СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие памяти детей от рождения до 7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие памяти детей от рождения до 7 лет»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
Институт образования



Реферат
по дисциплине
«Психология дошкольника с практикумом»



Тема: «Развитие памяти детей от рождения до 7 лет»


Работу выполнила:
Студентка 2 курса очной формы обучения
Бердичевская Екатерина Руслановна
Жмаева Софья Константиновна
Чернова Ульяна Михайловна
Солянова Василиса Валерьевна

Направление: 44.03.05
«Дошкольное образование.
Логопедическая деятельность»
Специальность: «Педагогическое
образование с двумя профилями
подготовки»

Работу проверил:
Преподаватель – кандидат
педагогических наук, доцент Института
Образования
Старовойт Наталья Васильевна



Содержание:


Введение 3

Общепсихологическая характеристика памяти 4

Компоненты памяти 5

Память состоит из следующих основных компонентов: 5

Классификация видов памяти 6

Развитие памяти в онтогенезе 8

Возрастные особенности 8

0-1 год Младенческий возраст 9

1-3 года Ранний возраст 11

3-4 года Младший дошкольный возраст 13

4-5 года Средний дошкольный возраст 14

5-7 лет Старший дошкольный возраст 15

Заключение 18

Библиография 19

Приложения 20








Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что память занимает особое место среди всех психических функций, и ни одна из других функций не может быть выполнена без ее непосредственного участия. В силу этого факта формы проявления памяти достаточно разнообразны, а огромное количество ее типов можно классифицировать. Представления об окружающем мире, впечатления, переживания, знания оставляют в психике определенный след, сохраняются и закрепляются, при необходимости воспроизводятся, или забываются. Детская память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения в процессе роста и развития ребёнка. В данной работе мы хотим рассмотреть классификации памяти по разным признакам, различные подходы к исследованию механизмов памяти, особенности детской памяти, процесса запоминания, а также различные игры по развитию данной высшей психической функции.

Цели: изучение процесса развития памяти дошкольников, подбор игровых упражнений направленных на развитие памяти ребёнка.

Задачи:

  • Изучение характеристик памяти как познавательного процесса;

  • Анализ психолого-педагогической литературы

  • Изучение различных классификация памяти

  • Подбор игровых упражнений, методов, направленных на развитие памяти








Общепсихологическая характеристика памяти

«Без памяти, — писал С.Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Начнем с того, что есть различные определения термина «память». Память – это познавательный психический процесс, благодаря которому сведения об окружающем мире и самом себе, полученные человеком в результате ощущений, восприятия, мышления и т.д., не исчезают из его сознания, а закрепляются, сохраняются и могут быть воспроизведены в дальнейшем. По определению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского (1998), «память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания». А.Р. Лурия определяет память, как «запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли». У дошкольников память развивается быстрее, чем другие психические процессы, происходит быстрое накопление информации, формируются навыки, необходимые для жизни. Помочь ребенку справиться с таким объемом информации, научить его приемам и способам запоминания – это важнейшая задача взрослых. От того, как ребенок научится накапливать, анализировать, сортировать и использовать накопленную информацию, зависит развитие его способностей, успешность его обучения в будущем, а следовательно, и его взрослая карьера. [3]

В современной психологии нет столько споров, сколько их в теориях, объясняющих явления памяти. Поэтому невозможно представить эту психическую функцию вне дискуссии, которая на протяжении нескольких десятков лет ведется в этой области.



Компоненты памяти

Память состоит из следующих основных компонентов:

Запоминание - восприятие новой информации и ее последующая запись в систему мышления. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей между отдельными частями информации. Это результат работы нашего мышления и интеллекта, которое стремится все со всем логически увязать.

Хранение - системное накопление информации в нашей памяти. Если бы информация не могла сохраняться в памяти, человек просто не смог бы ничему научиться.

Воспроизведение - узнавание и воспроизведение хранимой в памяти информации. Воспроизведение информации может быть произвольным и непроизвольным, то есть, специальным, осознанным и импульсивным, рефлекторным.

