СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие одаренности в рамках внеурочной и кружковой деятельности

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие одаренности в рамках внеурочной и кружковой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Развитие одаренности в рамках внеурочной и кружковой деятельности»

Развитие одаренности путём формирования исследовательской культуры учащихся в условиях деятельности НОУ.



В каждом человеке заключается целый ряд

способностей и наклонностей,

которые стоит лишь пробудить и развить…

А. Бебель

Новые Стандарты современного школьного образования в качестве наиболее значимых ставят задачи формирования интеллектуальных умений, творческого и креативного мышления учащихся, развития одаренности. А одаренность психологи трактуют как наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности. Творческие способности, креативное мышление и индивидуальные особенности наиболее продуктивно развивать в младшем школьном возрасте. Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самоорганизованность, культуру учебного труда, углублять знания в определенной области учебного предмета, а значит развивать их одаренность.

Эффективная научно-исследовательская деятельность учеников старшей школы возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений и навыков в возрасте 6-10 лет. Особое внимание следует обратить на то, что для успешного формирования научно-исследовательских компетенций необходимо наличие определённых задатков и свойств личности у ребенка. Стоит отметить, что обучениеосновам научного исследования – процесс поэтапный. Каждая стадия обучения должна включать в себя знание индивидуальных особенностей детей разных возрастных категорий. Обязательным условием является четкость осознание каждым учащимся целей своей деятельности, направленной на формирование исследовательских навыков. С позиции учителя на каждом этапе должны применяться различные методы, формы и приёмы урочной, внеурочной и внеклассной работы.

Формирование исследовательской компетентности учащихся осуществляется в различных формах: на уроке (урок – исследование, урок – лаборатория, творческий отчет, урок – проект, урок – презентация, урок – экспертиза, урок – путешествие, урок – экскурс в эпоху деятельности ученого и другие) и вне урока (школьное НОУ, олимпиады, конкурсы.интеллектуальные марафоны, конференции, факультативы, исследовательские домашние задания).

В МБОУ «СОШ №18» г. Белгорода  сложилась определённая система организации работы с одаренными детьми, и накопился положительный опыт: действует НОУ (научное общество учащихся) «Эврика».

НОУ было создано с целью организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, формирования у детей исследовательской культуры, научного мировоззрения, способности самостоятельно планировать свою деятельность, принимать решения и делать выводы.

Огромные возможности дает учащимсядеятельность в научном обществе для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  • у школьников развивается творческая активность, креативность мышления и вырабатываются  специальные исследовательские навыки;

  • в процессе творческого и научного поиска и выполнения исследований формируется особый тип мышления - аналитический  и критический;

  • появляется возможность проверить  готовность к предстоящей трудовой, научной и исследовательской деятельности,изучить свои наклонности, определить профессиональную ориентацию;

  • воспитывается  системность и целеустремленность в учебной, и трудовой деятельности; формируется привычка к организованности, самостоятельности инициативности;

  • способствует повышению самооценки учащихсяблагодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов.

Работа в научно-исследовательских кружках и обществах дает возможность познакомить учащихся с основными этапами исследовательской деятельности, научиться самостоятельно планировать свою внеучебную деятельность, сформировать научное мышление,изменить отношение к научной деятельности в целом, определить круг профессий и их особенности. Стоит отметить также, что это даёт ученику возможность проявить себя, развить личные способности, качества и таланты, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка в любом возрасте, а особенно для детей, неуверенных в себе, имеющих низкую самооценку или испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Чтобы добиться успеха научного исследования необходимо правильно составить алгоритм действий и выполнять их в строго определенной последовательности. Только таким способом планирования деятельности можно добиться эффективного и положительного результата.

Работа учителей с учащимися - членами НОУ, как их научных руководителей, проводится в несколькихнаправлениях.

Первое направление— это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

а) совместная работа над отдельными заданиями: подготовка разовых докладов и сообщений по узконаправленной тематике, подбор и анализ литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных и демонстрационных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы;

б) работа с учащимися по индивидуальной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

Второе направление — групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

Третье направление— массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми; осуществляется подготовка и проведение предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.

Процесс обучения началам научно-исследовательской деятельности представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех составляющих исследовательской культуры школьников:

I этап Диагностический.На этом этапе необходимо выявить учащихся, склонных к исследовательской деятельностии обладающих развитыми творческими способностями и нестандартным мышлением, для создания микрогрупп.

II этап Практический.Цель данного этапа - осуществить теоретическую подготовку учащихся на уровне, позволяющем им самостоятельно выполнять реферативную работу, планировать свои дальнейшие исследования.

III этап Исследовательский. На данном этапе происходит формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности на уровне, позволяющем выполнять им под руководством учителя научно-исследовательские работы.

IV этап Рефлексивный.  Самоопределение учащихся на жизненном пути через организацию их самостоятельной научно-исследовательской деятельности – главная цель данного этапа.

Руководители НОУ в соответствии с этими этапами формирования исследовательской культуры учащихся планируют свою работу.

Планирование работы научного общества ведется таким образом, что дает возможность полностью подготовить исследовательскую работу к марту – апрелю, когда проводится большинство конкурсов ученических исследовательских работ, успешное участие в которых является лучшим подтверждением эффективности работы. При выполнении исследования важное место занимает этапность работы. В классическом варианте: выбор темы, определение целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования, формулировка гипотезы и постановка эксперимента. Необходимое условие и важный атрибут исследовательской работы учащихся – ведение дневника исследования, в котором точно и четко фиксируются результаты наблюдений. На этапе оформления работы учащиеся совершенствуют умения отбирать и анализировать литературный материал. На этапе - представление результата - важно дать учащимся почувствовать значимость своей работы.

Научное общество учащихся является равноправным партнером в работе всей школы, так как его деятельность согласована с общешкольным планом воспитательной работы. В День науки активистами научного общества традиционно проводится игра «Самый умный», в День охраны труда – экологический субботник. Образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях: информационном – получение учащимися новых знаний; эмоциональном – через радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира, и, конечно же, морального и материального поощрения: пятерки в дневнике, диплома в собственном портфолио и сувенира «Мудрая сова»; нравственно-психологическом – скромный ученик становится более активным, неорганизованный – организованным, не совсем трудолюбивый вдруг «зажигается идеей» и включается в исследовательскую деятельность.

И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!