СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие пассивной лексики на занятиях по английскому языку в старших классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена проблеме предотвращения перехода лексики из активного словарного запаса учащихся старших классов общеобразовательной школы в пассивный по причине ее редкого использования. Анализ УМК «Spotlight» для 11-го класса показал, что некоторая лексика, предназначенная для активного словаря, после ее введения, закрепления и активизации в определенном модуле практически не используется в последующих и постепенно переходит в пассивный словарный запас. Для предотвращения этого негативного процесса авторами работы предлагается выполнение ряда заданий, в которых новая лексика сочетается с лексикой из предшествующих модулей.

Просмотр содержимого документа
«Развитие пассивной лексики на занятиях по английскому языку в старших классах»

Развитие пассивной лексики на занятиях по английскому языку

в старших классах


Статья посвящена проблеме предотвращения перехода лексики из активного словарного запаса учащихся старших классов общеобразовательной школы в пассивный по причине ее редкого использования. Анализ УМК «Spotlight» для 11-го класса показал, что некоторая лексика, предназначенная для активного словаря, после ее введения, закрепления и активизации в определенном модуле практически не используется в последующих и постепенно переходит в пассивный словарный запас. Для предотвращения этого негативного процесса авторами работы предлагается выполнение ряда заданий, в которых новая лексика сочетается с лексикой из предшествующих модулей.


В образовательных учреждениях подход к изучению иностранного языка, как правило, сводится к механическому заучиванию правил и текстов, зачастую не имеющих смысловой нагрузки для учащегося. В течение урока, продолжительность которого составляет всего 40 минут, учитель должен не только передать информацию, но и проработать грамматические конструкции. Если лексический запас ученика не выходит за рамки понимания текстов, то изучение языка становится затруднительным, а ученик испытывает страх перед очередным уроком, опасаясь получить плохую оценку.

Зачастую ученики заучивают текст, не задумываясь о его содержании и не вникая в смысл. Более того, они не могут использовать выученные слова в речи. Почему это происходит?

Заучивание слов без понимания их значения — заведомо неэффективный метод. Лексика остаётся пассивной, и ученик не может вспомнить даже самое простое слово в устной речи. Когда ребёнок просто заучивает слова из текста, они запоминаются с трудом и, к сожалению, быстро забываются. Однако эффективнее учить слова для использования в речи, что гораздо сложнее, чем просто чтение. К сожалению, разговорная речь остаётся в стороне, хотя именно она играет ключевую роль. Без практики устной речи человек не сможет легко изъясняться на бытовые темы.

Рассмотрим пример статьи о статуе Свободы (стр. 57).

Как и в любом тексте, ученики сталкиваются с большим количеством сложных и незнакомых слов. Первым шагом является их запись в словарь. Второй этап запоминания лексики — составление краткого пересказа с использованием новых слов. Затем дети выполняют письменное задание, в котором активно используют лексику из текста. И, наконец, устная работа: диалог, кейс-ситуация или игра. Таким образом, пассивная лексика, которая могла бы остаться в памяти, становится активной. Конечно, при условии, что слова по данной теме будут встречаться в заданиях и в дальнейшем. Это поможет детям преодолеть языковой барьер, который часто остаётся после окончания школы.

Для учеников начальной, средней и старшей школы существует множество ресурсов в интернете, которые помогают запоминать слова с помощью ассоциаций, презентаций или коротких видеороликов.

В старших классах можно использовать дебаты как форму обучения языку. Ученики среднего звена с удовольствием пройдут квесты или разгадают кроссворды. В процессе игр и групповой работы ученики чувствуют себя более расслабленно и могут запомнить больше информации.

Можно проигрывать бытовые ситуации, например, когда компания друзей собирается куда-то отдохнуть и обсуждает, когда это лучше сделать. В этом случае ученики будут использовать лексику на тему времени, досуга и грамматики будущего времени.

Различные конкурсы и соревнования активизируют память детей, что также полезно для повторения пройденной лексики и закрепления новой.

Кроме того, важно мотивировать учеников, показывая им, какие возможности открываются перед ними, если они владеют английским языком.