Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Нижегородская средняя школа»
Дальнеконстантиновского района Нижегородской области
Мастер-класс
на тему: «Развитие общеучебных универсальных учебных действий (поиск и выделение информации, работа с текстом) при подготовке к Всероссийской проверочной работе»
Выполнила: Елена Игоревна Фокина
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
2019г
Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках в начальной школе, способствующими формированию общеучебных универсальных учебных действий при подготовке к Всероссийской проверочной работе.
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы с текстом в начальной школе.
показать практическую значимость использования данных приёмов работы с текстом при подготовке к Всероссийской проверочной работе, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по работе с текстом на уроках в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Фокина Елена Игоревна. Я – учитель начальных классов высшей категории Нижегородской средней школы, в сфере образования работаю 31 год.
Поздравляю всех с началом нового учебного года. Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что наше общение будет интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.
На учительской конференции подробно освещался вопрос национального проекта «Образование», была выделена и главная цель – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Но есть и вторая цель – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Хорошо известно, что образование – механизм не просто трансляции знаний, но и включения человека в определенную культурную традицию, что дает начало любой национальной культуре. Наша школа – это институт, прежде всего культуры, который решает задачи подготовки человека не только к профессиональной, но и к социальной жизни.
Сегодня образование рассматривается как особый вид деятельности, задачей которого является создание условий для получения учащимися знаний, приобретения умений и опыта такой деятельности в обобщенной форме. Поскольку изменения видов деятельности сейчас является нормой, то соответствующие навыки должны носить универсальный характер. Для этого следует отдавать предпочтение обобщению знаний, что и является одним из способов их универсализации. Значительную роль в этом процессе играет развитие общеучебных универсальных действий, а в частности умение работать с информацией и текстом.
Вашему вниманию предлагаю работу на тему: «Развитие общеучебных универсальных учебных действий (поиск и выделение информации, работа с текстом) при подготовке к Всероссийской проверочной работе».
Этой темой я заинтересовалась 2 года назад, когда у меня был 4 класс, и передо мной встал вопрос: а как качественно подготовить ребят к ВПР.
Мной была определена цель - разработка и апробирование комплекса заданий и упражнений, направленного на развитие общеучебных УУД (поиск и выделение информации, работа с текстом) у младших школьников при подготовке к Всероссийской проверочной работе.
Исходя из поставленной цели, мной были определены следующие задачи:
Изучить научную литературу по вопросу развития общеучебных умений и навыков.
Выявить исходный уровень развития общеучебных универсальных действий (поиск и выделение информации, работа с текстом) у четвероклассников.
Разработать и апробировать комплекс заданий и упражнений направленный на развитие общеучебных УУД при подготовке к Всероссийской проверочной работе.
Определить эффективность данного комплекса заданий и упражнений.
Я изучила работы таких выдающихся психологов и педагогов как: Василий Васильевич Давыдов, Даниил Борисович Эльконин, Аэлита Капитоновна Маркова, Владимир Владимирович Репкин, Анна Александровна Люблинская, Антонина Васильевна Усова и др.
Методологические основы исследования составили положения Юрия Константиновича Бабанского, Алексея Николаевича Леонтьева, Александры Яковлевны Савченко, Валентины Филипповны Одеговой, Инны Викторовны Майданкиной и др.
Анализ научной и методической литературы позволил мне сделать ряд выводов:
Развитие общеучебных умений – непременное условие полноценного обучения.
Процесс развития имеет межпредметных характер.
Существует множество приемов развития обущеучебных универсальных действий, однако работа с текстом в свете необходимости подготовки обучающихся 4-го класса к Всероссийской проверочной работе является одним из эффективных.
Мной было проведено исследование с целью определения уровня развития общеучебных УУД у четвероклассников и влияние на их развитие комплекса заданий и упражнений при работе с текстом.
В исследовании приняли участие обучающиеся 4-го класса МАОУ Нижегородская СШ в количестве 18 человек.
Исследование проходило в 3 этапа:
1. Констатирующий. Целью данного этапа являлось выявление исходного уровня развития общеучебных универсальных действий (поиск и выделение информации, работа с текстом) у четвероклассников.
2. Формирующий. Цель - разработать и апробировать комплекс заданий и упражнений направленный на развитие данных общеучебных УД у четвероклассников при подготовке к Всероссийской проверочной работе.
3. Контрольный. Цель данного этапа исследования – выявление эффективности разработанного комплекса заданий и упражнений.
На констатирующем этапе, на уроке русского языка детям были предложены пять различных вариантов проверочной работы, в которой даны 7 заданий к приведённому в ней тексту для чтения. Один из вариантов работы вы видите на слайде.
Проведенный на констатирующем этапе эксперимент показал, что развитие общеучебных универсальных действий, в основном находится на среднем и низком уровнях.
Высокий - 4 обучающихся (22%)
средний - 8 обучающихся (45%)
низкий - 6 обучающихся (33%).
С целью развития общеучебных универсальных действий на формирующем этапе я разработала и апробировала комплекс упражнений для подготовки детей к Всероссийской проверочной работе. Упражнения, представленные в данном комплексе, связаны с разными видами работы с текстом (поиском и выделением информации), которую разделила на три блока. Схему вы видите на слайде:
Смысловое направление. Здесь вы видите 4 варианта упражнений из 10 разработанных с различными заданиями.
Структурное направление представлено следующими заданиями...
Направление работы с языковыми средствами.
Предлагаю поработать в группах с карточками. Ваша задача придумать задания к предложенному тексту, определить направление работы с текстом и передать карточку соседней группе для выполнения. По окончании работы мы с вами обсудим результаты.
На контрольном этапе, цель которого - выявление эффективности комплекса заданий и упражнений направленного на развитие общеучебных универсальных действий, мной повторно был проведён педагогический эксперимент на уроке русского языка. Детям были предложены варианты ВПР.
Результаты эксперимента показали, что у 88% учащихся развитие общеучебных УУД находится на среднем и высоком уровне.
на высоком уровне - 8 обучающихся (44%)
на среднем уровне - 8 обучающихся (44%)
на низком уровне - 2 обучающихся (12%).
Динамика результатов исследования представлена на слайде.
Таким образом, мы видим, что разработанный мной комплекс упражнений оказался эффективным, поскольку наблюдается положительная динамика развития общеучебных универсальных действий.
Главным условием успеха развития у учащихся общеучебных УУД является систематический подход к решению данной педагогической проблемы. Овладение младшими школьниками общеучебными умениями и навыками как операционными компонентами, обеспечивает развитие полноценной учебной деятельности.
Вдохновившись положительной результативностью, я пошла дальше и разработала комплекс упражнений и заданий для учеников с 1 по 4 класс.
В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия:
- практическое отличие текста от набора предложений.
- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
- знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
- озаглавливание текста (подбор заголовков).
- составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста;
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
- подбор антонимов и синонимов к словам.
- нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли;
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей.
Опыт моей работы представлен в сборнике статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, проходившей 10 апреля 2018 года в НГПУ им. Козьмы Минина, где я выступала по теме «Приёмы самостоятельной работы с текстом».
Главным же достижением в этой области я считаю публикацию статьи в соавторстве с О.В.Колесовой, кандидатом педагогических наук, доцентом НГПУ им. Козьмы Минина и С.К. Тивиковой, кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой начального образования НИРО в международном электронном журнале «Перспективы Науки и Образования» № 3 (33) 2018г.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век 21 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Во многом от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья Вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!