СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие образования и педагогической науки в странах мира на современном этапе.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие образования и педагогической науки в странах мира на современном этапе.»

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В СТРАНАХ МИРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

План:

 

1.     Основные педагогические течения в первой половине ХХ в.

2.     Организация образования, содержание, формы и методы обучения.

3.     Модернизация форм обучения.

4.     Система образования в развитых странах (США, Франция, Япония).

 

Ключевые слова: педагогические течения, воспитательная работа, формы и методы обучения, обновление и модернизация обучения, дифференциация и стандартизация образования, структура системы образования.

 

1. Основные педагогические течения в первой половине ХХ в.

В первой половине ХХ столетия в мировой школе и педагогике происходили существенные сдвиги. Этому способствовали многие важные факторы: рост требований к объему знаний, умений и навыков, которые должны усваивать учащиеся, новые исследования о природе детства, практический опыт ряда учебных заведений. Заметно выросло число педагогических центров: Лига нового воспитания, Международное Бюро Просвещения – международные педагогические организации. Национальные педагогические организации: Прогрессивная ассоциация народного образования (США), Общество имени Бине (Франция) и пр. В первой половине ХХ в. в зарубежной педагогике прослеживаются две основные парадигмы (модели образования). Первая – педагогический традиционализм – продолжение прежней педагогической мысли. Вторая – новое воспитание или реформаторская педагогика.

К традиционализму относились социальная педагогика, религиозная педагогика и педагогика, основанная на философии воспитания (экзистенциалистская педагогика). Крайне идеологизированными были подходы к воспитанию у представителей философии марксизма (у педагогов-марксистов – К.Цеткин – Германия; Ж.Конью – Франция и др.), декларации в обучении и воспитании сочетались с идеями жестокого контроля за мыслями и чувствами, поведением ребенка в классовом обществе. Детищем реакционной идеологии в 1920-1930 гг. стала фашистская педагогика. Главные очаги – Германия, Италия. Представители фашистской педагогики пытались обосновать расово-биологическую теорию воспитания. Они проповедовали также непререкаемый авторитаризм в воспитании. В начале ХХ в. новая теоретическая база деятельности школы была выработана на так называемой реформаторской педагогикой (новое воспитание). Реформаторскую педагогику называли – антитрадиционалисты. Они выдвинули свои концепции (теории) и идеи: свободное воспитание, экспериментальная педагогика, прагматическая педагогика, педагогика личности, функциональная педагогика, воспитание посредством искусства, трудовое обучение и воспитание и др. Экспериментальная педагогика – Август Лай (Германия), Альфред Бине (Франция), Э.Торндайк, У.Килпатрик (США), Дж.Адамс, Дж.Э.Адомсон (Англия). Они выдвинули теорию врожденной одаренности. Основным приемом проверки одаренности было интеллектуальное тестирование. Экспериментальная педагогика (ее биологизаторская теория) доказывала, что значительная часть детей от рождения неспособна к успешному обучению. С ХХ в. широкое распространение на Западе получило интеллектуальное тестирование умственной одаренности детей. По результатам тестирования детей распределяли в разные типы или классы школ. Утверждалось, что умственная одаренность является врожденной и постоянной в течение всей жизни. На самом деле содержание тестов выявляло уровень общего развития: словарный запас, умственные умения, которые приобретаются в результате жизни в определенных социальных условиях. Среди групп «неспособных» детей, как правило, оказывались выходцы из малообеспеченных слоев населения и национальных меньшинств. Они занимались по упрощенным программам, у них оказывались низкими уровень самооценки и притязаний, а учителя, не ожидая от детей продвижения в учении, не стремились к развитию школьников.

