Фрагмент урока английского языка по развитию навыков словообразования.
В третьем разделе ОГЭ по английскому языку представлены два задания. В первом задании учащимся предлагаются упражнения на проверку грамматических умений, во втором задании проверяется уровень владения словообразовательными элементами. С первым заданием ребята справляются, а вот второе задание вызывает много трудностей, поэтому на уроках английского языка я уделяю особое внимание развитию навыкам словообразования.
Для начала отвечаем с ребятами на два вопроса.
Что предлагается в задании? (Текст, в котором пропущено 6 слов, начальные формы которых предлагаются справа.)
Что нужно сделать? (Прочитать текст и изменить слова так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста.)
Повторим стратегии выполнения задания 2 (лексика)
- Внимательно прочитай предложение, проанализируй порядок слов;
- определи, какую часть речи ты должен получить из предложенной начальной формы;
- вспомни суффиксы, которые используются для образования данной части речи, определи подходящий суффикс;
- обрати внимание на то, что если требуется сохранить часть речи, как правило, тебе нужно образовать слово с антонимичным значением на основе префиксов;
- проанализируй орфографические особенности образованного слова;
- определи, необходимо ли изменить слово грамматическим способом, например поставить существительное во множественное число и т. п., проанализируй контекст и правила согласования;
- прочитай предложение ещё раз и проверь себя.
Вспоминаем с ребятами следующие словообразовательные элементы:
Аффиксы глаголов: re-, dis-, mis-;-ize/-ise.
Аффиксы существительных: -er/-or, -ness, -ist, -ship, -ing, -sion/-tion, -ance/-ence, -ment, -ity/-ty.
Аффиксы прилагательных: -y, -ic, -ful, -al, -ly, -ian/-an, -ent, -ing, -ous, -ible/-able, -less, -ive, inter-, un-, in-/im-.
Суффикс наречий: -ly.
При возникновении трудностей часто обращаемся к таблице:
модель | значение | примеры |
verb+er/or=noun noun+er/or=noun | используется для обозначения лица, называемого по роду занятий, или предмета (устройства) со специальной функцией | rider leader conditioner |
adjective+ness=noun | используется для обозначения состояния или качества, описываемых соответствующим прилагательным | happiness weakness illness |
adjective/noun+ist=noun | используется для обозначения рода деятельности, убеждения, верования людей | scientist realist biologist |
noun+ship=noun | используется для обозначения собирательного или абстрактного значения | friendship leadership |
noun+ing=noun verb+ing=noun other part of speech+ing=noun | используется для обозначения процесса, состояния, действия | swimming collecting painting |
verb+sion/tion=noun | используется для обозначения процесса, состояния, абстрактного понятия, свойства, качества | transformation calculation accommodation investigation information |
adjective+ance/ence=noun | - используется для обозначения действия, движения, состояния, передаваемых соответствующим глаголом; - используется для обозначения качества или состояния, выраженного прилагательным | dominance appearance annoyance clearance attendance |
verb+ment=noun | используется для обозначения действия, процесса, их результата, а также средства или инструмента | government movement achievement employment |
adjective+ity=noun | используется для обозначения состояния или условия, описываемых исходным прилагательным | flexibility hospitality curiosity intensity |
noun+ize/ise=verb adjective+ize/ise=verb | используется для обозначения действия или процесса | formalize scandalize |
verb+y=adjective noun+y=adjective | используется для выражения значений обладания чем-то, сходства с чем-либо, склонности к чему-либо | healthy dirty witty |
part of speech+ic=adjective | используется для выражения следующих значений: - имеющий характеристики чего-либо; - относящийся к определённому стилю, в стиле чего-либо; - используется для образования национальностей и языков | Atomic Finnic Homeric |
noun+ful=adjective | используется для выражения значения обладания данным качеством | painful helpful restful useful |
noun+ian/an=adjective | используется для выражения значения принадлежности к народности или для обозначения профессии | musician Georgian Arabian |
noun+ing=adjective | используется для образования отглагольных прилагательных | caring interesting young-looking |
noun+ous=adjective | используется для выражения значения обладания данным свойством, признаком, характеристикой в значительной степени | dangerous spacious |
part of speech+ible/able=adjective | используется для выражения значения возможности осуществления действия, обладания некоторым качеством | comfortable acceptable credible |
noun+less=adjective | используется для выражения значения «лишённый чего-либо», «не имеющий чего-либо» | healthless successless |
verb/noun+ive=adjective | используется для образования относительных прилагательных | creative native |
adjective/noun+ly=adjective | используется для выражения значения характерной черты или качества того, что обозначено основой | friendly manly |
adjective/noun+ly=adverb | используется для образования наречий | patiently happily |
Приступаем к тренировочным упражнениям
Задание: прочитайте приведённый ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 1 – 6, так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию 1 – 6.
Вариант 1
Scientists found the remains of an ancient village near the _________________ circle of stones. FAME
Stonehenge is a _________________ monument that consists of a circle of stones. It was built over 4,000 years ago in southwestern England. MYSTERY
In 2007, _________________ unearthed an ancient village near Stonehenge. RESEARCH
The village might have been home to the _________________ of the stone circle. BUILD
Archaeologists discovered the remains of close to 25 small houses about 2 miles from Stonehenge.
Villagers might have ______________ travelled between the two sites. FREQUENT
Eight of the wooden houses have been dug up. Two of the houses were separate from the others.
They might have been the homes of community _______________. LEAD
Ключи: famous, mysterious, researchers, builders, frequently, leaders.
Вариант 2
The good news is more than 3trillion trees now grow on Earth - seven times more than experts ___________ thought. But that’s also trillions fewer than there used to be, PREVIOUS according to a new study. Plant for the Planet, a youth group, had a goal of planting one billion trees.
The group approached Yale Forestry ______________ Thomas Crowther and asked if RESEARCH planting that many trees would do anything to combat human-made climate change.
Using more than 429,000 ground-based ______________, along with satellite and MEASURE
computer models, Crowther and his team arrived at the figure.
The ____________ notes that humans are diminishing that huge SCIENCE
______________ on such a global scale. POPULATE
Plant for Planet has upped its goals ________________ - they now hope to plant TREMENDOUS
18 billion trees.
Ключи: previously, researcher, measurements, scientist, population, tremendously.