СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие одаренности в объединениях эколого-биологического направления

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие одаренности в объединениях эколого-биологического направления

Просмотр содержимого документа
«Развитие одаренности в объединениях эколого-биологического направления»

Развитие одаренности в объединениях эколого-биологического направления

  1. Выявление одаренности в объединениях эколого-биологического направления:

На начальном этапе формирования коллектива в объединениях эколого-биологического направления проводится прогностическая (входная) диагностика, т.е. изучается отношение ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка. Целью такой диагностики является выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

Для выявления одаренности учащихся в объединениях эколого-биологического направления используются такие методы начальной диагностики как наблюдение, собеседование, анкетирование и тестирование. Диагностируется познавательная активность, коммуникативные умения и сформированность самостоятельности учащихся. Результатом диагностики является выявление уровня познавательной активности детей.

При низком уровне познавательной активности - к выполнению задания ребёнок приступает только после дополнительных побуждений, во время работы часто отвлекается, при встрече с трудностями не стремится их преодолеть, расстраивается, отказывается от работы. При среднем уровне – ребёнок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, вопросов задает немного, при помощи педагога способен к преодолению трудностей. При высоком уровне - ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы, прилагает усилия к преодолению трудностей.

Учение для детей с низким и средним уровнем познавательной активности должно быть особо увлекательным, с преобладанием игровых технологий, такие дети нуждаются в постоянной помощи. Обучение детей с высокой познавательной активностью должно быть организовано на повышенном уровне трудности, с возможностью показать себя и самоутвердиться.

В коммуникативных умениях так же выделяют низкий, средний и высокий уровень. Низким уровень считается, если ребенок старается стоять «в сторонке», не вступает в контакт со сверстниками. Средний уровень свидетельствует контактность с учителем и неконтактность со сверстниками. Дети не инициативны в общении, однако проявляют общительность в ответ на чужую инициативу. При высоком уровне ребенок инициативен со всеми, указывает другим, как надо делать что-то.

Педагог должен поддерживать и вселять уверенность в собственные силы ребенка с низким уровнем коммуникативных умений. Необходимо обращать внимание других детей на их достоинства и постепенно включать в коллектив, давая мелкие поручения и хваля за их выполнение. При среднем уровне коммуникативных умений необходимы поощрения и поддержки. На занятиях необходимо использовать групповые методы работы, а иногда и индивидуальные задания.

Сформированность самостоятельности учащихся так же можно разделить на уровни. Низко самостоятельный ребенок все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок. Средне самостоятельный выполняет задание сам, а при проверке ориентируется на других детей и делает так, как у них. Высоко самостоятельный ребёнок сам берется за выполнение любого задания.

  1. Формы, методы и приемы подготовки к научно-исследовательской деятельности и олимпиадам:

Для формирование всесторонне развитой личности в объединениях эколого-биологического направления используются различные формы обучения детей.

На сегодняшний день приоритетными формами работы с обучающимися в условиях дополнительного образования являются проектная, научно-исследовательская деятельность и подготовка к олимпиадам. При выборе формы работы необходимо учитывать возрастные особенности детей. Главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Применение проектной и научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании является очень эффективным. У детей развивается творческое мышление, воспитанники учатся самостоятельно «добывать знания» и логически их применять, формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.

Некоторые проекты предполагают работу в группе, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.

Научно-исследовательская деятельность должна сопутствовать освоению нового материала и побуждать учащегося к активному познанию. Базой для реализации данной образовательной технологии являются объединения «Экомир» и «Экология и жизнь». Данные объединения посещают дети младшего и среднего школьного возраста. Исследовательская деятельность планируется в соответствии с программой обучения и личного интереса учащихся к объекту исследования. Наиболее часто используемые методы исследования для данной возрастной группы – это

- наблюдение

- тестирование

- анкетирование

- простой эксперимент

В научно-исследовательской деятельности можно выделить следующие этапы:

  1. Сбор сведений об изучаемой проблеме, изучение литературных данных.

  2. Планирование или подготовка проведения эксперимента или наблюдения. На данном этапе ставится цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза.

  3. Наблюдение или эксперимент, продолжительность которого зависит от поставленной цели.

  4. Обработка полученных результатов и оформление работы является очень важным и сложным этапом научно-исследовательской деятельности.

  5. Представление полученной работы на детских конференциях различного уровня.

Подготовка школьников к олимпиаде по экологии - это формирование готовности к исследовательской деятельности в сфере экологии.

  1. Результаты работы.

На основании личного опыта мы можем сказать………..

Учащиеся объединений «Экомир» и «Экология и жизнь» с удовольствием занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью. О результатах своей работы ребята рассказывают на занятиях, проходящих в форме конференций в объединениях, делясь опытом друг с другом. Лучшие работы отбираются для участия в научно-практических конференциях более высокого уровня. В текущем году учащиеся принимали участие в следующих конференциях и конкурсах:

  1. Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников «Открытие».

  2. XI городской научно-практическая конференция имени Д.С. Лихачева.

  3. Городской экологический форум 1-7 классов «Зилантенок»

  4. Республиканский конкурс «Сохраним природу Татарстана»

  5. Всероссийский конкурс «Моя малая родина»

Работы были подготовлены в следующих номинациях: экология растений, экология человека, природоохранные проекты. Результативность участия держится на высоком уровне.

Работа в объединениях эколого-биологического профиля ведётся и в других направлениях. Ребята участвуют в многочисленных конкурсах рисунков, фотографий, поделок из вторичного сырья и занимают призовые места:

  1. Городской конкурс «Вторая жизнь упаковки»

  2. Городской конкурс «Зимняя фантазия»

  3. Городской конкурс «Зимняя сказка»

  4. Всероссийский конкурс «Зеркало природы»

  5. Всероссийский фестиваль науки. Конкурс детского рисунка «Мир науки глазами детей»

Очень интересным направлением совместной работы педагога и учащихся является занятия сценическим творчеством: художественное слово, инсценировки, вокал соло, вокал ансамбль, агитбригады.

Учащиеся объединений стали в текущем учебном году лауреатами XI городского экологического фестиваля сценического творчества школьников «Солнечный мост».

Коллективы объединений очень сплоченные и дружные, поэтому с удовольствием принимают ребята участие в командных играх (интерактивная городская игра «Терра ботаника», викторина посвященная «Празднику осени и урожая», городская командная игра «Удод в гостях у эколят» и т.д.)

В рамках занятий эколого-биологического направления проводятся и различные всероссийские уроки: «Хранители воды», Экоурок «Разделяй с нами», «Заповедные острова» и т.д.

Активно воспитанники объединений «Экомир» и «Экология и жизнь» участвуют в природоохранных акциях, в акции «Всемирные дни наблюдений птиц», «Серая шейка», «Марш парков» и т.д.

Использование новых технологий в обучении предоставляет возможность детям реализовать себя.