По результатам тестов дети уже в начальной школе разделялись на потоки (например, А (способные), В (средние), С (неспособные)) – Великобритания. В США школа была единой, но внутри нее существовали потоки: академические или практические (общее), т.е. массовое. Из всех течений философии наибольшее воздействие на педагогику имел прагматизм. Он возник в начале ХХ в. в США и был воспринят европейской педагогикой. Прагматизм (инструментализм, прогрессивизм, экспериментализм) – его основатели Джон Дьюи, У.Килпатрик. В 20-х годах пропагандировалась как «теория прогрессивного воспитания». Д.Дьюи и его единомышленники вели борьбу со схоластикой, книжным обучением в школе, выступали против формального развития школьников. Большинство людей имеют «узкопрактические импульсы, тенденции и склонности», лишь небольшая часть общества обладает «интеллектуальными склонностями и способностями». Поэтому новая система образования для массовых школ должна, опираясь на «практические импульсы», помочь детям «научиться что-нибудь делать». Цель воспитания прагматистов – приспособить ребенка к окружающей среде. Ребенок должен стать солнцем, центром (педоцентризм – педо – ребенок). Создать для него условия для проявления его индивидуальности. При этом умаляются обязанности ученика, роль учителя, одноклассников. Ориентир на интересы и потребности ребенка, его личный опыт, обучение путем выполнения практических дел – «учение путем делания» (изготовление школьной мебели, учебных пособий, постановка самодеятельного спектакля). Систематические научные программы не нужны, как не нужны постоянные классы, расписание. На идеях Дьюи основана разработка «метода проектов». Выполняя проект, ученики нужные сведения черпают из различных дисциплин; структура занятия меняется, учителю отводится роль помощника, консультанта. Вместо монолога учителя – беседы с учащимися, самостоятельная работа над темой, трудовая деятельность, занятия письмом и счетом только в связи с потребностями, вытекающими из практической деятельности (например, тема проекта «Как стать хорошим покупателем», «Арифметика обыденной жизни»).

В середине ХХ в. прагматизм подвергли жестокой критике за отказ от научного образования, но они и сегодня подпитывают обучение в американской школе – в виде неопрагматизма. Отказавшись от многих положений Д.Дьюи, неопрагматизм призывает учить детей изменяться и приспосабливаться к меняющемуся миру, приобретать личностно значимые знания, т.е. лично для себя. Значительное влияние на развитие педагогической теории и практики ХХ в. оказали идеи М.Монтессори – известного итальянского врача и педагога. Символом ее педагогики стало обращение ребенка: «Помоги мне это сделать самому» - предоставление самым маленьким детям возможности самостоятельных действий. 1907 г. – организован «Дом ребенка» – дошкольное учреждение, в работе которого активно участвовали родители.  Задачи воспитания (по Монтессори) – всемерное развитие инициативы и самостоятельности ребенка. Монтессори разработала серию дидактических материалов, которые должны способствовать духовному становлению ребенка через развитие его моторики и сенсорики.

Рекомендации Монтессори широко используются за рубежом в современном дошкольном образовании и в начальной школе.

 

2. Организация образования, содержание, формы и методы обучения.

Типы школ. К середине ХХ в. во всех западных странах имелась обязательная средняя государственная школа. Несмотря на различные типы школ, их своеобразие в каждой стране, имеются и общие черты построения образования. Они включают следующие звенья: дошкольное воспитание, начальную, среднюю, специально-профессиональную школу и вузы. Дошкольные государственные учреждения: материнские школы (Франция, Чехия), детские сады (ФРГ, Франция, Япония), школы-ясли – 2-7 лет (Великобритания), дошкольные классы при начальной школе (США, Великобритания).  Их задачи: физическое, эстетическое воспитание, подготовка к школе: развитие устной речи, обучение грамоте, счету. Начальные школы – охватывают детей с 5-6 до 16 лет; в разных странах сроки обучения различны: в Великобритании с 5 до 11 лет, во Франции – с 6 до 14-15 лет.  Начальная («элементарная», «народная») школа имеет, как правило, 2 ступени – младшую и старшую. Первая ступень – четырех, шестилетняя начальная школа, ее посещают все дети, учеба по единой программе (ФРГ, Франция) или по разным (США, Великобритания). Уже в рамках начальной школы действует отбор «по способностям». В 10-11 лет тестовые испытания и перевод во 2 ступень начальной школы. Более «способные» в гимназии (ФРГ) или в дополнительные классы (Франция). Имелась и неразделяемая начальная школа – шестилетняя (Япония), восьмилетняя (США). После окончания подростки определялись в один из типов средней школы. Средняя школа – срок обучения от 4-5 до 9 лет. Разные типы школ: грамматическая (Великобритания), гимназия (ФРГ), лицей и колледж (Франция). Объединяет их то, что поступить могут лишь те, кто по результатам тестов имел высокий уровень умственной одаренности – это 20-25 % окончивших начальные школы.  Все обучение в средней школе первого типа (грамматическая, гимназия, лицей, колледж) сопровождалось беспрерывным отбором и отсевом учащихся. Только их окончание давало право поступления в университет. К числу средних школ относятся «современные» (Великобритания), неполные средние (ФРГ), старшие классы начальной школы (Франция), но в них значительно ниже уровень научной подготовки. Начальная ступень средней школы считалась обязательной и предназначалась для тех, кому предстояло заниматься неквалифицированным трудом («работать руками»), она была тупиковой, т.е. не давала права поступления в вузе (например, «современные» школы в Великобритании, неполные средние в ФРГ, практические (общие) потоки школ в США).  Высшее образование: университеты, институты, академии, «большие школы». Они разнотипны по условиям приема и подготовки.

