598-20 с изменениями на 2020-2021 учебный год;
ООП НОО МБОУ города Новосибирска «Экономический лицей»;
1-4 класс - Программа основного общего образования по физической культуре «Физическая культура» по ФГОС НОО;
5-6 класс - Программа основного общего образования по физической культуре «Физическая культура» по ФГОС ООО;
У.М.К. В.И. Лях, А.А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – Москва, «Просвещение», 2012.
Физическая культура. 1-4 классы: Учебник для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
Физическая культура. 5, 6, 7 классы: Учебник для общеобразоват. организаций / [М. Я. Виленский и др.]; под ред. М. Я. Виленского. – М.: Просвещение, 2015. – 239 с.
Постановка проблемы и определение путей ее решения
Большинство граждан не ведут активный образ жизни: всего 15,9% населения регулярно занимаются физической культурой и спортом в нашей стране, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60% [9].
На эффективность физических упражнений и их исключительно благотворное влияние на человека указывал знаменитый французский врач XVIII века Симон Андре Тиссо. Он сказал, что движение как таковое может по своему действию заменить любые средства, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения. Сейчас, в начале третьего тысячелетия, в условиях процветания гиподинамии и эпидемий ранее неведомых болезней, эти слова звучат в высшей степени убедительно и своевременно.
Для определения теоретических и методических основных позиций и критериев оценки результатов в данном проекте, необходимо раскрыть понятия «физическая подготовленность» и «мотивация к физической активности».
Физическая подготовленность – это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Она характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости).
Мотивация к физической активности – особое состояние личности, которое характеризуется направленностью на достижение оптимального уровня работоспособности и физической подготовленности. Мотивирование является одной из наиболее сложных структур личности.
Процесс формирования интереса к физической культуре – многоступенчатый процесс, состоящий из отдельных элементов, начиная с элементарных гигиенических знаний в детстве и заканчивая глубокими психофизиологическими знаниями теории и методики физического воспитания, а также интенсивных занятий спортом.
Элементы мотивационно-ценностного компонента:
активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре и сформированная потребность в ней;
система знаний, интересов, мотивов и убеждений, волевых усилий.
В подростковом возрасте мотивы физической активности во многом обусловлены особенностями психики и новыми моментами, связанными со становлением характера и утверждением себя в обществе. В работе с подростками я использую принципы спортивной психологии.
Способы формирования и развития мотивации:
апелляция к жизненному опыту подростка;
создание проблемной ситуации;
деловая игра;
решение нестандартных задач на смекалку и логику;
игры и конкурсы.
В основе моей системы работы лежит фундаментальный принцип: каждый ребенок одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Моя деятельность направлена на то, чтобы внешняя мотивация, внешние факторы, возникающие при условии соответствия целей и мотивов возможностям занимающегося, приобрела внутренний характер, возник активный интерес к физической культуре и спорту, то есть стала внутренней мотивацией.
Процесс реализации проекта
Этапы реализации проекта (2017 – 2020 гг.)
Организационный этап – изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме. Определение предмета и задач исследования. Прогностический этап – тестирование обучающихся для определения уровня развития физических качеств. Анализ результатов, полученных на данном этапе, позволил спланировать работу: разработать рекомендации для развития мотивации. Практический этап – развитие в учебном процессе мотивации к занятиям физической культуры. Отслеживание в процессе работы успешности решения проблемы. Обобщающий – обработка и интерпретация данных за 3 учебных года. Диагностика предметных результатов обучающихся, внесение корректив в процесс обучения. Степень реализации проекта. Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами.
Опыт спортивной работы с детьми и материалы исследований убеждают в правильности обратной зависимости между возрастом детей и физической культурой: чем младше дети, тем больше должен быть удельный вес физической активности – необходимо содействовать развитию мотивации к ней.
Организация занятий
К формам организации занятий относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Для успешного проведения уроков особое значение имеет планирование учебной работы. План учебной работы составляется на год (Приложение 1, 2).
Содержание учебного материала
Тематическое планирование включает в себя подготовку по следующим разделам:
теоретические сведения по предмету; легкая атлетика; спортивные игры; лыжная подготовка;
вариативная часть – подвижные игры с элементами легкой атлетики, спортивные игры.
В теоретической части предлагается следующий учебный материал:
Физическая культура и спорт в России;
Обзор развития Олимпийского движения: история игр, эволюция игр;
Гигиена спортсмена. Самоконтроль. Профилактика травматизма;
Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку: двигательный режим, дыхание при беге и ходьбе на лыжах, значение закаливания, виды и принципы закаливания;
Оборудование и инвентарь: мячи, спортивные сооружения, гимнастическое оборудование, экипировка спортсменов.
Раздел практической подготовки состоит из дополняющих друг друга частей: обучение умениям и навыкам, физическая подготовка, различные формы комплексных упражнений и спортивные, подвижные игры и эстафеты. В начале занятия перед учащимися ставится цель, раскрываются задачи урока.
При решении задач физической подготовки используются средства: физические упражнения (подвижные и спортивные игры, игровые упражнения, соревнования и т.п.). Особое внимание уделяется упражнениям, оказывающим разностороннее влияние на опорно-двигательный аппарат.
Для обучения школьника на уроке используются две группы методов: специфические и общепедагогические.
Структура урока
Как известно урок физической культуры качественно отличается от уроков остальных предметов. Причина этого – характер выполняемой деятельности на уроке. От правильно построенного урока зависит и исход обучения в целом.
Части урока (подготовительная, основная, заключительная) отражают закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки. Длительность каждой части может варьироваться в зависимости от возраста, уровня подготовленности занимающихся и задач урока.
Самоконтроль в процессе урока
Самоконтроль приучает к активному наблюдению и оценке своего состояния. Из объективных признаков отслеживаются ЧСС, потоотделение, дыхание. Из субъективных показателей отслеживается самочувствие, оценка работоспособности, желание тренироваться, болезненные ощущения.
Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный анализ помогает ученикам дифференцировать ощущение физических нагрузок, и оказывают неоценимую помощь в их регулировании.
Физическая нагрузка на уроке
На уроке постоянно ведется контроль по внешним признакам, определяющих состояние обучающихся: дрожание рук и ног, усталое выражение лица, ухудшение осанки, снижение активности, ухудшение качества выполнения упражнения и т.п.
Физическая нагрузка определяется заранее, а в процессе занятия в соответствии с наблюдениями вносятся необходимые поправки.
Физическая нагрузка регулируется:
изменением количества упражнений в игре;
различным количеством повторения упражнений;
увеличением или уменьшением времени, отводимым на выполнение упражнения;
применением различного темпа выполнения;
увеличением или уменьшением амплитуды движений;
усложнением или упрощением выполнения упражнений;
применением в упражнениях различных предметов.
Диагностика изменения уровня развития физических качеств
Виды испытаний, предлагаемые Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом ГТО, который является программнонормативной основой физического воспитания населения, обучающиесяся лицея проходят тестирование с целью определения уровня физической подготовленности каждого ребенка (Приложение 4, 5).
Основные задачи тестирования:
Формирование у обучающихся потребности в занятиях физическими упражнениями.
Определение уровня физической подготовленности обучающихся.
Организация физкультурно-соревновательной активности детей.
Создание условий для объективной самооценки у обучающихся уровня своей физической подготовленности.
При диагностике используются обязательные испытания (тесты) нормативов комплекса ГТО, исходя из возрастных особенностей школьников. Они позволяют оценить степень готовности к сдаче обязательных норм ГТО: бег 60 и 1000 м, подтягивание, наклон вперёд из положения стоя.
Тестирование проводилось один раз в год (сентябрь-октябрь): мальчики и девочки оценивались раздельно. В мониторинге показаны результаты в течение трех лет – 4-е классы (2018 г.), 5-е классы (2019 г.) и 6-е классы (2020 г.). В тестировании принимали участие обучающиеся, допущенные к сдаче норм ГТО.
