Развитие навыков социокультурной компетенции учащихся
на уроках иностранного языка.
Иностранный язык - это реальное средство общения между людьми разных стран, средство познания мира и своей культуры. Использование иностранного языка в коммуникативных целях требует определенного уровня языковой, речевой и социокультурной компетенции. Обучение иностранному языку дает большие возможности показать учащимся особенности и специфику страны изучаемого языка. Обращение к социокультурным аспектам при изучении иностранного языка необходимо, т.к. без социокультурных знаний и умений нет практического владения языком. Кроме того, это в значительной степени расширяет воспитательный потенциал и помогает учащимся более эффективно усвоить учебный материал на всех этапах общеобразовательной школы.
Социокультурный компонент в обучения иностранному языку играет существенную роль в развитии личности обучающегося, так как дает возможность не только ознакомиться с наследием культуры страны изучаемого языка, но и сравнить его с культурными ценностями своей страны, что способствует формированию общей культуры учащегося. Данный компонент призван расширить общий, социальный, культурный кругозор обучающихся, стимулировать их познавательные и интеллектуальные процессы, позволяет им оперировать в учебной беседе фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. На основе страноведческого материала можно моделировать вполне реальнык коммуникативные ситуации: беседа с гостем из-за рубежа о родном крае, городе, проведение экскурсии для гостей на иностранном языке, беседы о культутрном наследии той или иной страны и т.д.
Знакомство с культурным наследием стран изучаемого языка с наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда в преподавании иностранного языка отводится место и родной культуре. Это даёт шанс учащимся совершенствовать устную речь, отрабатывать определённые речевые образцы и клеше. Страноведческие материалы можно вполне использовать в обучении всем видам речевой деятельности на уроках иностранного языка. Большую роль в повышении мотивации к изучению иностранного языка играет использование таких материалов не только в организации аудирования, но и в различных видах чтения. При подборе материала следует обращать внимание на лингвистические трудности. Для снятия таких трудностей необходимо ознакомить учащихся с новым или не знакомым для них лексическим материалом, а так же найти приёмы, облегчающие восприятие изучаемого материала. Это могут быть различного рода иллюстрации, фотографии, рисунки.
При формировании социокультурной компетенции очень актуально также использование информационно-коммуникационных технологий:
1.Метод проектов. Данный метод считается продуктивным, так как он создает уникальную возможность для личностного роста учащихся, ориентирует их на раскрытие творческого потенциала и развитие познавательных интересов. Метод проектов позволяет повысить продуктивность обучения и обеспечивает его практическую направленность. В процессе выполнения проектных работ учащиеся собирают, систематизируют и обобщают богатый оригинальный материал. При этом ученики обращаются не только к различным печатным источникам, но и к источникам в сети Интернет. Тематика проектов может иметь социокультурную направленность и отражает разносторонний спектр интересов учащихся.
2. Урок – викторина или урок – игра . Овладевая социокультурными знаниями и умениями, учащиеся расширяют свои лингвострановедческие и страноведческие навыки за счет новой тематики о стране изучаемого языка, ее науке, культуре, реалиях, известных людях в различных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Использование данного метода также способствует развитию социокультурной и коммуникативной компетенций. В качестве примера можно привести игру – викторину «Литература Великобритании». Цель данной игры является развитие навыков общения друг с другом в пределах изучения материала «Литература и писатели Великобритании».
3. Сравнительно-сопоставительный метод, включающий различного рода дискуссии (на занятиях обсуждаются традиции, обычаи, которые в значительной мере отличаются от родной культуры). Что и является, непосредственно, отработкой лексико-грамматических навыков учащихся.
4. Использование песенного материла на уроках английского языка может применяться не только для развития аудитивных навыков, произносительных навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, но и для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка. Здесь следует придерживаться некоторых принципов, а именно: песня должна быть аутентичной, она должна соответствовать возрасту и интересам учащихся. Также необходимо соответствие песни уровню языка учащихся, если выбор песни соответствует данным принципам, то потенциально она может быть очень полезной, а если, как в нашем случае, перед преподавателем стоит цель формирования социокультурной компетенции, то и система упражнений будет направлена на то, чтобы сосредоточить внимание учащихся на тех элементах культуроведческой информации, которые содержатся в тексте. Для развития социокультурной компетенции важно наличие в тексте следующих сведений: география и история страны изучаемого языка, факты политической и социальной жизни, факты повседневной жизни, наличие этнокультурной информации, различного рода символики, наличие информации о поведенческой культуре, включающей особенности поведения в различных ситуациях, разговорные формулы, нормы и ценности общества. Применение песенного материала на уроках английского языка поможет повысить мотивацию к изучению иностранного языка, а также станет эффективным средством накопления социо-культурных знаний, а значит и развития социо-культурной компетенции.
5. Метод «культурных капсул», акцентирующий одно из различий в культурах. Дискуссия развивает умение слушать, передавать информацию, ставить вопросы и аргументировать. Она повышает мотивацию и вовлечённость участников в решение обсуждаемых проблем, даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой деятельности.
Итак, преподавание иностранного языка не представляет возможным без включения социокультурного компонента в процесс обучения, который поможет сформировать регулярное и систематическое использование перечисленных выше методов и приемов обучения.