СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие орфографической зоркости младших школьников.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости младших школьников.»

Развитие орфографической зоркости

младших школьников.

Автор:Дубинина Ольга Петровна

               Сегодня мы рассмотрим вопрос, о формировании орфографической зоркости у младших школьников с учетом ФГОС, который ставит перед учителями задачу в формировании у младших школьников навыков безошибочного письма.

Орфографическая зоркость? – это умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми нормами правописания.

                               Уделяется внимание методу орфографического чтения, описанным  Петром Семеновичем Тоцким. В основе его методики лежит орфографическое чтение и артикуляционная память.

        В процессе обучения дети замечают, что слог пишется иначе, чем произносится. Первый слог слова  «сосна» и содержит в себе опасное место. После этого и начинается полноценная работа по формированию орфографической зоркости у младших школьников. Так сперва с детьми проводим игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха:

Упражнение - «Внимательный умник».

Особенность данного упражнения в том, что детям необходимо найти на картинках или придумать слова, которые начинаются на звук [к] или т.д. Сложность задания состоит в том, чтобы правильно определить название и звук. Это упражнение еще развивает словарный запас (Придумайте прилагательные на букву «К»)

1. Орфографический диктант. Учитель диктует ученикам слова, задача учеников записывать только орфограммы, которые встречаются в них, например: часы – ча, машина – ши и т.д. После диктанта учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют орфограммы, исправляя ошибки.

2. «Найди опасное место». Ученикам произносятся слова и как только дети слышат звук, которому нельзя доверять необходимо хлопать в ладоши или показывать красную карточку. Если есть в слове безударный гласный звук, то данное слово имеет опасное место.

3. Игра «Кто назовет больше?». На доске записываются орфограммы, ученикам необходимо назвать как можно больше слов по определенной орфограмме.

4. Спиши словосочетания. Ученикам необходимо было найти слова, которые пишутся по-разному, а произносятся одинаково. Например:

Корзина роз – стремительно рос;

Рыжая лиса – хвойные леса;

Вязальная спица – сладко спится.


Учащиеся должны ответить на вопрос «Почему совпадает произношение, но не совпадает правописание?» и что необходимо сделать чтобы избежать ошибки.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.Все мы знакомы со словом ШЕЛ (ЗАПИСКА: мама, написал 30 раз слово ШЕЛ и я поШОЛ на рыбалку)

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учителю необходимо развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание.

В основе его методики лежит орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется.

От орфоэпического чтения орфографическое отличается тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и тем самым остается в памяти движений речевого аппарата. При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчетливо, что облегчает его восприятие и повторение.

При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность и не останется в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся.

Таким образом, в формировании орфографической зоркости младших школьников в первую очередь необходимо научить детей слышать звуки и определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные.

Современная проблема орфографической зоркости учащихся связана с особенностями сохранения материала в памяти и его воспроизведением, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования. Именно поэтому без знания и учета индивидуальных особенностей младших школьников, организации продуктивной деятельности на уроке нельзя добиться решения основных задач, сформулированных в ФГОС НОО.