Забывание - этот процесс памяти часто называют проблемой ее развития, хотя в действительности это не так. Дело в том, что идеальная память – это не норма, а патология. Человеческий мозг не предназначен для того, чтобы помнить все, что в него поступает – он очень избирательный, поэтому забывание информации является для него естественным процессом.

Процессы памяти у людей протекают неодинаково. Сейчас принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую - различия типов памяти. Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала. Для людей с сильной памятью характерно быстрое запоминание и длительное сохранение информации.

Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти. Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал, - зрительно, на слух или пользуясь движением. Чистые типы памяти встречаются редко, большинство людей обладает смешанными типами. Тип памяти зависит и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памяти у детей. У взрослых тип памяти зависит от характера профессиональной деятельности.

Первоначально память носит непроизвольный характер. Дети лучше запоминают то, что вызывает у них интерес. Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие прежде всего произвольной памяти. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся более активными.

Само по себе развитие памяти не происходит, для этого необходима целая система. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: соблюдение порядка, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и перейти к эффективным приемам. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации.


Классификация видов памяти

Классификация видов памяти с точки зрения их генетической последовательности была предложена П.П. Блонским. Он выделял четыре основные формы памяти — двигательную, эмоциональную, образную и смысловую. В перечисленной последовательности и происходит становление видов памяти.

Фиксация в субъектном опыте умений, навыков, систем движений и действий составляет задачу и содержание двигательной памяти.

Для эмоциональной памяти характерно запоминание и сохранение пережитых субъектом эмоций и чувств. В психологии четко зафиксирован факт, что события, связанные с резко отрицательными или положительными эмоциями, запоминаются лучше.

Образная память, в свою очередь, естественно разделяется на отдельные виды, связанные с запоминанием сведений, полученных от определенных анализаторов: зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную и обонятельную память.

Взаимозависимость памяти и мышления нашла свое выражение в различении смысловой и механической памяти. Смысловая память состоит в том, что запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, анализу, выделением логических частей, обобщением материала и т. д. Связь мышления и памяти фиксируется в положении, что лучше запоминается то, что понимается.

Но человек может запомнить содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению. Такая память получила наименование механической. К механической памяти прибегают учащиеся, когда они не могут логически осмыслить материал.

Субъект может поставить сознательную цель, задачу на запоминание, приложить волевые усилия для сохранения материала. Такие особенности действий субъекта характерны для произвольной памяти: здесь субъект обеспечивает волевую регуляцию процессов памяти. Фиксация впечатлений от окружающего мира без специально поставленной цели реализуется при непроизвольной памяти.

Кратковременная память обеспечивает оперативное удержание данных на период действия субъекта с этими данными. Длительность сохранения какого-либо материала в кратковременной памяти обусловлена необходимостью удержания промежуточных элементов, без которых невозможно достижение конечного результата. Долговременная же память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Решающее значение для длительного удержания сведений имеет установка человека запомнить их надолго, необходимость этих сведений для будущего.[8]


Развитие памяти в онтогенезе

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и в определенной последовательности. Для раннего детства характерно преобладание механической памяти. Со временем механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Она имеется уже у ребенка 3-4 летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основным наукам. Начало развития образной памяти связывается со 2ым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. По мере своего развития память все более сближается с мышлением. «Анализ показывает,- писал Л.С. Выготский,- что мышление ребенка во многом определяется его памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста - значит вспоминать».

Первоначально память носит непроизвольный характер. В дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес.

Возрастные особенности

Память детей характеризуется большой пластичностью, т. е. способностью легко запечатлеть действующие раздражения. На этом основании некоторые психологи считали, что память ребёнка лучше, чем память взрослого. Однако практика показывает, что хотя маленькие дети и запоминают материал быстро и легко, однако их память, бесспорно, беднее памяти взрослых. Запечатление идёт беспорядочно. Дети легко удерживают в памяти совершенно случайные события, отдельные шуточные выражения, обрывки разговоров взрослых. Этот материал, запавший в память ребёнка, сохраняется порой очень долго и также случайно «всплывает». Ребёнок не умеет владеть богатством своей памяти, а её пластичность усиливает бессмысленность запоминания и сохранения часто совершенно ненужного материала.

