СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие мышления у детей младшего школьного возраста» Подготовила педагог-психолог И.В. Емельянова

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л. С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие мышления у детей младшего школьного возраста» Подготовила педагог-психолог И.В. Емельянова»

  Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»  Лекция в рамках психологического просвещения для специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании углубленной подготовки  «Развитие мышления у детей младшего школьного возраста»   Подготовила педагог-психолог И.В. Емельянова

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования

Краснодарского края

«Краснодарский педагогический колледж»

Лекция в рамках психологического просвещения для специальности

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании углубленной подготовки

«Развитие мышления у детей младшего школьного возраста»

Подготовила педагог-психолог И.В. Емельянова

ПОНЯТИЕ «МЫШЛЕНИЕ»  ПО Л.С.ВЫГОТСКОМУ «Мышление – это способность на основе известных знаний и воображения добывать новую информацию».  мышление неразрывно связано с речью;  в основе мышления – обобщение фактов, знание законов, умение логически обрабатывать информацию. «Мышление помогает организовать деятельность и общаться с другими людьми».

ПОНЯТИЕ «МЫШЛЕНИЕ» ПО Л.С.ВЫГОТСКОМУ

«Мышление – это способность на основе известных знаний и воображения добывать новую информацию».

  • мышление неразрывно связано с речью;
  • в основе мышления – обобщение фактов, знание законов, умение логически обрабатывать информацию.

«Мышление помогает организовать деятельность и общаться с другими людьми».

СТАДИИ ФОРМИРОНИЯ МЫШЛЕНИЯ

СТАДИИ ФОРМИРОНИЯ МЫШЛЕНИЯ

СТАДИИ ФОРМИРОНИЯ ПОНЯТИЙ ПО Л.С. ВЫГОТСКОМУ Стадия синкретического мышления Стадия комплексного мышления Стадия псевдопонятий Стадия настоящих понятий

СТАДИИ ФОРМИРОНИЯ ПОНЯТИЙ ПО Л.С. ВЫГОТСКОМУ

  • Стадия синкретического мышления
  • Стадия комплексного мышления
  • Стадия псевдопонятий
  • Стадия настоящих понятий
КЛАССИФИКАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ   Наглядно-действенное Наглядно-образное Абстрактно-логическое (словесно-логическое)

КЛАССИФИКАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Абстрактно-логическое

(словесно-логическое)

      ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  Наглядно-образное мышление  – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими человек можем найти решение интересующей задачи. 

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наглядно-образное мышление  – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими человек можем найти решение интересующей задачи. 

ФУНКЦИЯ  ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ   Основная функция образного мышления - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных. Развитие образного мышления означает переход человека на более высокий уровень интеллектуального развития.

ФУНКЦИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Основная функция образного мышления - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач.

Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных.

Развитие образного мышления означает переход человека на более высокий уровень интеллектуального развития.

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ   По мнению Л.Ф. Обуховой, в младшем школьном возрасте происходят изменения в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер.  Выполнение интеллектуальных операций младшими школьниками связано с трудностями - дети плохо управляют своими мыслительными процессами. Они легко отвлекаются от поставленной учебной задачи, по случайным ассоциациям отклоняются, не доводят до конца своих рассуждений. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, образного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов.

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

По мнению Л.Ф. Обуховой, в младшем школьном возрасте происходят изменения в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер.

Выполнение интеллектуальных операций младшими школьниками связано с трудностями - дети плохо управляют своими мыслительными процессами. Они легко отвлекаются от поставленной учебной задачи, по случайным ассоциациям отклоняются, не доводят до конца своих рассуждений. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, образного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов.

      ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ  Специально-организованное развитие мышления Естественное развитие мышления

ПУТИ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Специально-организованное развитие мышления

Естественное развитие мышления

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ   1-2 классы 3-4 классы анализ учебного материала производится по преимуществу в  наглядно-действенном  и  наглядно-образном плане.  Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. Обобщения и понятия этой стадии сильно зависят от внешних характеристик предметов и фиксируют те свойства, которые лежат на поверхности. дети овладевают родо-видовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что начинает формироваться формально-логическое мышление

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1-2 классы

3-4 классы

  • анализ учебного материала производится по преимуществу в  наглядно-действенном  и  наглядно-образном плане.  Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. Обобщения и понятия этой стадии сильно зависят от внешних характеристик предметов и фиксируют те свойства, которые лежат на поверхности.
  • дети овладевают родо-видовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что начинает формироваться формально-логическое мышление
ОСНОВНОЙ ВИД МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В младшем школьном возрасте основной вид мышления — наглядно-образное. Специфика данного вида мышления заключается в том, что решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами.

ОСНОВНОЙ ВИД МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В младшем школьном возрасте основной вид мышления — наглядно-образное. Специфика данного вида мышления заключается в том, что решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами.

РОЛЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ  ПРОЦЕССОВ   Развитие мышления во многом зависит от уровня развития  мыслительных  процессов:  Р азвитие  анализа происходит от практически действенного к чувственному и в дальнейшем к умственному (от I к III классу). Анализ начинается как частичный и постепенно становится комплексным и системным.   Синтез  развивается от простого, суммирующего к более широкому и сложному. Анализ для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны.  Сравнение   в младшем школьном возрасте развивается от несистематического, ориентированного на внешние признаки, к плановому, систематическому. При сравнении знакомых предметов дети легче замечают сходство, а при сравнении новых — различия.

РОЛЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Развитие мышления во многом зависит от уровня развития  мыслительных  процессов:

  • Р азвитие  анализа происходит от практически действенного к чувственному и в дальнейшем к умственному (от I к III классу). Анализ начинается как частичный и постепенно становится комплексным и системным. 
  • Синтез  развивается от простого, суммирующего к более широкому и сложному. Анализ для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны.
  • Сравнение   в младшем школьном возрасте развивается от несистематического, ориентированного на внешние признаки, к плановому, систематическому. При сравнении знакомых предметов дети легче замечают сходство, а при сравнении новых — различия.
    ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  Развитие абстракции проявляется в формировании способности выделять общие и существенные признаки. Одной из особенностей абстракции учащихся младших классов является то, что за существенные признаки они принимают внешние, яркие признаки.   Вместо обобщения младшие школьники часто синтезируют, объединяют предметы не по их общим признакам, а по некоторым причинно-следственным связям и по взаимодействию предметов.   Мышление в понятиях нуждается в помощи представлений и на них строится. Чем точнее и шире круг представлений, тем полнее и глубже строящиеся на их основе понятия.

ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  • Развитие абстракции проявляется в формировании способности выделять общие и существенные признаки. Одной из особенностей абстракции учащихся младших классов является то, что за существенные признаки они принимают внешние, яркие признаки.

  • Вместо обобщения младшие школьники часто синтезируют, объединяют предметы не по их общим признакам, а по некоторым причинно-следственным связям и по взаимодействию предметов.

  • Мышление в понятиях нуждается в помощи представлений и на них строится. Чем точнее и шире круг представлений, тем полнее и глубже строящиеся на их основе понятия.
Давайте обсудим педагогические ситуационные задачи Ситуация 1. Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице. Ваши действия.

Давайте обсудим педагогические ситуационные задачи

Ситуация 1.

  • Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.
  • Ваши действия.
Давайте обсудим педагогические ситуационные задачи   Ситуация 2. Мальчик, 7 лет. С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе». Ваши действия.

Давайте обсудим педагогические ситуационные задачи

Ситуация 2.

  • Мальчик, 7 лет.
  • С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».
  • Ваши действия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс