СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие общения со сверстниками в раннем возрасте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие общения со сверстниками в раннем возрасте Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Родившись, ребенок не мо­жет сам удовлетворить ни одной своей потребности — его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят, ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все боль­ше самостоятельным, он продолжает зависеть от взросло­го, который учит его ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из кубиков, отвечает на все его «почему?». Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1—2 месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживаю­щий за ребенком) должна как можно более полно удов­летворять эту новую потребность. Непосредственно-эмоци­ональное общение с взрослым создает у ребенка радост­ное настроение и повышает его активность, что становит­ся необходимой основой для развития его движений, вос­приятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удов­летворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психи­ческом развитии. До 9—10 месяцев они сохраняют бессмыс­ленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатич­ны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появит­ся у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигие­ническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенче­стве получили название госпитализма. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта. Таким образом, в первый год жизни полноценное об­щение с взрослым является жизненно важным. Недоста­точное или не соответствующее потребностям общение отрицательно сказывается на развитии и позже, причем проявление этого негативного влияния на разных возраст­ных этапах имеет свою специфику. Каждый возраст, при­нося новые возможности и новые потребности, требует особых форм общения. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его взаимоотношения с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Все свои психические качества и свойства личности он приобретает исключительно через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности к самообразованию и самовоспитанию. Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми.

В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому объекту. В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов: - внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни); - стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни); - появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям (третий год жизни). Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, ненормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые. Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу. Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно затрудняет привыкание его к новым социальным условиям. Как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с сослуживцами на работе. Учить детей общаться нужно тогда, когда ребенок начнет проявлять интерес к другим детям. При этом необходимо учесть, что внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к

интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их понимает. Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом. Правильно организованное общение:

- обогащает детей впечатлениями; - является источником разнообразных эмоций; - учит сопереживать, радоваться, сердиться, стоять за свои права; - помогает преодолеть робость; - способствует становлению личности; - формирует представление о другом человеке — ровеснике; - начинает развивать способность понимать других людей; - подготавливает к последующему общению со сверстниками.

Просмотр содержимого документа
«Развитие общения со сверстниками в раннем возрасте.»

Развитие общения со сверстниками в раннем возрасте

Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми

людьми. Родившись, ребенок не мо­жет сам удовлетворить ни одной своей

потребности — его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят,

ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все боль­ше

самостоятельным, он продолжает зависеть от взросло­го, который учит его

ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из

кубиков, отвечает на все его «почему?».

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1—2

месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и

бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек,

ухаживаю­щий за ребенком) должна как можно более полно удов­летворять

эту новую потребность. Непосредственно-эмоци­ональное общение с

взрослым создает у ребенка радост­ное настроение и повышает его

активность, что становит­ся необходимой основой для развития его

движений, вос­приятия, мышления, речи.



Что же происходит, если потребность в общении не удов­летворяется или

удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или в

детском доме, отстают в психи­ческом развитии. До 9—10 месяцев они

сохраняют бессмыс­ленный, безразличный взгляд, устремленный вверх,

мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить

попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатич­ны, не испытывают

интереса к окружающему. Речь появит­ся у них очень поздно. Более того,

даже при хорошем гигие­ническом уходе дети отстают в своем физическом

развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенче­стве

получили название госпитализма.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные

инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с

которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.

Таким образом, в первый год жизни полноценное об­щение с взрослым

является жизненно важным. Недоста­точное или не соответствующее

потребностям общение отрицательно сказывается на развитии и позже,

причем проявление этого негативного влияния на разных возраст­ных

этапах имеет свою специфику. Каждый возраст, при­нося новые

возможности и новые потребности, требует особых форм общения.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его

взаимоотношения с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Все свои

психические качества и свойства личности он приобретает исключительно

через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности

к самообразованию и самовоспитанию.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении

и в их личных отношениях с другими людьми.



В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому

продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому

объекту.

В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по

взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками

проходит ряд этапов:

- внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);

- стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать

свои успехи (конец второго года жизни);

- появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям

(третий год жизни).

Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально

практического воздействия, характерными особенностями которого

являются непосредственность, отсутствие предметного содержания,

ненормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера.

Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные

особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия

между детьми играют взрослые.

Чем раньше вступает ребенок в общение с другими детьми, тем лучше это

сказывается на его развитии и умении адаптироваться к обществу.

Неумение малыша налаживать контакты со сверстниками существенно

затрудняет привыкание его к новым социальным условиям.

Как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет

поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с

сослуживцами на работе. Учить детей общаться нужно тогда, когда ребенок

начнет проявлять интерес к другим детям. При этом необходимо учесть, что

внимание к сверстнику часто сочетается с отношением к нему как к



интересному объекту. Дети предпочитают общаться с теми, кто лучше их

понимает.

Взрослый должен помогать детям в налаживании контактов друг с другом.

Правильно организованное общение:



- обогащает детей впечатлениями;

- является источником разнообразных эмоций;

- учит сопереживать, радоваться, сердиться, стоять за свои права;

- помогает преодолеть робость;

- способствует становлению личности;

- формирует представление о другом человеке — ровеснике;

- начинает развивать способность понимать других людей;

- подготавливает к последующему общению со сверстниками.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!