СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»

Речь является одним из важных приобретений ребенка в раннем возрасте. В активизации речевой деятельности детей раннего возраста  играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Малыши 3- его года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Резко увеличивается способность подражать воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Дети хорошо понимают все, о чем говорит с ними взрослый, что касается их непосредственного окружения, связано с переживаниями детей. К концу третьего года жизни малыши не только слушают, но и понимают литературные произведения, рассказы взрослых, что, безусловно, обогащает их значения и речевой опыт. В работе данного направления ставлю перед собой цель:  Развитие активной речи детей  раннего возраста средствами театрализованных игр.  Задачи: ⦁    целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря средствами театрализованных игр; ⦁    вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности; Формировать: ⦁    потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением; ⦁    способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы; ⦁    поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки); ⦁    побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними; ⦁    формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам. Для того, чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованных игр, мной учитываются возрастные и психофизические особенности детей. Использование театрализованных игр не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор литературных произведений осуществляется с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития.  В своей работе мы выделили два направления: 1) Использование театрализованных игр в играх – занятиях  по развитию речи  мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.  2) Использование театрализованных игр в повседневной жизни. В группе имеется «Театрализованный уголок», где представлены сказки, в соответствии с программой.  Имеется ширма, куклы (би – ба - бо), маски «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д. ⦁    Плоскостной театр: «Колобок», «Теремок».   ⦁    Настольный (деревянный театр) «Колобок», «Курочка Ряба»,  «Волк и семеро козлят», «Теремок».    ⦁    Пальчиковый театр, театр перчаток.  ⦁    Театр на фланелеграфе  «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Три медведя».                                                                 Ввиду того, что речь детей раннего возраста имеет этапность в развитии, поэтому для каждого речевого этапа подобраны и театрализованные игры, причем для успешного решения поставленных задач мной составлена картотека по развитию речи в интеграции с задачами по театрализованной деятельности. Первоначально формируем умение  слушать образную речь, воспроизводить звукосочетания, слова, так же знакомим детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними. На данном этапе театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, пассивное участие в импровизациях). ⦁    Игра-ситуация «На нашем дворе»  Цель: Вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.  Для разыгрывания этой небольшой сценки использовали театр резиновых игрушек. ⦁    Театр конусной игрушки. «Колобок»  Цель: поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра. На данном этапе с детьми ведем беседы по содержанию сказок, рассматриваем иллюстрации к сказкам.  ⦁    Рассказ и показ сказки «Курочка Ряба», беседа по содержанию сказки.  Цель: Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, дослушать сказку до конца. Побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз. Дети активно обсуждают героев, их поступки. В  беседе  по сказке используем театр на фланелеграфе. ⦁    Во время режимных моментов, при разыгрывании сценок по стихотворениям А. Барто «Игрушки», цель которых, познакомить со стихотворениями, учить детей при повторном чтении выполнить характерные действия, повторяя за педагогом строки текста. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях. Здесь я предоставляла детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизировала их речь, и закреплялись игровые действия с помощью настольного театра игрушек. ⦁    Театрализованная  игра  по сказке «Колобок».  Цель: Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажами. Предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации, развивать внимание и наглядно - действенное мышление; учить называть персонажей и их действий. Закреплять в речи названия животных и их признаков; расширять активный словарь: круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый и т.д. Для демонстрации сказки использую  театр на фланелеграфе. Далее начинаем знакомить детей с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.  Дети очень полюбили потешки игрового характера, активно участвовали  в изображении сопутствующих потешкам действий. При чтении потешки «Огуречик, огуречик…», проводили игры на прогулке. Цель: Развитие внимания, обогащение словарного запаса; воспитание осторожного поведения; освоение ласкового обращения (огуречик, хвостик, мышка). Знакомя детей с некоторыми потешками  во время режимных моментов «Наши уточки…» мы  побуждали их к подражанию крику птиц, животных.         С восторгом встречают игру «Коза рогатая». Цель: Стимулировать участие детей в исполнении потешек, прибауток с педагогом: договаривание слов, выполнение движений, подражание игровым действиям.  Мы учили малышей действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. Для этого проводили игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально сама проговаривала и сама проделывала  движения, а дети слушали  и смотрели. Затем они точно выполняли движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит… » Итогом работы по развитию речи средствами театрализованных в раннем возрасте стало проведение игр – театрализаций. Проведению игры-театрализации предшествует целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение. К 3 годам мои воспитанники узнают персонажи сказок, знают их содержание «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». У детей наметилась положительная динамика в развитии речи.  Средствами  театрализованных игр я вовлекала детей в диалог, обогащала  активный словарь детей, развивала навыки фразовой речи, что благоприятно повлияло на развитие детей. Конечно, основы театрализованной деятельности только начинают закладываться в раннем возрасте, и дети принимают поначалу лишь пассивное участие в роли зрителей, но при грамотном руководстве воспитателя сформировать необходимые умения не только возможно, но и необходимо В заключение необходимо отметить, что театрализованные игры способствуют не только развитию умственной деятельности, но и тесно связаны с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр  можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Статья «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»»

«Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста»



Речь является одним из важных приобретений ребенка в раннем возрасте.

