СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие орфографичекой зоркости через ситему учебников «русский язык» умк «начальная школа 21века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Проблема орфографической зоркости всегда вызывает интерес. Как помочь ребёнку грамотно писать? Как формировать орфографическую зоркость и добиться качественных результатов обучения детей правилам правописания? Эти вопросы волнуют не только учителей, но и учеников, и родителей. В массовой практике серьезной «болезнью» школы является и  ориентировка на «среднего» ребенка, отсутствие реальной опоры на индивидуальные особенности развития школьника и поддержки его индивидуальности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографичекой зоркости через ситему учебников «русский язык» умк «начальная школа 21века»»

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕКОЙ ЗОРКОСТИ ЧЕРЕЗ СИТЕМУ УЧЕБНИКОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21ВЕКА»


Проблема орфографической зоркости всегда вызывает интерес. Как помочь ребёнку грамотно писать? Как формировать орфографическую зоркость и добиться качественных результатов обучения детей правилам правописания? Эти вопросы волнуют не только учителей, но и учеников, и родителей. В массовой практике серьезной «болезнью» школы является и ориентировка на «среднего» ребенка, отсутствие реальной опоры на индивидуальные особенности развития школьника и поддержки его индивидуальности.

С 2014 года работаю по учебникам комплекта «Начальная школа XXI век» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой). Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Общая цель обучения – формирование ведущей для этого возраста деятельности. Основной дидактической идеей комплекта «Начальная школа XXI века»- системно-деятельностный подход. Цель педагогов начальной школы – не просто научить ученика, а научит его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом – овладеть умениями учиться.

За свою педагогическую практику я работала по учебникам Т.Г. Рамзаевой, В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, А.В. Поляковой. Однако работа по традиционным учебникам В.П.Канакиной и В.П. Горецкого, А.В.Поляковой не позволяла в значительной мере использовать методы проблемного обучения, учить «видеть» и «слышать» орфограммы.

До сравнительно недавнего времени все школьные программы опирались на морфологический принцип русской орфографии, который гласит, что морфема должна сохранять единое написание независимо от произношения, иначе говоря, в корне -вод- гласный звук должен быть обозначен буквой О, независимо от того, как он произносится. Но, оказывается, морфема вносила большие ограничения в методику обучения. И ученые пришли к выводу разработать фонемный подход.

Авторы традиционной программы: “Начальная школа XXI века” под редакцией Н. Ф. Виноградовой считают, что в основе формирования орфографической зоркости должна лежать фонемная теория обучения. Так появились предпосылки для раннего начала работы над орфографической зоркостью учащихся на фонетической основе, то есть обучение умения видеть в слове звуки, стоящие в слабых позициях, значит орфограммы и поэтому, вся орфографическая работа ведётся с опорой на понятие звук, на фонетические умения детей, которые формируются уже в первом классе.

          Давайте рассмотрим, какими же способами УМК «Начальная школа XXI века» добивается грамотного и безошибочного письма, реализуется процесс формирования орфографической зоркости младших школьников.

          Авторы программы считают, что  навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге); разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.

 Учебник «Русский язык» (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова) предполагает организацию индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися.

Курс «Русский язык» осуществляет задачу развития младшего школьника, формирования умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развития устной и письменной речи учащихся, привития любви и интереса к языку.

На мой взгляд, всё в учебнике русского языка достойно: и опережение, и дифференциация, и многократное повторение, и нестандартное обучение устной и письменной речи, и какография, помогающая развивать орфографическую зоркость. В нём даётся много материала, который выходит за рамки традиционной учебной программы, что позволяет детям лучше адаптироваться при переходе в среднее звено. Курс состоит из трёх блоков: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же одновременно являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.

В УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. По русскому языку – «Пишем грамотно», «Учусь писать без ошибок», «Запоминаем слова». Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности.

И в учебнике, и в рабочих тетрадях выделены три уровня:

1) базовый;

2) материалне включенный в образовательный стандарт;

3) материал повышенной трудности.

Часть заданий отмечена специальными знаками: «работа в парах», «вспомни материал, изученный ранее», «подсказка», «давай подумаем». Кроме того, в учебник включены различные сведения: «из истории языка», «путешествие в прошлое», «этот удивительный мир». Эти задания служат для развития интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора и арсенала новых способов рассуждений.

Орфографические правила по программе изучаются во втором — четвертом классах. Сведения по орфографии в учебниках даны строго в соответствии с программой и предполагает большой объем теоретического материала и обучение правописанию на грамматической основе. Решающая роль в учебниках отводится теоретическим знаниям, а на их основе строятся орфографические упражнения. Упражнения строятся на таких принципах:

1. Большой объем словарного материала.

2. Преобладание упражнений с грамматическими заданиями.

3. Большое количество вопросов, подготавливающие учеников к восприятию нового материала.

Главная функция учебника — это руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблюдательности, мышления, практических действий, что отвечает основной цели развивающего обучения. При этом значительная роль отведена проблемному методу изложения знаний, проблемным заданиям. Знания не даются в готовом виде. Мысль ученика направлена на поиск, «добывание» знаний путем систематических наблюдений за языковыми фактами, их сравнения и обобщения полученных выводов. Задания учебника во многом рассчитаны на самостоятельное выполнение. Важно, чтобы каждый ученик обдумывал задание, пытался его выполнить, осознавал процесс выполнения и причины своих затруднений, ошибок. Поэтому в содержании и структуре средств обучения, по данному предмету, отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.).

При выполнении заданий повышенной трудности учащимся предлагаются варианты помощи, что связано с реализацией одного из свойств методической системы развивающего обучения — свойства вариантности, учитывающего прежде всего индивидуальные особенности школьников.

Учебник «Русского языка» содержит большое количество отрывков из художественных произведений. Очень важно использовать этот материал не только для грамматического анализа, но и для выявления выразительных средств языка и его эстетического воздействия на читателя.

По отзыву моих коллег, в целом программа достигает хороших результатов по работе над орфографической зоркостью, благодаря своей особой системе - фонемному подходу к изучению орфограмм, особой системе тренировочных упражнений на каждый вид орфограммы, блочному подходу в обучении языку в целом и большому объему изучаемых орфограмм на опережение.

Конечно, методика работы по орфографии не совершенна. Между тем, на первый взгляд, в этой программе есть, много общего для положительного формирования орфографической зоркости учащихся: развитие фонематического слуха, упражнения для выработки и диагностики орфографической зоркости. Это, безусловно, создает благоприятные условия для дальнейшего формирования орфографической зоркости в среднем и старшем звене.