С середины ХХ в. под влиянием критики теории умственной одаренности и деления на основе тестовых испытаний школы разных типов западных стран реформировались, что внесло заметные изменения в их работу. Так, в Великобритании стали создаваться объединенные школы с тремя отделениями: гуманитарным, техническим, естественно-математическим, где результаты тестирования не сказывались так жестко на судьбе учеников. Во Франции сближено классическое и современное образование.

Смена образовательных ориентиров. Состояние и характер образования в конце ХХ в. определялись сложившимися в разных странах экономическими и социальными условиями. В это время произошли значительные позитивные изменения в сфере образования, особенно в развитых странах. Прогресс образования в мире в 70-90-х гг. был вызван ускоренным темпом развития научно-технических средств, становлением и развитием высокотехнологического общества, в котором широко используются биотехнологии, все более совершенные компьютеры, микроэлектроника. Социальные и экономические преобразования в мире изменили и требования общества к личностным качествам человека. Труд усложняется, становится разнообразным и интеллектуальным; а человек, имея дело со сложной и изменяющейся техникой, нуждается в соответствующих знаниях, в умении обрабатывать информацию и принимать решения. Возникла необходимость постоянного обновления знаний. Обществом определены основные требования, предъявляемые к трудящемуся человеку: высокий уровень общего развития; критическое мышление, умение принимать самостоятельные решения; желание и умение приобретать новые знания, переучиваться; умение работать в группе, коммуникабельность.

В воспитании этих качеств личности первостепенную роль играет школа. В 70-х г. ХХ в. в развитых странах мира произошло расширение спроса на образование. Причины: высокий экономический уровень жизни и более высокие специальные притязания у среднего класса. Выходцы из среднего класса стали рассматривать образование как средство повышения своего социального статуса, как возможность получения более высокого образования. Для молодежи из привилегированных слоев общества наличие диплома высокого престижного учебного заведения (Оксфорд, Кембридж в Великобритании), «большие школы» во Франции, «университеты, увитые плющом» в США) по-прежнему помогает получить доступ в элиту общества. Повысилась потребность в получении образования среди женщин (более 50% замужних женщин были заняты в общественном производстве, что потребовало повышения их образовательного уровня; почти половину студентов вузов в конце ХХ столетия составляли девушки). Идея демократизации образования, провозглашенная в конце ХХ в. одним из важнейших принципов образовательной политики, нашла закрепление в новейшем законодательстве об образовании во многих странах, и ее осуществление заключается в предоставлении возможности получения образования всеми, для чего требуется полная преемственность школ, ликвидация тупиковых школ. Повышение качества образования, воспитания в духе высоких гражданских, нравственных и эстетических ценностей провозглашены как первостепенные. В последние десятилетия ХХ в. происходит процесс интеграции развитых стран в сфере образования: создан Комитет образования государств-членов ЕС и другие организации, которые разрабатывают и рекомендуют желательные направления изменений образования в национальных образовательных системах европейских стран. Ставится задача формирования «национального европейского сознания» молодежи, хотя это стремление встречает сопротивление большинства населения во всех европейских странах, т.к. национальная идентичность сохраняет очень большое значение.

