Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования
Краснодарского края
«Краснодарский педагогический колледж»
Лекция в рамках психологического просвещения для специальности
44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании углубленной подготовки
«Развитие мышления у детей младшего школьного возраста»
Подготовила педагог-психолог И.В. Емельянова
ПОНЯТИЕ «МЫШЛЕНИЕ» ПО Л.С.ВЫГОТСКОМУ
«Мышление – это способность на основе известных знаний и воображения добывать новую информацию».
- мышление неразрывно связано с речью;
- в основе мышления – обобщение фактов, знание законов, умение логически обрабатывать информацию.
«Мышление помогает организовать деятельность и общаться с другими людьми».
СТАДИИ ФОРМИРОНИЯ МЫШЛЕНИЯ
СТАДИИ ФОРМИРОНИЯ ПОНЯТИЙ ПО Л.С. ВЫГОТСКОМУ
- Стадия синкретического мышления
- Стадия комплексного мышления
КЛАССИФИКАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ
Наглядно-действенное
Наглядно-образное
Абстрактно-логическое
(словесно-логическое)
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими человек можем найти решение интересующей задачи.
ФУНКЦИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
Основная функция образного мышления - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач.
Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных.
Развитие образного мышления означает переход человека на более высокий уровень интеллектуального развития.
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
По мнению Л.Ф. Обуховой, в младшем школьном возрасте происходят изменения в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер.
Выполнение интеллектуальных операций младшими школьниками связано с трудностями - дети плохо управляют своими мыслительными процессами. Они легко отвлекаются от поставленной учебной задачи, по случайным ассоциациям отклоняются, не доводят до конца своих рассуждений. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, образного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов.
ПУТИ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
Специально-организованное развитие мышления
Естественное развитие мышления
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1-2 классы
3-4 классы
- анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. Обобщения и понятия этой стадии сильно зависят от внешних характеристик предметов и фиксируют те свойства, которые лежат на поверхности.
- дети овладевают родо-видовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что начинает формироваться формально-логическое мышление
ОСНОВНОЙ ВИД МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В младшем школьном возрасте основной вид мышления — наглядно-образное. Специфика данного вида мышления заключается в том, что решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами.
РОЛЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Развитие мышления во многом зависит от уровня развития мыслительных процессов:
- Р азвитие анализа происходит от практически действенного к чувственному и в дальнейшем к умственному (от I к III классу). Анализ начинается как частичный и постепенно становится комплексным и системным.
- Синтез развивается от простого, суммирующего к более широкому и сложному. Анализ для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны.
- Сравнение в младшем школьном возрасте развивается от несистематического, ориентированного на внешние признаки, к плановому, систематическому. При сравнении знакомых предметов дети легче замечают сходство, а при сравнении новых — различия.
ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Развитие абстракции проявляется в формировании способности выделять общие и существенные признаки. Одной из особенностей абстракции учащихся младших классов является то, что за существенные признаки они принимают внешние, яркие признаки.
- Вместо обобщения младшие школьники часто синтезируют, объединяют предметы не по их общим признакам, а по некоторым причинно-следственным связям и по взаимодействию предметов.
- Мышление в понятиях нуждается в помощи представлений и на них строится. Чем точнее и шире круг представлений, тем полнее и глубже строящиеся на их основе понятия.
Давайте обсудим педагогические ситуационные задачи
Ситуация 1.
- Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.
Давайте обсудим педагогические ситуационные задачи
Ситуация 2.
- Мальчик, 7 лет.
- С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».
- Ваши действия.