В активизации речевой деятельности детей раннего возраста играет огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Малыши 3- его года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Резко увеличивается способность подражать воспроизводить услышанное. Речь становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Дети хорошо понимают все, о чем говорит с ними взрослый, что касается их непосредственного окружения, связано с переживаниями детей.

К концу третьего года жизни малыши не только слушают, но и понимают литературные произведения, рассказы взрослых, что, безусловно, обогащает их значения и речевой опыт.

В работе данного направления ставлю перед собой цель:

Развитие активной речи детей раннего возраста средствами театрализованных игр.

Задачи:

  • целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря средствами театрализованных игр;

  • вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;

Формировать:

  • потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;

  • способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;

  • поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);

  • побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;

  • формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.

Для того, чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованных игр, мной учитываются возрастные и психофизические особенности детей. Использование театрализованных игр не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор литературных произведений осуществляется с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития.

В своей работе мы выделили два направления:

1) Использование театрализованных игр в играх – занятиях по развитию речи мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.

2) Использование театрализованных игр в повседневной жизни.

В группе имеется «Театрализованный уголок», где представлены сказки, в соответствии с программой.

Имеется ширма, куклы (би – ба - бо), маски «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д.

  • Плоскостной театр: «Колобок», «Теремок».

  • Настольный (деревянный театр) «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Теремок».

  • Пальчиковый театр, театр перчаток.

  • Театр на фланелеграфе «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Три медведя».

Ввиду того, что речь детей раннего возраста имеет этапность в развитии, поэтому для каждого речевого этапа подобраны и театрализованные игры, причем для успешного решения поставленных задач мной составлена картотека по развитию речи в интеграции с задачами по театрализованной деятельности.

Первоначально формируем умение слушать образную речь, воспроизводить звукосочетания, слова, так же знакомим детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними. На данном этапе театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, пассивное участие в импровизациях).

  • Игра-ситуация «На нашем дворе»

Цель: Вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.

Для разыгрывания этой небольшой сценки использовали театр резиновых игрушек.

  • Театр конусной игрушки. «Колобок» Цель: поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.

На данном этапе с детьми ведем беседы по содержанию сказок, рассматриваем иллюстрации к сказкам.

  • Рассказ и показ сказки «Курочка Ряба», беседа по содержанию сказки.

Цель: Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, дослушать сказку до конца. Побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз. Дети активно обсуждают героев, их поступки. В беседе по сказке используем театр на фланелеграфе.

  • Во время режимных моментов, при разыгрывании сценок по стихотворениям А. Барто «Игрушки», цель которых, познакомить со стихотворениями, учить детей при повторном чтении выполнить характерные действия, повторяя за педагогом строки текста. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях.

Здесь я предоставляла детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизировала их речь, и закреплялись игровые действия с помощью настольного театра игрушек.

  • Театрализованная игра по сказке «Колобок».

Цель: Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажами. Предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации, развивать внимание и наглядно - действенное мышление; учить называть персонажей и их действий. Закреплять в речи названия животных и их признаков; расширять активный словарь: круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый и т.д. Для демонстрации сказки использую театр на фланелеграфе.

Далее начинаем знакомить детей с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.

Дети очень полюбили потешки игрового характера, активно участвовали в изображении сопутствующих потешкам действий. При чтении потешки «Огуречик, огуречик…», проводили игры на прогулке. Цель: Развитие внимания, обогащение словарного запаса; воспитание осторожного поведения; освоение ласкового обращения (огуречик, хвостик, мышка).

Знакомя детей с некоторыми потешками во время режимных моментов «Наши уточки…» мы побуждали их к подражанию крику птиц, животных.

С восторгом встречают игру «Коза рогатая». Цель: Стимулировать участие детей в исполнении потешек, прибауток с педагогом: договаривание слов, выполнение движений, подражание игровым действиям.

Мы учили малышей действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. Для этого проводили игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально сама проговаривала и сама проделывала движения, а дети слушали и смотрели. Затем они точно выполняли движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит… »

Итогом работы по развитию речи средствами театрализованных в раннем возрасте стало проведение игр – театрализаций. Проведению игры-театрализации предшествует целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.

К 3 годам мои воспитанники узнают персонажи сказок, знают их содержание «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». У детей наметилась положительная динамика в развитии речи. Средствами театрализованных игр я вовлекала детей в диалог, обогащала активный словарь детей, развивала навыки фразовой речи, что благоприятно повлияло на развитие детей.

Конечно, основы театрализованной деятельности только начинают закладываться в раннем возрасте, и дети принимают поначалу лишь пассивное участие в роли зрителей, но при грамотном руководстве воспитателя сформировать необходимые умения не только возможно, но и необходимо

В заключение необходимо отметить, что театрализованные игры способствуют не только развитию умственной деятельности, но и тесно связаны с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей