СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие музыкально- одаренных детей в условиях ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад «Развитие музыкально- одаренных детей в условиях ДОУ»

 

Просмотр содержимого документа
««Развитие музыкально- одаренных детей в условиях ДОУ»»



МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Колокольчик»

г.Мичуринска Тамбовской области









Доклад на тему: «Развитие музыкально- одаренных детей в условиях ДОУ»











Подготовил:

Мельник Мария Сергеевна,

воспитатель



















Развитие музыкально-одарённых детей – один из интереснейших пластов в работе музыкального руководителя дошкольной образовательной организации. При взаимодействии с такими детьми и их семьями специалист при правильном подходе имеет возможность добиться особых результатов, раскрыть совсем ещё юные таланты и, возможно, дать толчок творческому потенциалу будущего музыканта-любителя или даже профессионала. Важно то, что начать музыкальное воспитание и развитие необходимо именно в дошкольном детстве, когда у ребёнка закладывается базовая основа его будущего багажа знаний и компетенций.
Период детства с трёх до семи лет является важнейшим в становлении личности и характера человека, и именно в этом возрасте дети проявляют особую сензитивность, способны воспринимать и впитывать в своё сознание большое количество информации, значительно пополнять своё сознание музыкальными впечатлениями, которые останутся в их памяти на всю жизнь.

Задача родителей и педагогов – создать такие условия в микромире, окружающем ребёнка, чтобы его мозговая и физическая активность была направлена в правильное русло - в области знаний и искусства. Необходимо помнить о том, что в современной реальности между успехом технологических инноваций и их же губительным свойством проходит очень тонкая грань. Важно уместное и дозированное использование в педагогике информационно-компьютерных технологий в образовательной деятельности и минимальное их присутствие в свободное времяпровождение подрастающего поколения. Это утверждение обусловлено рекомендациями авторитетных учёных сферы медицины и психологии детства, и мы с ним солидарны. Поэтому в своей профессиональной деятельности мы отдаём предпочтение педагогическим технологиям, основанным на коммуникации ребёнка с другими участниками образовательного процесса – с педагогом, с детьми, с социальными партнёрами и т.д.


На первый взгляд может показаться, что одарённого ребёнка на музыкальном занятии видно невооружённым взглядом ввиду его активности и самостоятельности в проявлениях различных видов музыкальной деятельности. Но это не всегда так. В самом начале общения детей с педагогом, при отсутствии у них специфически музыкального опыта, в непривычной ситуации, они могут и не проявить свои таланты. Одним из показателей успешной работы педагога является его умение выявить детей с особыми музыкальными способностями и дать им возможность творчески реализоваться в заданных рамках.
Для начала обратимся к трудам опытных педагогов-учёных и решим, какова же, в сущности, природа музыкальных способностей, являются ли они врождённым свойством либо развиваются у любого человека в благоприятной для них среде. Этому и другим вопросам, связанным с музыкальной одарённостью, посвящены монументальные труды Б.Теплова «Психология музыкальных способностей», Е. Назайкинского «О психологии музыкального восприятия». Согласно им, «музыкальность человека зависит от его врождённых индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения», и педагога должен интересовать вопрос не «о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути её развития». При этом музыкальность определяется как «особый комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой». Основным признаком музыкальности принято считать способность эмоциональной отзывчивости на музыку. Это переживание музыки как некоторого содержания становится «центром» музыкальности. Другой стороной этого качества является «слышание» музыки, а точнее достаточно тонкое, дифференцированное её восприятие. Однако музыкальность является лишь одной из сторон музыкальной одарённости. Есть и ряд более общих особенностей одарённой личности: сила, богатство и инициативность воображения, разнообразие зрительных и цветовых образов, чувство природы. С приходом большего опыта – это умение эмоционально погружаться в захватившее ребёнка содержание и концентрировать на нём свои душевные силы. Так Б.Теплов описывает психическое состояние «вдохновения».
Е. Назайкинский же рассматривает факторы, «в результате действия которых постепенно преодолевается нерасчлененность, диффузность детского восприятия музыки и подготавливается база» для её осмысления. Анализ материалов наблюдений показывает, что важнейшим фактором, ведущим к различению мелодических, ритмических, гармонических и других особенностей музыки, является на первых этапах развития ребенка фактор коммуникативного опыта — различение разнообразных ситуаций общения, в которых ребенок сталкивается с музыкой. Все виды музыкального звучания объединяются для ребенка в нескольких довольно широких сферах:
- музыка, звучащая в записи по радио или на любом электронном носителе (по внешнему признаку музыка звучит не от окружающих людей, а из репродуктивного устройства),
- пение окружающих (гораздо более дифференцируемая сфера, ведь одна и та же мелодия в разных условиях прозвучит совершенно по-разному), это различие ведёт постепенно к умению выделять такие музыкальные элементы звучания и исполнения, как регистровые особенности пения, темповые, ритмические и динамические нюансы, особенности вибрирования голоса, тембровые качества и так далее.
- музыка, исполняемая в присутствии ребенка на каких-либо инструментах. Здесь явны специфические, яркие для ребенка признаки коммуникативной ситуации — действие взрослого с инструментом. Ребенок отделяет инструментальную музыку от вокальной, исполняемой в его присутствии, а с другой стороны — от звучащей в записи вокальной и инструментальной музыки.
- музыка, включенная в комплексное действие синтетического характера, например музыка, связанная с танцем, с игрой, с пьесой, музыка, сопровождающая какие-либо осмысленные, понятные для ребенка действия. Разграничение коммуникативных ситуаций, осуществляемое по самым разным признакам — по включенности в тот или иной жизненный контекст, по количеству участников музицирования или слушания, даже по пространственным особенностям, связано с особенностями самой музыки и с ее восприятием, иными словами, исторически сложившееся разделение музыкальных жанров.


Таким образом, углубление восприятия в собственно музыкальную сферу идет у детей естественным, исторически проверенным путем — от комплексного жанрово-ситуационного впечатления к дифференцированному восприятию музыкальных произведений.
В условиях дошкольного образовательного учреждения предпочтительно организовать педагогическую поддержку и развитие музыкально-одарённых детей, помимо общегрупповых занятий, в форме подгрупповой кружковой деятельности. Учитывая наполняемость групп на сегодняшний день (30-35 человек), подгрупповая деятельность значительно расширяет возможности индивидуального подхода к детям, требующим большего внимания ввиду их тяги и способностей к музыкальному искусству. Наиболее продуктивным, по нашему мнению, является количество детей в подгруппе – не более десяти. Количество часов в неделю, отведённых для подгруппы – от 1 до 1,5 часа (в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, время распределяется на 2-3 занятия). В нашей практике формирование подгрупп происходит к старшему дошкольному возрасту (5-6 лет). Дети, которые входят в эти подгруппы, в младших и средних группах, как правило, посещают занятия с общей группой. В этот период ребёнок адаптируется в детском коллективе, его самосознание крепнет, накапливается музыкальный опыт – слуховой, интонационный, ритмический, пластический, сценический.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!