Развитие мышления при изучении нового материала
Изучение любой новой темы целесообразно начинать с вопросов самих учащихся: «что я знаю» об этом и «чего я не знаю». Умение ставить подобные вопросы отрабатывается сначала на уроках развития, затем входит в поле учебной деятельности.
Цель этой работы:
Вопросы помогают включить изучаемую проблему в сознание ребенка.
У учащихся развивается способность отделять известное от неизвестного.
Незнание пробуждает желание узнавать.
Учитель пишет на доске тему урока. Учащиеся получают задание поставить к этой теме вопросы, на которые они знают ответ. Одни учащиеся по очереди задают классу вопросы, другие отвечают на них.
Когда все вопросы к тому, «что я знаю», исчерпаны, идут вопросы, на которые учащиеся не знают ответа, а хотели бы узнать. Эти вопросы звучат без ответа. Те из них, на которые предстоит получить ответ на текущем уроке, учитель записывает на доске.
Завершают изучение ново темы вопросы и задания учителя, основная цель которых – активизировать мышление, помочь учащимся глубже проникнуть в ему, максимально направить их на самостоятельный поиск, сделать открытие закономерностей и правил.
Следует учесть, что вопросы каждой из групп рассчитаны не на один, а на серию уроков по данной теме.
Тема
Изменение имен существительных по падежам (склонение)
Вопросы к тому, что я знаю.
Какой части речи касается эта тема?
Что такое имя существительное?
На какие вопросы оно отвечает?
Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? или что?
Что обозначает имя существительное?
Как изменяется имя существительное?
Как можно доказать, что имена существительные изменяются по числам?
Какого рода бывают имена существительные?
Вопросы к тому, чего я не знаю.
Что такое падеж?
Что значит изменить имя существительное по падежам?
Какие существуют падежи? Сколько их?
Что такое склонение?
Все л имена существительные склоняются?
Вопросы и задания учителя.
Могли бы вы придумать седьмой падеж?
Как вы поможете себе запомнить названия падежей по порядку?
Тема
Определение падежа имени существительного
Вопросы к тому, что я знаю.
Что такое имя существительное?
Что такое падеж?
Как поставить имя существительное в определенный падеж?
Сколько падежей в русском языке? Почему их шесть?
Вопросы к тому, чего я не знаю.
Как определить падеж имени существительного?
Ля чего надо уметь определять падеж?
Вопросы и задания учителя.
Как различаются выражения: «зависимое слово» и «слово, от которого зависит»?
Какой падеж может быть у имени существительного, отвечающего на вопрос что? (чего? кто? кого?)?
Докажите, что у имени существительного, стоящего в именительном падеже, не может быть предлога.