0-1 год Младенческий возраст

Есть мнение, что дети могут помнить даже то, что они чувствовали и слышали в утробе матери. И это действительно так, правда память ребенка в утробный период отличается от привычного нам понимания - она в основном бессознательная и строится на запоминании ощущений и звуков. Функционально память ребенка начинает формироваться после 30-й недели развития в утробе. В этот период нейронные клетки устремляются к области мозга, которая непосредственно отвечает за запоминание информации и формировании долговременных воспоминаний.

Поэтому еще в утробе ребенок запоминает голоса своих родителей и начинает реагировать, к примеру, когда слышит речь своей матери. На 24-й недели у младенца начинают формироваться уши, поэтому возникает возможность воспринимать и запоминать аудиальную информацию окружающего мира. Эксперименты исследователей показывают, что ребенок в утробе может по памяти отличить интонацию и тембр голоса своей мамы от голоса другой женщины. На той же основе происходит запоминание звуков и музыки, которые младенец слышит в этот период, что естественным образом может сказаться на дальнейшей жизни.

Несмотря на плохое зрение в памяти ребенка уже сформирован аудиальный и визуальный образ матери. Это подтверждается специальными опытами, в ходе которых перед ребенком находилась мама, но говорила несвойственным ей голосом, измененным за счет технических средств, а после перед ним оказывался незнакомый человек, но говоривший голосом матери. Во всех этих случаях ребенок давал негативную реакцию на человека.

На первый план выходит формирование образной памяти.

Еще с советских времен ученые ввели такой термин, как "комплекс оживления" - ответная улыбка ребенка на улыбку матери и активные движения ног и рук. Как оказалось в дальнейшем при изучении подобной реакции, комплекс оживления является неким сигналом малыша на желание и нежелание начать общение со взрослым.

Чем старше ребенок — тем больше помнит. Исследования показывают, что в конце первого месяца жизни он узнает отца, который отсутствовал несколько часов. Регулярно повторяющиеся действия запоминается легче, поэтому введение ритуалов улучшают память. Со второго месяца ребенок начинает различать простые контрастные цвета, поэтому он начинает обращаться внимание на яркие цветные игрушки и следить за ними взглядом. В этом возрасте начинает проявлять себя более привычная для взрослых память причинно-следственных алгоритмов. Он способен вычленять присутствующих людей от окружающих предметов.

Через 3-4 месяца ребенок узнает лица сестер и братьев, бабушек и дедушек, но если он их не видит больше двух недель, образ родных забывается. На третьем месяце у ребенка развивается способность различать формы предметов. Время сохранения в памяти образа увеличивается и становится более 1 секунды. Отличить новую игрушку от старой ребенок способен на пятом месяце жизни.

В возрасте 6-7 месяцев малыш реагирует на свое имя, узнает знакомых людей на фотографии, знает где находится телевизор и где лежат игрушки. Возможность запоминать окружающую среду оборачивается недостатком — многие дети в этом возрасте не любят покидать знакомую им территорию и капризничают в гостях у бабушки. Ребенок начинает осознавать различия предметов по их размерам и при игре с исчезновением игрушки прекрасно понимает, что она всё равно существует, ее просто не видно.

Около девятого месяца жизни ребенок начинает понимать, что уходящий человек продолжает существовать, но отдельно от него. По этой причине детки первого года жизни плачут, когда теряют из виду родителей. Ребенок отличает знакомые лица от незнакомых и запоминает сложные действия на один день, например, как открыть коробку. Лучше запоминаются простые действия — он помнит, что если нажать на кнопку, загорится свет.

Под конец первого года ребенок помнит жесты, которые реализует (пока, классно), запоминает слова и повторяет их. Слова ассоциируются с объектами или людьми, так, он говорит «гав-гав» когда видит собаку. Малыш помнит, куда положил предмет минуту назад, играет, подражая повторяющимся действиям — кормит, купает, чистит зубки. Продолжает формироваться долговременная память. При общении с мамой или папой ребенок стремиться не только к эмоциональному контакту, но и к совместному действию, вовлекая родителей во что-нибудь, к примеру, указывая пальцем на то, что нужно посмотреть вместе.

