СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие орфографической зоркости младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование учителя на осове опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости младших школьников»

МБОУ Ольшанская ОШ

Смоленского района Смоленской области





Работа по самообразованию

(выступление на РМО)

«Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Подготовила: учитель начальных классов Скугорева И. В.



2018

Работа над орфографической зоркостью и, как следствие, грамотное письмо очень актуально сегодня.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Обеспечение качества знаний остается постоянной проблемой, решением которой школа занималась в любые времена.


Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку


          Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.

       (Слайд1)  В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они, разумеется, взаимосвязаны):

1) обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся;

2) обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, то есть использования слов в собственных записанных текстах;

3) обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, то есть путем решения грамматико-орфографических задач.

Эти три линии развиваются в начальных классах параллельно, однако третье направление, по мере наложения у учащихся знаний по грамматике, постоянно расширяется. В решении орфографических задач осуществляется связь всех сторон изучаемого языка – его фонетики, графики, словообразования, грамматики, лексики.

Итак, важнейшее орфографическое умение – это способность пишущего обнаруживать орфограммы, то есть орфографическая зоркость. Но, к сожалению, развитие у детей этого умения пока еще остается слабым местом в системе работы учителя. Поэтому становится ясно, с каким вниманием необходимо отнестись к изучению этого вопроса.

Слово и орфограмма, которая находится в нем, воспринимаются пишущим человеком либо зрительно, либо на слух. Поэтому, необходимо рассмотреть процессы восприятия: зрительный и слуховой.

(Слайд 2) Процессы восприятия орфограммы.

Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Он отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.


Опознавательные признаки нахождения орфограмм.

Первым этапом решения орфографической задачи выступает умение увидеть орфограмму при письме, т.е. изначальное умение, обеспечивающее сознательное отношение к письму, мотивирующее обращение к правилу, к словарю. Орфографическая зоркость предполагает обнаружение орфограмм (процесс восприятия и осознания орфограмм) и определение их типа (классификация).

Нам, учителям, хорошо знакома ситуация, которая после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно, т.к. чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаружить орфограммы считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Как пишет М.Р. Львов, “Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность, является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сведет на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма”. Мы на своих уроках стараемся уйти от стереотипа: сначала учить правило, затем упражняться. Знать правило и свободно писать – вещи разные!

Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений позволяют закрепить правило. Второй этап на уроке, - это применение правила на практике на основе алгоритма. Одной из главных целей на данном этапе обучения – научить ребенка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи.

Дети допускают ошибки по разным причинам:  

- незнание правил;

-знание правил, но неумение их применить;

-мало и плохо читают, допуская ошибки;

-плохо развита память;

- нет помощи со стороны родителей.

 (Слайд 3) Для совершенствования орфографической зоркости необходимо научить учеников ставить орфографические задачи и решать их, т. е. пользоваться алгоритмом:

1. Найди орфограмму.

2. Определи её тип.

3. Наметь способ решения в зависимости от типа орфограммы.

4. Определи последовательность « шагов».

5. Выполни намеченную последовательность действий.

6. Напиши слово в соответствии с правилом.

7. Осуществи самоконтроль.


Упражнения для выработки орфографической зоркости

В психологии упражнением называют многократное выполнение определённых действий или видов деятельности, имеющее целью их основание, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой.

(Слайд 4 )Приемы по выработке орфографической зоркости

1.Скоростное письмо.

Считаю, что одним  из  эффективных  приемов   для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям, по слову.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного. 

2. Письмо с пропуском орфограмм.

Для того, чтобы ученик выполнял не пассивную роль на уроке при изучении новых слов, а активную, нужно прежде всего тренировать его орфографическую зоркость, т.е. умение находить в слове слабую позицию. Во многом этому помогает письмо с «дыркой» или «окошечком». При написании слов ученик слабое место в слове оставляет ненаписанным, затем решается орфографическая задача и только после этого в «окошечко» вписывается орфограмма. Давно известно, что дети лучше запоминают то, что сами «открыли». Поэтому письмо с «дыркой» является дополнительным стимулом при изучении правил орфографии.

3. Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

Поиск орфограмм в "чистом” тексте:

*развивает орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

*позволяет самостоятельно проверить результат работы;

*видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;

4.Звуковой анализ слов.

Анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.

5.Письмо с простукиванием.

Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.

6. Использование словарей.

Уже на первых уроках я познакомила учащихся с орфографическим словарем. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка –у. Урожай –род с приставкой — у.
Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся. 
  Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.

7. Загадки.