Таблица 1. Средние показатели тестирования (мальчики)
Виды испытаний | 2018 | 2019 | 2020 |
Бег 60 м | 22,5% | 22,6% | 24,0% |
Бег 1000 м | 22,4% | 23,9% | 26,4% |
Подтягивание | 16,2% | 19,1% | 19,8% |
Наклон вперёд из положения стоя | 24,4% | 26,2% | 28,1% |
Таблица 2. Средние показатели тестирования (девочки)
Виды испытаний | 2018 | 2019 | 2020 |
Бег 60 м | 21,6% | 23,3% | 23,4% |
Бег 1000 м | 21,1% | 24,7% | 25,2% |
Подтягивание | 21,3% | 20,3% | 14,4% |
Наклон вперёд из положения стоя | 21,4% | 25,4% | 32,6% |
Данные верны
Зам. директора по УВР Белецкая В.А.
Бег 60 м – прирост показателей у мальчиков составил 1,5%, у девочек в 2019 г. прирост составил 2,3%, в 2020 г. – 0,1%.
Бег на 1000 м – мы определили, что прирост показателей за два года у мальчиков составил в среднем 4%. У девочек прирост показателей за 2019 год составил 3,6%, в 2020 – 0,5%.
Подтягивание – у мальчиков прирост показателей за 2019 г. составил 2,9%, в 2020 – 0,7%. У девочек в первый год снижение показателей на 1%, на второй год – 5,9%.
Наклон вперёд из положения стоя – у мальчиков прирост показателей за два года составил 3,7%. У девочек за два года прирост показателей на 11,2%.
В обеих группах наблюдается достаточно невысокий прирост показателей тестирования, так как в пятом классе обучающиеся перешли в следующую группу ГТО с более высокими нормативами.
В подтягивании у мальчиков результаты обусловлены более поздним сенситивным периодом развития силовых качеств. У девочек в силовом и тесте на выносливость наблюдается снижение показателей в силу физиологических особенностей возрастного развития. В связи с этим целесообразно заменить в данном возрасте тест «подтягивание» на «сгибание и разгибание рук в упоре лежа».
В тесте на гибкость обе группы показали положительную динамику. Это обусловлено физиологическими особенностями возраста, и для самоподготовки данного теста не требуются дополнительные материально-технические условия.
Данные верны
Зам. директора по УВР Белецкая В.А.
Анализ общих показателей результатов тестирования выявил положительную динамику, составившую 4,79%.
Представленные диагностические данные подтверждают, что используемые мною формы и методы работы способствуют повышению уровня мотивации школьников, и как следствие, повышение их физической подготовленности.
Результаты реализации проекта
В ходе решения поставленных в проекте задач, были получены следующие результаты:
наблюдается положительная динамика развития физических качеств;
повысилось количество обучающихся, выполняющих нормативы ГТО;
повысилась успеваемость по предмету «Физическая культура»;
с повышением уровня развития физических качеств у обучающихся расширились возможности и улучшились результаты участия команды лицея в спортивных мероприятиях.
Представленные результаты диагностики подтверждают, что используемые мною формы и методы работы способствуют развитию мотивации к повышению физической подготовленности, повышают уровень достижения детьми предметных результатов обучения (Приложение 3), создают ситуацию успеха.
Цель и задачи моего проекта достигнуты (Приложение 6).
Перспективы дальнейшего развития проекта
обобщение опыта по развитию мотивации к повышению уровня физической подготовленности у обучающихся;
создание методических разработок уроков и рекомендаций (Приложение 7).
Моё самообразование и повышение квалификации как педагога, обобщение и распространение опыта реализации моего профессионального проекта, а также мои личные достижения приведены в Приложении к заявлению.
Битков С.И. _________________________________________
Список литературы:
Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств). – М., 2005.
Китаева М.В. Успешный учитель – успешный ученик. – Р/Дону, 2009. – 219 с.
Лях В.И., Зданевич А.А.. Комплексная программа физического воспитания 1–11 классы. – М.; «Просвещение», 2011 г.
Мартын И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 6(36).
Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков.– Дрофа, 2009
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»: постановление от 16 августа 2014 г., № 821 / Правительство Российской Федерации// Сборник официальных документов и материалов. – 2014. – № 9. – С. 1030.
Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540.
РИА Новости. [Электронный ресурс]. – URL https://ria.ru/20170913/1504653450.html. (дата обращения 20.11.2020).
Слепченко, А. Л. Мотивация как компонент занятий физической культурой / А. Л. Слепченко, Р. К. Краснов, В. В. Вольский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 388-390. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58864/ (дата обращения: 04.10.2020).
Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. – М., 1997.
Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. – М., 2009.