СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка и литературного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

    «Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность». (Бернард Шоу)

Просмотр содержимого документа
««Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка и литературного чтения»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя школа №12»













«Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках

русского языка и литературного чтения»












Учитель начальных классов:

Тишкевич И. Л.













Евпатория, 2021 г.

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать? Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.

«Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность». (Бернард Шоу)

Как обучать в новых условиях?

Как учить детей без принуждения?

Как помочь им раскрыть свои возможности?

Как сделать предмет интересным для всех?

Как дать стимул к обучению?

Цель выступления - способствовать осознанному выбору учителем активных и интерактивных форм и методов мотивации обучения на уроке, так как

ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,

ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ!

Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.

А для этого необходимо решать следующие задачи:

  1. Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.

  2. Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.

  3. Развитие коммуникативной компетенции у обучащихся.

  4. Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.

Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка и литературы.

Этому способствует использование:

  • Разнообразных форм и методов работы на уроках;

  • Возможности каждому ученику выступить активным участником образовательного процесса;

  • Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;

  • Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного  образования.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Приемы мотивации используемые учителем:


  1. Эмоциональные :

  • поощрение;

  • порицание;

  • учебно-познавательные игры;

  • стимулирующее оценивание;

  • свободный выбор задания;

  • создание ярких наглядно-образных представлений;

  • удовлетворение желания быть значимой личностью.


  1. Познавательные :

  • опора на жизненный опыт обучающегося;

  • активизация познавательных интересов;

  • создание проблемный ситуаций;

  • выполнение творческих заданий;

  • побуждение к поиску альтернативных решений;

  • использование метода «мозгового штурма»;

  • использование сравнений, опытов, парадоксов;

  • экскурс в историю;

  • заочные экскурсии по литературным местам;

  • использование обучающей интеграции между обучающимися.


III. Волевые :

  • предъявление учебных требований;

  • информирование об обязательных результатах обучения;

  • формирование ответственного отношения к учению;

  • рефлексия поведения

  • создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные

затруднения;

  • прогнозирование будущей деятельности.


1. Этап мотивации урока

- Приветствие

- Поздоровайся глазами

- Смайлик настроения

- Стишок на урок

- Установление контакта


2. Этап создания проблемной ситуации, подведения к теме

Удивляй!

ЭКСПЕРИМЕНТ

Профи

6 ответов на вопрос

«Знаете ли вы, что…?

Загадки

Шутливые вопросы о буквах

Легенда/притча

Анаграмма

Словарная арифметика

Математика вокруг нас

Лингвистический анекдот

Фантастическая добавка

Этимологическая минутка


****Пауза!!!!


Можно использовать риемы и методы проектной технологии

С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка и литературы школьники выполняют разные проекты: история словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты на определенную тему. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. 

Приемы и методы проектной технологии

С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка школьники выполняют разные проекты: создание словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты учебных пособий.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение.

Включая эти приемы в образовательный процесс, учитель делает урок интересным, содержательным и увлекательным.

Итоги использования компьютерных технологий таковы:

  • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);

  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

  • расширение объема предъявляемой учебной информации;

  • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

  • повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;

  • включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;

  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;

  • включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Уроки литературного чтения – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.

«Земные чувства все отдайте постиженью новизны» - эти слова великого Данте являются актуальными на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания используем «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна).

Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения. Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.

Активное использование на уроке устных игровых приёмов позволяет ребёнку, неуспешному в письменной заданиях, проявить себя в устной работе.

Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы она не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

Активное использование на уроке устных игровых приёмов позволяет ребёнку, неуспешному в письменной заданиях, проявить себя в устной работе. Ощущение ситуации успеха позволяет детям поверить в свои силы, повысить мотивацию к обучению.

Игровая учебная деятельность.

  1. Игра «Классификация». Можно соревноваться двум командам или иг­рать просто так, не соперничая. Классифицировать можно самые раз­ные множества: буквы алфавита, ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое другое. Очень интересно классифицировать литературных героев. Главное – чтобы множе­ство было всем известно и четко ограничено.

  2. Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая за­кономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.

Вот пример: ряд О, Д, Т…(?) При изучении числительных.

Ответ: Ч (даны первые буквы числительных по по­рядку: один, два, три…четыре).

    • Апельсин, банан, виноград…. Ответ: груша (следующая буква алфавита)

    • Паук, таракан, мышь… Ответ: птица или человек (в этом ряду – название животных в порядке уменьшения количества ног)

    • Медведи, сестры, поросята… Ответ: например, мушкетеры (слово, кото­рое вместе с числительным три образует название художественного про­изведения).

    • Дорога, ремонт, милиция… Ответ : фары (это слово начинается с фа, про­должая музыкальный ряд дорога, ремонт, милиция, и одновременно относится к тематике ряда)

  1. Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех осталь­ных. Участник должен пояснить ответ.

  • крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)

  • золото, ураган, молоко, болото (не содержит полногласных сочетаний)

  • лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода)

  • рыба, рак, угорь, скорпион (остальные слова дали названия созвездиям Зо­диака)

  1. Игра “Да-нетка”

Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит:

– связывать разрозненные факты в единую картину;

– систематизировать уже имеющуюся информацию;

– слушать и слышать соучеников.

Например, я загадала какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове.

Или например, “Да” и “Нет” говорите.

Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она? – Коробочка из “Мертвых душ”.

Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? – Ломоносов.

Для создания напряжения могу ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.

  1. “Автор”.

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

  1. “Фантазёр”.На доске записана тема урока.– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

  2. Открытие открытого

  3. ЗУН

  4. ДОМЫСЛИВАНИЕ

  5. Театрализация

Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературного чтения.

Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы:

3.Фантастическая добавка

Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегины и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть беседу по ролям.

Что бы вы посоветовали Катерине из драмы Н.А.Островского «Гроза»?

5. Своя опора (ученики составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа) Такие задания часто встречаются в учебниках по русскому языку по ФГОС.

6. Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме. Например, по теме “Имя существительное”.)

7. Пересечение тем или интеграция одного предмета в другой

Найдите несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на уроках литературы произведений;

Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Гринева?

А какие родительские наставления мы можем обнаружить и открыть для себя в романе Л.Н.Толстого ЙВойна и мир»?

8. Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.

Коллективная учебная деятельность. Организация работы в группах:

1.Лови ошибку

Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

2.Мозговой штурм

Например, предложите идею оригинального памятника Мцыри или купцу Калашникову из произведений М.Ю.Лермонтова. Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни, их поведение, за что боролись и т.д.

3.Театрализация.

Благодатный прием на уроках литературы при изучении драматургии, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо “почувствовать” пьесу и всех героев, изучить авторские ремарки, голосом и интонациями передать характер персонажа.

7. Оценка – не отметка.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания используем «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна).

Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения. Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

8. Открытие открытого. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

– Что вы уже знаете об этой теме? Что мы уже изучили?

– Подберите слова об этом или на эту тему…….

–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

(Не правда ли, звучит, как открытие!)

9. Создание ситуации успеха также позволяет мотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами:

Я знаю /или я думаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.

Ощущение ситуации успеха позволяет детям поверить в свои силы, повысить мотивацию к обучению. Многие великие педагоги особое внимание уделяли этому.

Вывод:  таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!