Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков самостоятельной работы у младших школьников в проектной деятельности.»
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В статье представлены результаты экспериментальной работы, проведенной в рамках написания выпускной квалификационной работы, особенности развития навыков самостоятельной работы у младших школьников при организации учебных проектов.
Навыки самостоятельной работы, учебные проекты, младшие школьники, начальная школа.
Современная система образования предполагает внесение в обучение новизны. Это вызвано динамичным развитием общества, а также растущими потребностями личности. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), главным требованием обучения является формирование универсальных учебных действий (УУД). Особое внимание уделяется личностным результатам, в которых предусматривается, что ученик, выпускающийся из начальной школы, должен обладать навыками самостоятельной работы.
Самостоятельная работа, её организация играют большую роль в обучении. От того, насколько учащиеся подготовлены и включены в самостоятельную деятельность, зависит их успешное обучение. Давно известно, что прочно и хорошо усвоены только те знания, которые добывались собственным трудом. Именно поэтому учителя начальных классов уделяют большое внимание самостоятельной работе учащихся, однако в процессе педагогической деятельности не всегда удается создать необходимые условия для формирования навыка самостоятельной работы.
Однако развивать навыки самостоятельной работы у младших школьников возможно не только по средствам традиционных уроков, но и применяя такой вид работы как учебный проект.
В рамках написания выпускной квалификационной работы на базе МБОУ «СОШ № 96 с углубленным изучением английского языка» г. Новосибирска в 4-х классах нами был проведен эксперимент. В эксперименте участвовало 53 человека, экспериментальный класс был в составе 26 человек.
Целью исследования являлось выявление и экспериментальная обоснованность эффективности применения учебных проектов в процессе развития у младших школьников навыков самостоятельной работы.
На констатирующем этапе работы, были получены следующие результаты диагностики: высокий уровень – 8 человек (что составляет 31%), средний уровень – 14 человек (54%), низкий уровень – 4 человек (15%). Можем отметить, что в экспериментальном классе присутствуют дети с низким уровнем развития навыков самостоятельной работы.
В связи с этим в рамках формирующего этапа совместно с учащимися были разработаны и организованы учебные проекты, направленные на развитие навыков самостоятельной работы у младших школьников. Работа с проектами проходила в несколько этапов:
Разделение на творческие группы, обсуждение темы исследований.
Определение актуальности данного проекта. Написание цели и задач проекта; продумывание результата деятельности - продукта.
Проведение опроса по теме проекта, обработка результатов.
Анализ литературы, отбор необходимой информации.
Оформление проекта.
Защита проекта
Экспериментально проверив эффективность использования учебных проектов на развитие навыков самостоятельной работы младших школьников, мы увидели положительную динамику в экспериментальном классе: высокий уровень развития навыков самостоятельной работы у младших школьников повысился на 38%, средний уровень развития навыков самостоятельной работы у младших школьников сократился на 31%, низкий уровень развития навыков самостоятельной работы у младших школьников сократился на 7%.
Следовательно, можно сделать вывод: в процессе целенаправленной работы у младших школьников при организации учебных проектов, уровень развития навыков самостоятельной работы повышается.
Учитель начальных классов – Кукорова Наталья Игоревна