СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие педагогических компетенций у детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие педагогических компетенций у детей с ОВЗ»

ГКОУ «Богородская школа №8»









Доклад

«Развитие педагогических компетенций в процессе обучения детей с ОВЗ на уроках профессионально - трудового обучения по профилю «Столярное дело»


































Выполнил:

Учитель первой квалификационной категории

Каранов Руслан Андреевич




Радость труда – могучая воспитательная сила.

В годы детства ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство.

В.А.Сухомлинский












В настоящее время довольно четко определены основные пути и направления трудовой подготовки умственно отсталых детей. В системе специального образования трудовое обучение является важнейшим направлением коррекционной работы.

Перед современной коррекционной школой стоит задача подготовить учащихся к общественно-полезному производительному труду. Ученики коррекционной школы должны овладеть определённой специальностью и быть подготовлены к работе на производстве.

Выбор профессии сложный и долгий мотивационный процесс. Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.

Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих возможностей, успешная интеграция в социум.

Факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:

  • состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

  • знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;

  • информированность о профессиональных деятельностях для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям и возможностям.

В своей работе использую такие формы и методы профессионально-ориентационной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии:

  • профессионально – ориентационные беседы;

  • встречи со специалистами;

  • экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения;

  • участие в конкурсах.

И, конечно, особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации занимают уроки столярного дела.

Дети испытывают значительные трудности в своей жизни, в приобретении необходимых трудовых навыков, выборе и освоении своего пути в жизни. Трудовое обучение в школе ставит своей целью подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.

Несложную работу дети выполняют самостоятельно, но обязательно с помощью учителя. Дети должны сами уметь и, главное, всегда выполнять посильные виды ремонта. Если ребёнок в состоянии выполнить данную работу, но просто пока не знает, как это надо сделать, ему нужно показать. Но работать он должен сам. В таком подходе кроется большое воспитательное воздействие.

Обучение столярному делу направлено на формирование жизненно важных умений и качеств личности. Таких как самостоятельность, инициативность, умение принимать решение, работать в коллективе.

Основная цель в процессе обучения детей столярному делу направлена на коррекцию и социальную адаптацию обучающихся, социализацию выпускников в обществе после окончания школы.

Главными задачами уроков труда по столярному делу являются овладение обучающимися системой технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности к труду, формирование общей коммуникативной активности, способствующей успешной адаптации обучающихся в социуме.

На уроках больше применяю объяснительно-иллюстративный метод изучения материала (урок - инструктаж). Дети осваивают элементы плотницкого дела, такие как пиление, строгание, скрепление деталей на гвоздях и саморезах. В обучении столярному делу использую образец изделия, который формирует оперативный образ объекта труда; операционно-технологическую карту, дающую развитие способности планировать работу; чертёж изделия, способствующий приобретению навыков разметки и самоконтроля; пооперационное разделение труда, формирующее усвоение профессиональных приёмов и двигательных навыков у учащихся; рабочий стенд наглядных пособий и дидактический материал для приобретения, закрепления и систематизации знаний.

В процессе уроков по столярному делу стараюсь развивать и корригировать основные психические функции воспитанников, создавать коррекционную направленность уроков.  Дети обучаются рациональным приемам выполнения работы. Приучаю к стремлению выполнять максимально точные, аккуратные, имеющие эстетический вид, изделия.

Во время занятий создаю доброжелательный, комфортный морально-психологический климат.

Отдельно хочу остановиться на работе кружка. Дети с удовольствием занимаются на кружке и кружковая работа стимулирует работу учащихся на других видах труда.

В профессиональной ориентации детей с ОВЗ используем различные формы работы, такие, как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, просмотр и обсуждение видеоматериалов, индивидуальные формы работы. Профориентационной работе предшествствует ознакомление с результатами психодиагностики, а также учитываться специфика его основного нарушения.

В работе с подростками с ОВЗ мы придерживаемся определенных принципов, а именно:

  • умения проявлять эмпатию, рефлексию, приятие;

  • терпимости и уважения по отношению к лицам с ОВЗ, их надеждами опасениям;

  • безоценочного принятия суждений подростков с ОВЗ;

  • готовности к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами и др.).

В процессе профориентации мы формируем у детей с ОВЗ профессиональный выбор и мотивацию к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:

  • из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;

  • ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;

  • составление профессиональных планов затруднено из-за дефицита специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.

Квалифицированная помощь в выборе профессии и планировании карьеры – важный аспект социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ мы осуществляем комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и на протяжении всего периода профориентации корректируем профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

Показателем успешности нашей работы это сформированность педагогической, профессиональной компетентности, т.е. достаточного уровня социальной готовности позволяющего быть конструктивными в основных сферах деятельности личности к активной жизни в обществе после выпуска, а также устойчивость позиции каждого из выпускников в выборе дальнейшего профессионального маршрута.





Скачать

© 2022, 92 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!