СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие общеучебных универсальных учебных действий (поиск и выделение информации, работа с текстом) при подготовке к Всероссийской проверочной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках в начальной школе, способствующими формированию общеучебных универсальных учебных действий при подготовке к Всероссийской проверочной работе.

Просмотр содержимого документа
«Развитие общеучебных универсальных учебных действий (поиск и выделение информации, работа с текстом) при подготовке к Всероссийской проверочной работе»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижегородская средняя школа»

Дальнеконстантиновского района Нижегородской области













Мастер-класс

на тему: «Развитие общеучебных универсальных учебных действий (поиск и выделение информации, работа с текстом) при подготовке к Всероссийской проверочной работе»




Выполнила: Елена Игоревна Фокина

учитель начальных классов высшей квалификационной категории



























2019г

Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках в начальной школе, способствующими формированию общеучебных универсальных учебных действий при подготовке к Всероссийской проверочной работе.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы с текстом в начальной школе.

  • показать практическую значимость использования данных приёмов работы с текстом при подготовке к Всероссийской проверочной работе, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по работе с текстом на уроках в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.



























Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Фокина Елена Игоревна. Я – учитель начальных классов высшей категории Нижегородской средней школы, в сфере образования работаю 31 год.

Поздравляю всех с началом нового учебного года. Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что наше общение будет интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.

На учительской конференции подробно освещался вопрос национального проекта «Образование», была выделена и главная цель – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Но есть и вторая цель – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Хорошо известно, что образование – механизм не просто трансляции знаний, но и включения человека в определенную культурную традицию, что дает начало любой национальной культуре. Наша школа – это институт, прежде всего культуры, который решает задачи подготовки человека не только к профессиональной, но и к социальной жизни.

Сегодня образование рассматривается как особый вид деятельности, задачей которого является создание условий для получения учащимися знаний, приобретения умений и опыта такой деятельности в обобщенной форме. Поскольку изменения видов деятельности сейчас является нормой, то соответствующие навыки должны носить универсальный характер. Для этого следует отдавать предпочтение обобщению знаний, что и является одним из способов их универсализации. Значительную роль в этом процессе играет развитие общеучебных универсальных действий, а в частности умение работать с информацией и текстом.

Вашему вниманию предлагаю работу на тему: «Развитие общеучебных универсальных учебных действий (поиск и выделение информации, работа с текстом) при подготовке к Всероссийской проверочной работе».

Этой темой я заинтересовалась 2 года назад, когда у меня был 4 класс, и передо мной встал вопрос: а как качественно подготовить ребят к ВПР.

Мной была определена цель - разработка и апробирование комплекса заданий и упражнений, направленного на развитие общеучебных УУД (поиск и выделение информации, работа с текстом) у младших школьников при подготовке к Всероссийской проверочной работе.


Исходя из поставленной цели, мной были определены следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу по вопросу развития общеучебных умений и навыков.

  2. Выявить исходный уровень развития общеучебных универсальных действий (поиск и выделение информации, работа с текстом) у четвероклассников.

  3. Разработать и апробировать комплекс заданий и упражнений направленный на развитие общеучебных УУД при подготовке к Всероссийской проверочной работе.

  4. Определить эффективность данного комплекса заданий и упражнений.

Я изучила работы таких выдающихся психологов и педагогов как: Василий Васильевич Давыдов, Даниил Борисович Эльконин, Аэлита Капитоновна Маркова, Владимир Владимирович Репкин, Анна Александровна Люблинская, Антонина Васильевна Усова и др.

Методологические основы исследования составили положения Юрия Константиновича Бабанского, Алексея Николаевича Леонтьева, Александры Яковлевны Савченко, Валентины Филипповны Одеговой, Инны Викторовны Майданкиной и др.

Анализ научной и методической литературы позволил мне сделать ряд выводов:

  1. Развитие общеучебных умений – непременное условие полноценного обучения.

  2. Процесс развития имеет межпредметных характер.

  3. Существует множество приемов развития обущеучебных универсальных действий, однако работа с текстом в свете необходимости подготовки обучающихся 4-го класса к Всероссийской проверочной работе является одним из эффективных.