Дети загадывают загадки: стоит в начальной форме, неодушевленное, нарицательное, мужского рода, единственного числа, нулевое окончание. (Город, горох…)

8.Прочитайте и найдите ошибки.

Спишите правильно, исправляя и отмечая орфограммы. В конце отрывка поставьте нужный знак.

Вариант 1. Следом за нами по дорошке бежал барсик. Он ужасно торопился. Какой он смишной.

Вариант 2. Мы папели чаю и пошли гулять с джеком. Как он радостно носился в высокой трове.

9.Рифмовки по важнейшим орфограммам.

1.«Двойные согласные»

Анна, Инна, Эмма, Нонна,

Миллиметр, программа, тонна,

Пассажир, баллон, рассказ,

Аккуратный, русский, класс-

Все слова даны не зря,

их запомните, друзья!


10.Рифмовки с элементами какографии.( КАКОГРАФИЯ — (греч., от kakos дурной, и grapho пишу). Умышленно ошибочное правописание, как дидактический прием). 

Здесь ошибки отыщите,

В чём причина их, скажите:

«лыжи мы купили,

по лыжне хадили,

да не накотались,

лыжи вдрук сламались!»

11. Игры

1. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенную букву»: п…ля, м…ря, с…ды. Объясни, почему вставил такие буквы.

2. Игра «Подбери букву»: Красивы русские л…А! Л…А пошла по пушистому снегу.

3. «Угадай». (Учитель называет ряд опознавательных признаков слова: лексические, грамматические; дети распознают слово и записывают его.

  1. Всё обдумай, не спеши,

А потом уже пиши:

ча(чя)йка, ёжи(жы)ки, чижи(жы),

дачя(ча), щю(щу)ка, камыши(шы).

5. Знаешь ты наверняка,

где ЧН, а где ЧК:

ре..а, но..а, стро..а, то..а,

ко..а, коро..а,и по..а,

сро..ый, гре..евый, му..ой.

6.Осень, деньки, мальчик, окунь, окуньки, колья, стулья и скамья, крылья, братья и семья.

Расскажи, зачем и как

служит в речи мягкий знак.

7. Безударный гласный звук,

разберёшься с ним не вдруг:

га(о)ра, мо(а)ря, тра(о)ва, ди(е)ла-

как правильно писать слова?

  1. Игра «Третий лишний».

Москва, ворона, Россия.

12. Выборочный диктант.

Учитель читает слова, а ученики выписывают, только те, которые соответствуют заданию

-Выпишите имена существительные.

Учитель, капуста, ученик, собака, Россия.

13.Комбинированный диктант.

- подчеркни, существительные;

- подчеркни глаголы;

- подчеркни имена собственные.

14.Буквенный диктант.

Запиши первую букву каждого слова, составь слово.

15. Слоговые диктанты.

Запиши только 1-ый слог.

Запиши 2-й слог.

Запиши ударный слог.

16. Графические диктанты.

Зашифруйте буквы, обозначающие безударные гласные, с помощью фигур: круг – буква «о», квадрат – буква «а».

Тарелка, ладонь, морковь, лопата.

17. Зрительный диктант.

Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок, попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.

18. Письмо с проговариванием. 
Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

19.Работа над ошибками 


20. Работа со словами.

Медленно читаю 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Учащиеся должны припомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили.

ШУМ-ВОДА, МОСТ-РЕКА, ЛЕС-МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ-ВЫСТРЕЛ, ЧАС-ВРЕМЯ, СТОЛ-ОБЕД, РУБЛЬ-КОПЕЙКА, ДУБ-ЖЁЛУДЬ, РОЙ-ПЧЕЛА, ГВОЗЬ-ДОСКА.

Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, смысловая память развита удовлетворительно. Самопроверка.

(Слайд 5 ) Успех всей работы по развитию орфографической грамотности зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:

  • четкое планирование всей работы;

  • систематический и разносторонний характер работы по орфографии;

  • разнообразные тренировочные упражнения;

  • постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм.


Заключение.

Только целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом. И это немаловажно, дети начинают относиться к урокам русского языка с большим интересом.



Список литературы.

  1. Л.А.Фролова. “Структура орфографической зоркости и условия ее развития у младших школьников.” // Начальная школа, № 5, 2001 г.

  2. Н.М.Котикова. “О способе орфографического действия.” // Начальная школа, №11,2001 г.

  3. И.В.Борисенко. “Понятие “орфограмма” в начальном курсе обучения правописанию.” //Начальная школа, № 7, 2003 г.

  4. Т.Д.Бочкарева. “Предупреждение ошибок.” // начальная школа, № 3. 2001.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!