МБОУ Ольшанская ОШ Смоленского района Смоленской области
Работа по самообразованию
«Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Подготовила: учитель начальных классов Скугорева И. В.
В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они, разумеется, взаимосвязаны):
1) обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся;
2) обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря, то есть использования слов в собственных записанных текстах;
3) обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, то есть путем решения грамматико-орфографических задач.
Процессы восприятия орфограммы.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Он отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
Рукодвигательный фактор . Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Для совершенствования орфографической зоркости необходимо научить учеников ставить орфографические задачи и решать их, т. е. пользоваться алгоритмом:
1. Найди орфограмму.
2. Определи её тип.
3. Наметь способ решения в зависимости от типа орфограммы.
4. Определи последовательность « шагов».
5. Выполни намеченную последовательность действий.
6. Напиши слово в соответствии с правилом.
7. Осуществи самоконтроль.
Приемы по выработке орфографической зоркости:
1.Скоростное письмо.
2. Письмо с пропуском орфограмм.
3. Поиск орфограмм в «чистом» тексте.
4. Звуковой анализ слов.
5.Письмо с простукиванием.
6. Использование словарей.
7. Загадки.
8.Прочитайте и найдите ошибки.
9.Рифмовки по важнейшим орфограммам.
10.Рифмовки с элементами какографии.
11. Игры.
12. Выборочный диктант.
13.Комбинированный диктант.
14.Буквенный диктант.
15. Слоговые диктанты.
16. Графические диктанты.
17. Зрительный диктант.
18. Письмо с проговариванием.
19.Работа над ошибками .
20. Работа со словами.
Успех всей работы по развитию орфографической грамотности зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:
- четкое планирование всей работы;
- систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
- разнообразные тренировочные упражнения;
- постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм.
Только целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом. И это немаловажно, дети начинают относиться к урокам русского языка с большим интересом.
Спасибо за внимание!