СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие орфографических навыков

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие орфографических навыков учащихся всегда остаётся на первом месте. Особенно важным в современном мире, когда все дети сидят с гаджетами!

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографических навыков»


МБОУ « Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2»

Высокогорского района РТ


Учитель. Гилязова Г.Ш.



Развитие орфографических навыков учащихся на уроках русского языка


Проблема формирования навыков грамотного письма меня волнует все годы моей работы, ведь основа грамотности закладывается в начальной школе, начиная с 1 го класса. И только систематическая работа над данной проблемой приносит результаты. В разные годы в журнале «Начальная школа» печаталось очень много материала на данную тему. Я попыталась собрать их воедино.

На уроках, прежде всего, необходимо учить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, затем и в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные. Эту работу помогают осуществлять различные звуковые схемы. Когда-то в одном из номеров журнала «Начальная школа» вычитала об очень удобном и простом пособии для проведения звукового анализа. Она представляет собой картонную полоску 12 – 15 см в длину и 3 – 4 см в ширину, на которую наклеены 6 -7 цветных полосок. С помощью этой карточки учащиеся показывают количество звуков в словах. Во время урока дети учатся определять количество звуков сначала в словах, состоящих из одного слога, позднее из двух, трех слогов. Это пособие готовится на уроках труда с учениками четвертых классов. Они же готовят и индивидуальные пакетики с набором прямоугольников и квадратов нужного цвета, необходимых для работы каждого ученика по составлению звуковой схемы к словам. Работой звукового анализа пренебрегать нельзя, иначе учащиеся будут писать с пропусками букв. Когда заканчивается период обучения грамоте, к тетради каждого ученика пришивается (на длинной веревочке) «волшебный квадрат», украшенный аппликацией. Ученикам объясняется, что этот квадрат обладает волшебной силой, если дети научатся применять его правильно. А применяют его так: квадрат накладывают на первое слово в предложении. Двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй, третий и т. д. При этом он легко обнаруживает пропуск буквы. Квадрат как бы тормозит движение глаза, заставляет быть внимательнее, не дает глазу сразу скользить по строке. Такой простой прием учит детей контролировать себя, не допускать ошибки на пропуск букв. По мере изучения новых тем, новых правил, вводятся другие приемы проверки слов. Например, при изучении правила правописания сочетаний жи – ши , учащимся дается задание списать упражнение, найти 4 слова с сочетанием жи, 3 слова с сочетанием - ши. Когда изучаем правило правописания безударных гласных, найти 3 слова с проверяемой безударной гласной и 2 слова с разделительным ь знаком, 1 слово с сочетанием -ча и др. Когда в упражнении дается задание вставить пропущенную букву, эти слова заранее пишут на доске и закрывают. Когда учащиеся заканчивают писать упражнение, дети объясняют написание слова , читают его вслух по слогам, находят это слово у себя и проверяют его написание. С первого класса вводится такой вид работы, как письмо с проговариванием . Ученик диктует предложение , произнося каждое слово орфографически. В первом классе он диктует слово по слогам, четко проговаривая каждый слог и гласную в нем.

С первого класса вводится и комментированное письмо. При этом ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. В результате такой работы у них вырабатывается орфографическая зоркость. Они учатся видеть и узнавать орфограммы. Для формирования орфографической зоркости предлагается еще следующее упражнение. На доске написано два слова с парными согласными, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Дается задание выписать два с проверяемой безударной гласной. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Зажги огонек». На доске пишут предложение, ученики под изученными орфограммами прикрепляют красные магнитные кружки, т. е. «зажигают огоньки». После такой работы предложение записывают в тетради. На уроках русского языка полезно проводить словарные диктанты по методике И.П. Федоренко. Диктант начинают с цепочки , состоящей из трех слов. Далее цепочка увеличивается. Эта цепочка произносится только один раз и больше не повторяется. Затем делается пауза, во время которой дети записывают то, что запомнили. После записи всех слов, рекомендованных для словарного диктанта, Учащиеся каждый у себя и друг у друга подсчитывают, сколько слов записали и проверяют правильность. Перед диктантом, изложением или сочинением выписывают все трудные слова и включают их в работу на уроках. Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях. Дети объясняют написание этих слов, читают индивидуально и хором, составляют с ними предложения. После диктанта все ошибки учащихся учитель выписывает в отдельную тетрадь, а на следующий день – на доску. Дети опять объясняют орфограммы в них, проговаривают, запоминают. А затем проводится небольшой диктант (на 3- 5 минут), составленный из этих слов. И так до тех пор, пока дети не усвоили все слова.

Диктант с постукиванием тоже дает положительные результаты. Во время диктанта, в тот момент, когда произносится слово с какой либо орфограммой, учитель постукивает по столу. Ученик в это время задумывается и вспоминает нужную орфограмму. Такой диктант обычно небольшой, состоит из 2 -3 предложений. Или же диктант «Проверь себя». Ученики пишут предложение, а те буквы, в написании которых сомневаются, пропускают. После диктанта спрашивают учителя, как нужно правильно написать то или иное слово. Только после этого вставляют в слово нужную букву. Еще в свою практику полезно ввести такое правило: работая над изучением новых тем, учащиеся должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого ежеурочно несколько минут отводится на повторение. На уроке повторяют какую-нибудь одну тему. Например, повторяем разделительного твердого (ъ) и разделительного мягкого (ь) знаков. На одном уроке ученики пишут 10 слов на данную тему с объяснением. На следующем уроке эти же слова пишут под диктовку без объяснения. Далее на очередном уроке пишут слова, в которых были допущены ошибки новые слова. Далее пишут небольшой диктант, насыщенный словами на это правило. Эта работа проверяется, выписываются слова с ошибками. Из этих слов составляется новый диктант, пока ученики не усвоят этот материал. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми гласными. Их можно делить на группы по 5- 7 слов. Над одной группой слов работают неделю. В первый день, знакомя с новыми словами, используют картинный словарь. На второй день дети списывают эти слова с доски. На третьем уроке списывают с доски с пропущенной безударной гласной с комментированием. Доказывая, какая буква пропущена, дети поднимают сигнальную карточку. На четвертом уроке пишут слова под диктовку с последующей самопроверкой или взаимопроверкой этих слов по таблице. На следующем уроке усвоение данных слов изученной группы проверяется. Дети пишут или картинный диктант, или слова под диктовку, или заполняют карточку с пропущенными буквами. Вот некоторые приемы, которые можно использовать при повторении словарных слов: 1) Прочитать слова с таблицы, деля их на слоги (читать так, как пишутся) 2) Прочитать слова с таблицы так, как пишем, и называть слово, которое не переносится. 3) Прочитать с таблицы слова так, как пишем, в которых один, два, три… слога. 4)Услышать в предложении словарное слово и повторить его так, как пишем. (индивидуально и хором) 5) Устный картинный диктант: прочитать слова так, как пишем, поднимая карточку с гласной буквой. 6) Зрительный диктант: дети читают хором слово, затем оно убирается, остается картинка. Дети записывают слово самостоятельно или с комментированием. После изучения всех групп слов можно давать такие задания: 1) Выписать слова с сочетанием – оро- 2) Выписать слова с парной согласной на конце слова. 3) Выписать слова с ударением на первом слоге, (на втором, на третьем и т.д.) 4) Составить и записать рассказ по опорным словам (ветер, мороз, коньки, суббота, весело, ребята) 5) Составлять цепочку слов, где каждая последняя буква в слове является первой следующего слова. .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!