Игры для развития памяти у детей младенческого возраста представлены в приложении № 1

1-3 года Ранний возраст

Так на первом году жизни формирование определенных умений (брать игрушку из рук взрослого, умение ползать и другое) требует повторов несколько раз в день. На втором году повторы для развития умений должны быть не менее 3-4 раз в неделю. На третьем году жизни не менее 3-4 раз в месяц. На основании этого составляется план развивающих игр и занятий в дошкольном учреждении.

Память детей раннего возраста связана с эмоциональными переживаниями, как положительными, так и отрицательными. Так дети долго помнят праздник елки и заглядывают в помещение, где это проходило. Так же на долго запоминают отрицательные эмоции, неприятные процедуры в поликлиники, горькое лекарство, обиды, страхи.

Особое место в формировании памяти детей от 1года до 3 лет отводится пальчиковым играм и упражнениям. Влияние тонкой моторики кисти на функции мозга человека не ограничивается ее специфическим участием в речевой функции. На другие структуры головного мозга движения пальцев оказывают неспецифическое влияние, повышая их тонус, что создает благоприятные условия для выработки новых временных связей и функционирования уже имеющихся. Эта закономерность уже замечена педагогами и психологами, использующими упражнения кисти для улучшения внимания, памяти, слуха, зрения, умственных способностей.

Существенным достижением в развитии памяти детей раннего возраста является развитие запоминания и воспроизведения детей по образцу, а затем и по словесному приказу. Но это лишь зачатки будущей произвольной памяти.

Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.

Неоднократные эксперименты, выполненные с участием детей двух- и трехлетнего возраста, выявили факт возрастного увеличения времени удержания зрительного образа от четырех минут у младших детей до шести – у старших. Значение времени удержания говорит о том, что в раннем возрасте используется кратковременная память. Объем памяти оказался более вариативным, так как большинство детей могут запомнить местоположение двух предметов при значительном снижении времени удержания. Среди двухлетних детей имеется незначительная по численности группа (примерно 10-11%), в которой дети способны удержать в кратковременной памяти три предмета, один из них – нейтральный и предложенный взрослым партнером по игре. Устойчивым фактом явилось обнаружение большей устойчивости запоминания эмоционально окрашенных игрушек по сравнению с нейтральным объектом. Независимо от возраста участников игры ими лучше запоминались отрицательно окрашенные игрушки. В целом эти серии изучения зрительной памяти позволяют утверждать, что в раннем детстве представлена кратковременная форма зрительной памяти, которая функционирует на основе эмоциональных механизмов восприятия. Кроме того, была обнаружена четкая индивидуализация процесса зрительной памяти, выражающаяся в разной степени ее развития у детей одного и того же возраста.

Игры для развития памяти у детей раннего возраста представлены в приложении № 2

3-4 года Младший дошкольный возраст

В младшем дошкольном возрасте приоритетной формой работы памяти являются непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Запоминание и воспроизведение происходят без постановки сознательных целей что-либо запомнить, независимо от воли ребенка. Непроизвольная память обеспечивает сохранение большей части опыта дошкольника. Основное содержание памяти дошкольников составляют представления, т.е. конкретные, наглядные образы окружающих людей, их действий, предметов, игрушек, их свойств, объектов и явлений природы и т.п. Эти представления являются основой для формирования понятий. В младшем дошкольном возрасте часто встречается смешение действительных воспоминаний и выдумок ребенка, что является результатом объединения процессов воображения и памяти.

Эмоциональная окраска информации улучшает запоминание по сравнению с запоминанием эмоционально нейтральных событий. Лучше всего запоминается то, что связано с интересами и потребностями ребенка, что произвело сильное впечатление. Даже непроизвольное запоминание отличается избирательностью, определяется отношением ребенка к окружающему. Ребенок легче запоминает яркие, красочные, новые, динамичные, необычные, движущиеся объекты, что обусловлено тесной связью с перцептивными процессами. Хорошо запоминается также то, что многократно повторяется и включено в деятельность, особенно в игровую.

Игры для развития памяти у детей младшего дошкольного возраста представлены в приложении №3

4-5 года Средний дошкольный возраст

В 4-5 лет характерной особенностью развития детской памяти является непроизвольный характер запоминания, который осуществляется в рамках определенной деятельности и зависит от ее особенностей.

Но также в этом возрасте постепенно начинает развиваться/формироваться произвольная память. Этот возраст можно назвать промежуточным между непроизвольным запоминанием и произвольным.

Активно произвольное запоминание и воспроизведение развивается в игровой деятельности, когда ребенок берет на себя какую-либо роль. Так, например, ребенок берет на себя роль покупателя, который должен купить определенное количество предметов. В этом случае ребенок запомнит больше слов, чем когда от него будет требовать это педагог.

Развитие произвольного запоминания включает в себя несколько этапов.

На первом этапе перед ребенком стоит задача запомнить и воспроизвести материал. При этом на первом месте у ребенка стоит задача припомнить словесный материал, так как от него ждут воспроизведения материала, которое он слышал раньше. Задача запомнить возникает у ребенка тогда, когда он понимает, что если он не запомнит, то потом не сможет воспроизвести словесный материал.

Второй этап в развитии произвольного запоминания является процесс формирования произвольного действия, который характеризуется использованием специальных средств.

Если перед ребенком поставить интересную и понятную для него задачу, то количество запоминаемых слов возрастает. Так, например, если педагог называет слова и просит ребенка придумать другие слова, связанные с ними, или просит ребенка назвать слова, начинающиеся с одной буквы, то число слов, которые ребенок запоминает, будет расти. И в этом случае ребенок запомнит слова намного дольше, чем те, которые он запоминал механическим путем.

В дошкольном возрасте часто наблюдается явление реминисценции (смутного воспоминания), при котором забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через определенное время. Дети не всегда сразу могут осмыслить материал при его восприятии и потому воспроизводят его не полностью. Им необходимо определенное количество времени для его осмысления, после чего воспроизведение становится более полным. В ситуациях, когда запоминаемый материал осмыслен сразу, реминисценции не происходит.

Примерно со среднего дошкольного возраста воспринимаемые мозгом сведения закрепляются настолько прочно, что могут вспомниться во взрослом состоянии. Однако здесь отмечаются значительные индивидуальные различия, которые проявляются также в отношении объема, скорости, прочности запоминания, в количестве реминисценции (смутное воспоминание) и др.

Игры для развития памяти у детей среднего дошкольного возраста представлены в приложении №4

5-7 лет Старший дошкольный возраст

В старшем возрасте у детей появляется важное психическое новообразование – произвольная память. Дети редко обращаются к произвольному запоминанию и воспроизведению, и эти процессы производятся только по требованию взрослых. Но именно произвольной памяти предстоит сыграть наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе, в связи с возникновением специальной задачи на запоминание. Произвольная память характеризуется направленностью на запоминание, постановку цели, и начинает развиваться с выделения детьми специальных мнемических задач на запоминание и припоминание.

Стоит сказать о современных исследованиях произвольной памяти в группах детского сада старшего возраста. Исследования чаще всего подчёркивают среднюю или низкую развитость всех видов произвольной памяти (слуховой, зрительной, моторной) у большей части детей, и поэтому включают в себя три этапа: диагностический, этап реализации развивающей программы и этап контрольного диагностирования.[6] В исследованиях представляются данные до специальной работы по развитию произвольной памяти и после неё; и, конечно, после двух месяцев регулярных тренировок уровень развития памяти детей возрастает.

Развитие произвольной памяти предполагает следующие этапы:

1.Обучение умению принимать мнемическую задачу, которое предполагает умение осознавать цель запоминания и воспроизведения. Осознание приходит, если ребенок сталкивается с требованием активного воспроизведения и запоминания.

2.Овладение мнемическими приемами, направленными на достижение осознанной цели запоминания и воспроизведения. Сначала основное внимание уделяется приёму приема «повторения», т. к. он легче всего формируется и не требует специального обучения. Важный приём - «Воспроизводящее повторение» - выраженный в повторении после получения задания, а не по ходу его восприятия.