Мной было проведено исследование с целью определения уровня развития общеучебных УУД у четвероклассников и влияние на их развитие комплекса заданий и упражнений при работе с текстом.

В исследовании приняли участие обучающиеся 4-го класса МАОУ Нижегородская СШ в количестве 18 человек.

Исследование проходило в 3 этапа:

1. Констатирующий. Целью данного этапа являлось выявление исходного уровня развития общеучебных универсальных действий (поиск и выделение информации, работа с текстом) у четвероклассников.

2. Формирующий. Цель - разработать и апробировать комплекс заданий и упражнений направленный на развитие данных общеучебных УД у четвероклассников при подготовке к Всероссийской проверочной работе.

3. Контрольный. Цель данного этапа исследования – выявление эффективности разработанного комплекса заданий и упражнений.

На констатирующем этапе, на уроке русского языка детям были предложены пять различных вариантов проверочной работы, в которой даны 7 заданий к приведённому в ней тексту для чтения. Один из вариантов работы вы видите на слайде.

Проведенный на констатирующем этапе эксперимент показал, что развитие общеучебных универсальных действий, в основном находится на среднем и низком уровнях.

  • Высокий - 4 обучающихся (22%)

  • средний - 8 обучающихся (45%)

  • низкий - 6 обучающихся (33%).


С целью развития общеучебных универсальных действий на формирующем этапе я разработала и апробировала комплекс упражнений для подготовки детей к Всероссийской проверочной работе. Упражнения, представленные в данном комплексе, связаны с разными видами работы с текстом (поиском и выделением информации), которую разделила на три блока. Схему вы видите на слайде:

  1. Смысловое направление. Здесь вы видите 4 варианта упражнений из 10 разработанных с различными заданиями.

  2. Структурное направление представлено следующими заданиями...

  3. Направление работы с языковыми средствами.

Предлагаю поработать в группах с карточками. Ваша задача придумать задания к предложенному тексту, определить направление работы с текстом и передать карточку соседней группе для выполнения. По окончании работы мы с вами обсудим результаты.


На контрольном этапе, цель которого - выявление эффективности комплекса заданий и упражнений направленного на развитие общеучебных универсальных действий, мной повторно был проведён педагогический эксперимент на уроке русского языка. Детям были предложены варианты ВПР.

Результаты эксперимента показали, что у 88% учащихся развитие общеучебных УУД находится на среднем и высоком уровне.

  • на высоком уровне - 8 обучающихся (44%)

  • на среднем уровне - 8 обучающихся (44%)

  • на низком уровне - 2 обучающихся (12%).

Динамика результатов исследования представлена на слайде.

Таким образом, мы видим, что разработанный мной комплекс упражнений оказался эффективным, поскольку наблюдается положительная динамика развития общеучебных универсальных действий.

Главным условием успеха развития у учащихся общеучебных УУД является систематический подход к решению данной педагогической проблемы. Овладение младшими школьниками общеучебными умениями и навыками как операционными компонентами, обеспечивает развитие полноценной учебной деятельности.

Вдохновившись положительной результативностью, я пошла дальше и разработала комплекс упражнений и заданий для учеников с 1 по 4 класс.


В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия:

- практическое отличие текста от набора предложений.

- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

- знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

- озаглавливание текста (подбор заголовков).

- составление схематического или картинного плана под руководством учителя.


2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста;

- выделение опорных слов (словосочетаний);

- характеристика героев и их поступков.

- подбор антонимов и синонимов к словам.

- нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.


3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли;

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей.

Опыт моей работы представлен в сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, проходившей 10 апреля 2018 года в НГПУ им. Козьмы Минина, где я выступала по теме «Приёмы самостоятельной работы с текстом».

Главным же достижением в этой области я считаю публикацию статьи в соавторстве с О.В.Колесовой, кандидатом педагогических наук, доцентом НГПУ им. Козьмы Минина и С.К. Тивиковой, кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой начального образования НИРО в международном электронном журнале «Перспективы Науки и Образования» № 3 (33) 2018г.


Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век 21 – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Во многом от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!