Проблемы воспитания и пути их решения. Изменения в науке, экономике, технике, социальной сфере, произошедшие в последние десятилетия ХХ в., принесли человеку много благ, но в жизни человечества появилось много негативных явлений, которые угрожают самому существованию людей. В развитых странах утвердилась ориентация цивилизации на материальное благосостояние, у людей возникла психология потребительства, снизился уровень духовности. Разобщенность людей, индивидуализация, неуверенность в будущем, увеличение стрессов и конфликтности, имеют своими последствиями алкоголизм, наркоманию, преступность. Семья оберегала молодое поколение от негативных сторон жизни, но вхождение TV в каждый дом, подключение к Интернету и их коммерциализация сделали для детей обычными сцены насилия и жестокости, порнографии. Информационные сети, охватившие весь мир, позволяют насаждать чуждые для исторически сложившихся цивилизаций идеалы и нормы поведения. Происходит дегуманизация общества, гуманистический кризис. Ведущей идеей многих международных документов, принятых в 70-90-х гг. стала идея гуманизма, принцип гуманизма признан основополагающим критерием общественного прогресса. Воспитательная функция школы оказалась выполнимой при условии знания психических особенностей каждого ученика. Поэтому для решения проблем воспитания школы обратились за помощью к психологической службе, и в штате школ появились психологи, социальные педагоги, учителя-терапевты и др. Несмотря на большие различия в целях, идеалах, принципах воспитания у разных народов мира, имеется много общих проблем воспитания и сходство в основных направлениях воспитательной деятельности школ.

Основные направления воспитательной работы школы. Нравственное развитие детей – одно из направлений воспитательной работы. Цель – освоение гуманистических норм, формирование у школьников модели нравственного поведения. Для этого используются дисциплины гуманитарного цикла; общественно полезная деятельность учащихся проводится в больницах, домах престарелых, в бедных районах; такая филантропическая (благотворительная) деятельность приравнивается к учебному предмету и отметка о ней вносится в документ об окончании школы. В содержание обучения (учебные программы и курсы) вводится материал о специфике жизни и культуры разных народов, представители которых учатся в данной школе («глобальное воспитание»), например, о местах проживания народа, их одежде, пище, культуре. Такая направленность содержания обучения позволяет снизить национальную предубежденность и воспитывать толерантность. По инициативе ЮНЕСКО в систему нравственного воспитания в европейских школах включено изучение прав человека. Изучают нравственные нормы народа через курсы «Мораль», «Этика» (Китай, Франция и др.). Занятия проводят в виде ролевых игр, реальных ситуаций, дискуссии – активные методы преподавания.

Гражданское воспитание. Цель – развитие чувства любви к своей стране, знакомство с символикой, исполнение национального гимна, патриотических песен своей родины, празднование национальных дат и др. Дополнительные часы включены в предметы: «Граждановедение», «Человек и общество», «Демократия». Еще один аспект гражданского воспитания – изучение проблем сохранения мира и предупреждения войн и насилия (внутри традиционных предметов и через специальные курсы), полиэтничность (греч. poly - много) и поликультурность мира – воспитание в духе взаимопонимания, уважения других народов, терпимость – актуальная задача гражданского воспитания.

Трудовое воспитание. Современный труд все усложняется, новейшая техника требует высокого уровня профессионализма. В школах труд связан с художественной деятельностью: вышивают, изготавливают подарки, готовят декорации и костюмы для спектаклей. Мальчики в столярных и слесарных мастерских, девочки – кулинария и шитье, учатся уходу за ребенком и больным. Кто не намерен поступить в вуз проходят допрофессиональную подготовку в школе или профцентрах: слесари-ремонтники, чертежники, помощники медсестер, фермеры и др. Трудовое воспитание в школах развитых стран связывается с экономическим: знакомят с понятиями свободного рынка (прибыль, налоги, маркетинг и др.), учат малому бизнесу практически (правила получения кредита, рассчитывание прибыли и т.п.).

Организация учебного процесса и методы обучения. В большинстве развитых стран обучение начинается с 6 лет, в Великобритании – с 5, но обучение грамоте ведется с дошкольного возраста с 4-5 лет. Школьные задания различны, с середины ХХ в. в крупных городах стали строится школы-гиганты на 3000 и даже 12000 учащихся. Ученик ощущает себя в таких школе потерянным, отчужденным, а, следовательно, возникают новые проблемы воспитания и обучения. Стоит проблема переполненности классов (от 30 до 50 учащихся) за исключением малокомплектных сельских школ. В богатых странах в школах библиотеки, игровые площадки, бесплатные обеды; большие перемены на свежем воздухе; занятия на свежем воздухе или в библиотеке; школьный день до 4 часов дня. Оценка знаний – от пятибалльной до стобалльной, в ряде стран в буквенной системе А, В, С. Общее для всех стран проблема второгодничества: Франция – 20% остаются на второй год, а 15-20% не выдерживают выпускных госэкзаменов по окончании школы. Второгодничество наносит огромный урон личности: неуверенность, чувство неполноценности, что сказывается на его дальнейшей судьбе. Поэтому в США нашли выход: не оставляют на второй год, а приспосабливают учебные программы к уровню подготовленности учеников: практикуют временный перевод в следующий класс. Остро стоит проблема снижения качества образования. 20% населения Земли неграмотны совсем, т.к. не учились в школе, но и среди тех, кто закончил начальную и даже среднюю школы крайне низкий уровень развития навыков чтения, письма, счета – это функционально неграмотные (не могут даже прочитать расписание поездов и сориентироваться в нем). В США 17% выпускников квалифицируются функционально неграмотными, поэтому они не могут эффективно функционировать в современном мире.

Формы организации учебного процесса. Преобладающей формой организации учебного процесса в ХХ в. являлась классно-урочная система с постоянным составом учащихся и определенными часами и днями занятий. В практике школ встречаются 2 типа обучения – поддерживающее (традиционное) и инновационное (исследовательское). Поддерживающее (традиционное) – это репродуктивное обучение, лидирующая роль организатора у учителя. Инновационное, его цель: развитие у учащихся способности осваивать новый опыт, развитие творчества и критического мышления. Формы обучения: исследовательская деятельность учащихся, учебно-игровая, моделирование деятельности, обмен мнениями, творческие дискуссии. Учитель выполняет функции режиссера. Основные черты традиционного обучения: учитель излагает основные понятия учебного предмета;  знания, которые дает учитель, имеют законченный вид и не подлежат сомнению; лабораторные работы и опыты по строго определенной методике; результаты опытов детей заранее запланированы, а их ход направлен на получение правильного ответа; ученики должны усвоить сведения и факты и воспроизвести их. Такое учение формирует формально-логическое мышление. Черты исследовательского обучения: учащиеся не получают от учителя в готовом виде знания, а сами постигают их; знакомство с понятиями предполагает включение альтернативных точек зрения; учащиеся сами выбирают способ работы на уроке; учащиеся, знакомясь с примерами, наблюдая явления, сами выводят правило без изложения его учителем; полученные результаты подвергаются сомнению. Исследовательское обучение развивает самостоятельность мышления, умение мыслить творчески (креативно).

Обновление учебного процесса. В 70-е гг. стало очевидно, что школа, где главный метод – слово, запоминание, воспроизведение – устарела.

Видные специалисты под эгидой ЮНЕСКО создали книгу «Учиться быть», где провозгласили, что ребенок в школе не пассивный объект воздействия, что ученик играет активную роль в своем образовании и воспитании, он учится пополнять знания всю жизнь, мыслить свободно и критично, учится творчеству в творческой деятельности, и учится любить мир и делать его более гуманным – такова программа переориентации школы.

Ж.Пиаже (Франция) призвал школу готовить людей, способных созидать новое, а не просто повторять известное, «людей изобретательных и творческих, у которых критический и гибким ум». Массовые школы развитых стран конца ХХ в. включились в процесс обновления учебного процесса: отказались от деления учеников на «способных» и «неспособных»; вместо этого поставили задачу: обеспечение успеха в обучении; стали отводить решающее место пропедевтике (греч. – обучаю предварительно) отставания учеников; предупреждение отставания, помощь тем, кто испытывает затруднения и др.

Основные направления обновления учебного процесса: 1. Развитие учреждений дошкольного воспитания, которые обеспечивают основу успешной учебы ребенка в школе. 2. Диагностика «детей риска» и компенсация их затруднений в учении (таких в школах 20% - ослабленное здоровье, сниженная работоспособность, отставание в психическом развитии). Законы ряда стран (Великобритания, Россия, США, ФРГ и др.) предоставляют финансовое обеспечение школам и классам для коррекционно-развивающей работы с такими детьми. 3. Преодоление «открытой  неуспеваемости», которая возникает у одаренных школьников. Создать для них условия: классы с высоким уровнем и скоростью обучения («классов гордости»), специальные школы, предметы по выбору, конкурс творческих работ, Академии юниоров и  др.

 

3. Модернизация форм обучения.

Основная форма обучения в школах большинства стран – урок. С 80-90-х гг. возникла потребность в модернизации (фр. – сделать современным, согласно требованиям современности, вводить различные усовершенствования) урока. Модернизация: учащиеся стали работать индивидуально или в группе, изменился интерьер класса: учащиеся сидят группами за столами для совместной работы, мебель в классе расставляется свободно (она подвижна); одаренные и слабоуспевающие занимаются по индивидуальным программам; у учителя в классе ксерокс, различные дидактические материалы; экскурсии на природу, в музей – потом отчеты, дискуссии, сочинения, рисунки и т.п.

Традиционная форма – урок приобретает новые черты, помогая ученику самостоятельно добывать знания.

Изменения в методах обучения. Вербальные (лат. – устный, словесный) методы сохраняют лидирующее положение, слово учителя и учебник – ведущие способы передачи информации. Но монолог учителя вытесняется диалогом, дискуссией, беседой, постановкой проблемных вопросов. Учителю рекомендуется: помочь ученику обрести уверенность во взаимоотношениях со сверстниками; воздерживаться от оценки ученика, это задерживает творческий поиск на уроке; побуждать ученика к сравнениям, аналогиям (развивает образное мышление);  поддерживать проявления фантазии, воображения (развивает творческое мышление); расширять объем знаний и др. Методы обучения: самостоятельная работа на уроке (домашняя работа); метод проектов – выполнение определенного задания с использованием самостоятельно подобранной литературы, материалов музеев, архивов и т.д.; игровые методы: игры-упражнения, драматизация, ролевые, сюжетные игры. Например, игра «Демократия» в США моделирует работу Конгресса США (законодательный орган); игра «Электростанция» по физике (Великобритания) – постройка электростанции определенной мощности в каком-либо конкретном районе; решить тип электростанции, какое топливо: твердое, жидкое, ядерное и др. Новейшие технологические средства: к концу ХХ в. в развитых странах почти 100% школ имеют компьютеры, специальные компьютерные программы позволяют развивать навыки чтения, счета (уже в начальной школе), дают информацию по различным дисциплинам, включают детей в ролевые игры. Происходит индивидуализация обучения. Но труд у учителя, его роль в учебном процессе остается ведущей. Никакая, даже самая совершенная техника. Не может заменить учителя в школе.

 

 

4. Система образования в развитых странах (США, Франция, Япония).

Структура системы образования в США: дошкольные учреждения (дети от 3 до 5 лет); начальная школа с 1 по 8 классы (от 6 до 13 лет); средняя школа с 9 по 12 класс (дети от 14 до 17 лет); высшая школа (университеты и колледжи); аспирантура и докторантура.

Структура системы образования в Японии: детские сады (до 6 лет) обязательное обучение; младшая средняя школа – 3 года; в обязательной 9-летке все учатся бесплатно (дети от 6 до 15 лет); старшая средняя школа – 3 года (дети от 16 до 18 лет); высшее образование: университеты, младшие колледжи, технические колледжи, специализированные колледжи.

Структура системы образования во Франции: дошкольное воспитание (дети от 2 до 6 лет); начальное образование (дети с 6 до 11 лет) обучение 5 лет; среднее образование: 1) (с 11 до 15 лет) обучение 4 года; 2) обучение 3 года в лицее (с 15 до 18 лет), сдача экзаменов на бакалавра; высшее образование: университеты, высшие школы (технологические, экономические, художественные, педагогические и др.).

 

Вопросы и задания для самоконтроля и обсуждения:

1. Какие важные особенности были присущи зарубежной школе и педагогике в первой половине ХХ в.?

2. Расскажите об основных теориях и идеях нового воспитания или реформаторской педагогике.

3. Что вы знаете об экспериментальной педагогике? Расскажите о ее представителях.

4. Почему произошла смена образовательных ориентиров в 70-90-е гг. ХХ в.? Расскажите о них.

5. Как выглядят методы и формы обучения в современной зарубежной школе?

6. Какие тенденции присущи практике школьного воспитания в ведущих странах мира?

7. Охарактеризуйте основные направления модернизации учебно-воспитательного процесса в зарубежной школе. Покажите роль новейших технических средств, средств массовой информации.

8. Что вы понимаете под «учиться всю жизнь» (программа ЮНЕСКО)?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!