3.Развитие умения контролировать результаты выполнения мнемической задачи, т. е. осуществлять самопроверку. Психологической основой самопроверки является умение человека соотнести полученный в процессе выполнения какой-либо деятельности результат с заданным образцом. Целью соотнесения является своевременное исправление ошибок и недопущение их в последующем.

Необходимо отметить, что развитие памяти ребенка направлено не только в сторону роста произвольности запоминания и воспроизведения, но и в сторону развития осмысленности памяти. Осмысленное, логическое запоминание основано на понимании того, что заучивается, понимании цели заучивания.

Дошкольники постепенно овладевают элементарными логическими приемами запоминания. Развивающаяся словесно-смысловая память (она же логическая) способствует развитию познания и расширяет возможности познавательной деятельности ребенка. Логическая память опирается на различные приемы логической обработки словесного материала, эти приемы у детей старшего дошкольного возраста не возникают сами по себе, им необходимо обучать. Результаты множественных диагностик показывают, что у большинства детей в старшем дошкольном возрасте такая память еще не достаточно развита.

В одном из исследований описывался способ развития логической памяти с помощью мнемотаблиц. [2]

Мнемотаблица представляет собой наглядное схематичное изображение какой-либо информации: рассказа, стихотворения, загадки, скороговорки, алгоритма действий и т.д. Наглядный материал более прост для восприятия дошкольниками, поэтому, использование мнемотаблиц позволяет продуктивнее воспринимать и перерабатывать информацию, сохранять и воспроизводить её в будущем. В исследовании со старшими дошкольниками была проведена работа: около двух месяцев память детей развивали с помощью мнемотаблиц, были зафиксированы положительные результаты, уровень развития логической памяти детей повысился.

Стоит также отметить, что для развития памяти, в том числе произвольной, нужно развивать способность к концентрации внимания. Концентрация внимания позволяет человеку более точно запомнить объект.

Ещё одна важная сфера развития ребёнка, способствующая развитию памяти – подвижные игры, которые развивают у ребёнка двигательную память. Есть много подвижных игр, которые сопровождаются большим текстом, детям необходимо запомнить его для дальнейшего использования, а значит, память будет развиваться. [10]

Игры для развития памяти у детей среднего дошкольного возраста представлены в приложении №5

Заключение

Подводя итоги кратко, отметим, что большинство психологов сходится во мнении: наиболее интенсивно процессы памяти развиваются именно в дошкольном возрасте. Поэтому родители должны уделить максимум внимания ее развитию и учитывать ее особенности. Правильно подобранные методы – это ключевой этап интеллектуального развития и его подготовки к школе. Развитие различных видов памяти детей дошкольного возраста – многоэтапный процесс, требующий учета всех особенностей детей.
Развитие памяти детей возможно осуществлять посредством игр и упражнений, в которых особую роль играет заинтересованность ребенка. Именно в игре совершенствуются ручные движения и развитие умственных способностей: мышление, воображение, память, внимание. Много игр направлено на развитие памяти, которая постепенно становится произвольной. Каждая игра – это общение со взрослыми, с другими детьми, а также в игре ребенок приобретает знания, навыки и умения, необходимые для дальнейшего обучения в школе.


Библиография
  1. Акинина, С. И. Методическая разработка алгоритма развития произвольной памяти у старших дошкольников // Альманах мировой науки. – 2018. – № 1(21). – С. 100-101.

  2. Глотова М. В. Развитие логической памяти старших дошкольников посредством использования мнемотаблиц // Вестник экспериментального образования. – 2016. – № 5(8). – С. 1-8.

  3. М. А. Нурова, Л. В. Мамедова Классификация видов памяти, их характеристика // Вестник науки и образования. – 2020. – № 21-1(99). – С. 55-58.

  4. Медведева, В. С. Особенности развития представлений о памяти как психологическом процессе / В. С. Медведева // Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – № 8(35). – С. 234-238.

  5. Меркулова, М. М. Память и особенности ее развития у детей дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. – С. 105-106.

  6. Н. А. Вдовина, Г. С. Рябинина Опытно-экспериментальное исследование памяти детей старшего дошкольного возраста // Учебный эксперимент в образовании. – 2019. – № 3(91). – С. 7-13.

  7. Онишкова А. М. Исследование развития памяти у детей старшего дошкольного возраста // Инновационная наука. – 2020. – № 5. – С. 175-177.

  8. Психология памяти : курс лекций : [учеб. пособие] / А. М. Боднар ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун-та, 2014. — 100 с.

  9. А. А. Сабаноков, А. М. Канкулов, К. К. Кешева Развитие памяти // Моя профессиональная карьера. – 2021. – Т. 1. – № 22. – С. 179-184.

  10. Г. З. Самигуллина, Т. В. Красноперова Подвижные игры как условие развития моторной памяти у детей старшего дошкольного возраста // Восточно-Европейский научный вестник. – 2017. – № 1(9). – С. 31-32.

Приложения

Приложение №1

Игры для детей младенческого возраста

  1. Игра "кто пришёл?"

Цель: развитие зрительной памяти

Ход игры: Рассадите перед ребенком три игрушки. Скажите, что они пришли к малышу в гости, но один гость что-то запаздывает. Попросите ребенка закрыть глаза, а сами добавьте одну игрушку. Пусть малыш угадает, «кто пришёл».



Приложение №2

Игры для детей раннего дошкольного возраста

1. Маленькие ножки бежали по дорожке

Цель: формирование правильной осанки; развитие зрительной и слуховой памяти, сообразительности, концентрации и устойчивости внимания, мышления (умения создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения); развитие у ребенка умения согласовывать свои движения с действиями других. Автоматизация звука Ш в связном тексте.

Ход игры: Ребенок и взрослый садятся лицом друг к другу. Взрослый просит ребенка показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают». Ребенок бежит и приговаривает: Маленькие ножки бежали по дорожке. Маленькие ножки бежали по дорожке. Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие, идет он медленно: «Большие ноги шли по дороге. Большие ноги шли по дороге». Припевка повторяется несколько раз. Ребенок в соответствии со словами и ритмом припевки то бегает, то ходит, создавая образы то быстрой и легкой, то медленной и тяжелой поступи.

2. Игра «Собери картинку»

Цель: развивать память, внимание, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: крупная яркая картинка с изображением одиночного предмета.

Ход игры: разрезать картинку пополам, показать ребенку, как из двух половинок можно составить целое изображение. Усложняя задание, разрезать картинку на четыре части, но желательно, чтобы в этом случае перед глазами у ребенка была картинка-образец. Помочь ему, комментируя свои действия: «Это что такое? Это хвост собачки. Давай посмотрим, где у собаки должен быть хвост». И т. д.



3. Прогулка в картинках

Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.

Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др



Приложение №3

Игры для детей младшего дошкольного возраста

  1. «Осенние листья»

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Ход игры: Воспитатель озвучивает задание: «Посмотри на этот лист. Запомни его».

Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачку никому не удается решить сразу, поэтому можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т.д.

  1. «Я положил в мешок»

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Ход игры: Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же).

  1. «Съедобное-несъедобное».

Цель: развивать внимание, двигательную память.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

Ход игры: ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица -животное, живое -неживое, тихое -громкое и т. п.



Приложение №4

Игры для детей среднего возраста

  1. Игра «Сыщики».

Цель: развивать ассоциативное мышление, память.

Ход игры: один из детей выбирается на роль «разбойника», остальные - «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

  1. Игра «Сорока-белобока».

Цель: развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Ход игры: на столе разложены предметы (игрушки). Ребенку предлагается внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

  1. Игра «Фотоаппарат».

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия: любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.



Приложение №5

Игры для детей старшего дошкольного возраста

  1. Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Игровой материал: 5-6 различных игрушек или других предметов

Ход игры: Входит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)

  1. Игра в слова

Цель: развитие слуховой памяти

Игровой материал: лист бумаги и карандаш

Ход игры: Преподаватель называет ряд определённых слов (Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка), просит детей запомнить слова
Задание 1: назвать слова, которые ребёнок запомнил.

Задание 2: назвать общий признак всех слов.

Задание 3: написать общую для всех слов букву (здесь – «С»).

  1. Игра «Запомни игрушку»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Игровой материал: несколько различных игрушек или других предметов

Ход игры: дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.


 




Калининград
2021 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!