СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие певческого дыхания и основ звукообразования у учащихся младшего школьного возраста с помощью упражнений»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развитие певческого дыхания и основ звукообразования у учащихся младшего школьного возраста с помощью упражнений»»









«Развитие певческого дыхания и основ звукообразования у учащихся младшего школьного возраста с помощью упражнений»

(Практикум)









Педагог дополнительного образования клуба «Юпитер» Ярославцева Т.П.

2020г







Тема урока: «Певческое дыхание – основа звукообразования»

Цель урока: формирование навыков певческого звукообразования на основе ассоциативных представлений в певческой деятельности учащегося.

Задачи занятия:

1.Развитие ассоциативных дыхательных представлений

2. Знакомство с различными видами звуковедения.

3. Формирование дыхательной опоры как основы звукообразования.

Структура урока:

1. Начало урока – организационный момент, распевки.

2. Основная часть урока: - работа над песнями «Папа купил автомобиль» - Милявский О;

«Птица счастья» -  муз.А.Н. Пахмутова Сл.– Н. Добронравов 

3. Заключительная часть урока:

- домашнее задание, выводы, мотивация на успех.

Ход урока.

Здравствуйте,ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии. Сегодня мы поговорим о важности правильного дыхания во время пения. Как вы думаете, зачем нужно правильно дышать при пении? Что для вас правильное дыхание? Как это поможет лучше петь? (Предполагаемые ответы – правильно нужно дышать, чтобы не задыхаться, поможет лучше петь).

Спасибо за ответ. Молодцы, мыслите в верном направлении. А теперь давайте мы с вами займёмся дыхательными упражнениями. Упражнение первое – Надуваем шарик. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Набираем воздух в рёбра и надуваем воображаемый шарик, как можно дольше. Плечи при этом не поднимаем.

  1. «Надуваем шарик» - 3-5 раз.

  2. Представьте себе, как вы зовёте кошку.

Упражнение Зовём кошку» - ксс. Резко выдыхаем воздух в рёбра на звук «ксс». 5 – 7 раз.

  1. Упражнение «Ёжик» - исходную позицию не меняем. Слог «КСС» меняем на «КФФ». В работу включаем спину.

  2. «Самолёт» - «Вввввв».

Молодцы. А теперь давайте эти приёмы используем в распевках.

Расскажите, для чего мы распеваемся? (Предполагаемые ответы – чтобы разогреть голос, связки, мышцы, расслабиться, настроить дикцию).

Да, хорошо

Наш голос – это наш музыкальный инструмент. А любой музыкальный инструмент должен быть настроен перед его использованием. И наш голос тоже нуждается в настройке

Представьте, что вы хотите зевать. Как мы зеваем? Позевайте 5-7 раз. Молодцы.

  1. «Да, де, ди, до, ду» (на одном звуке). Слушаем упражнение ( показ педагога) , теперь поём. 5 – 7 раз по полутонам вверх на одном дыхании, одной линией.

  2. А теперь давайте сделаем в упражнении крещендо. Что такое крещендо? (Предполагаемый ответ учеников – «усиление звука»). 2- 3 раза. Молодцы.

  3. Давайте сделаем диминуэндо. Расскажите, что значит это слово? (Предполагаемый ответ – «ослабление звука, затихание».) 2-3 раза. Следить за тем, чтобы не снимать упражнение с дыхания.

  4. Следующее упражнение называется «Я пою, хорошо пою» (через ступень вверх и поступенно вниз). Слушаем (показ педагога).Поём его мягко, ровно. Следим за равномерным дыханием, ведём мелодию.

Ребята, можете ли сами проанализировать сейчас – что получилось? Что не получилось?

(Предполагаемые ответы – не до конца получилось правильно дышать, получилось вести мелодию).

  1. Последнее упражнение на сегодня – на дикцию. «Из-под топота копыт пыль по полю летит».

Здесь мы дышим более быстро, вдыхаем более резко.




А теперь давайте используем и применим эти приёмы в песнях, которые у нас в работе.



Первая песня – «Папа купил автомобиль»., сейчас выразительно прочитаем текст песни, делая вдох в тех местах, как если бы пели мелодию.

Хорошо, молодцы!

Сейчас мы послушаем фрагмент песни. Поёт группа «Волшебники двора».

А теперь посмотрите на картинки и выберите тот автомобиль, какой, по вашему мнению подходит под описание автомобиля из песни.

(Слайды с автобусом из мультфильма, с современной машиной и со старинной машиной. Выбирают старинную) А почему вы так думаете?

(Предполагаемые ответы – автомобиль старый, с поношенным кузовом,раритетный).

Молодец, угадали правильно.

Сейчас мы споём акапелла, без сопровождения, только мелодию.

1 куплет на «Ррррр», следить за дыханием.

На слог «Да».

На слог «Нэй».

Затем со словами.

Потом припев.

Теперь расскажите мне содержание песни. Как мы первый куплет поём? Второй? Третий, почему?

Хорошо, молодцы.

Подключаем сопровождение и микрофон.

Вам понравилось, как вы спели? Что понравилось? А над чем ещё нужно поработать?

(Предполагаемые ответы учеников).

Переходим к следующей песне. Держите слова. Прочитайте их, делая вдох в местах, отмеченных галочками.

Так. Песня у нас называется «Птица счастья». Сейчас мы послушаем отрывок и попробуем угадать характер.

Посмотрите на несколько картинок и выберите ту птицу, какая, по вашему мнению, подходит под эту песню.

(Слайды - с попугаем Кешей из мультика, с синей птицей в небе, с вороной и кусочком сыра ).

А почему вы так думаете? (Предполагаемый ответ –синяя птица, потому что песня про птицу счастья, которая улетает и прилетает).

Молодцы, угадали правильно. А как мы будем дышать здесь? Плавно, мягко? Или отрывисто, резко?

Первый куплет. Сначала слушаем строчку в сопровождении фортепиано, затем поём. На «Рррр».

Теперь на слог «Да».

На слог «Нэй».

Теперь то же самое со словами. Следим за точностью вдоха и выдоха.

Припев.

На высоких нотах чувствуем опору.

На «Рррр».

Со словами. Обратите внимание на чёткое произношение слов. На артикуляцию

А теперь давайте споём это с сопровождением и в микрофоны.




Хорошо. Теперь давайте подведём итоги. Какие приёмы правильного дыхания вы сегодня узнали?

Что вы себе представляете, когда нужно использовать силу дыхания? Какие ассоциации у вас возникают? Для чего нужны распевки?

Какие виды звуковедения мы сегодня узнали?

Какие вы использовали приёмы звукообразования? (Планируемые ответы - легато, стаккато, крещендо, диминуэндо)

Как вы оцениваете свою работу? Что получилось? Что ещё не совсем получается? Сложно выполнить?

Молодцы . Вы успешно справились с поставленными задачами. На следующем уроке мы продолжим работать над этими произведениями. Если мы будем так хорошо заниматься, то обязательно достигнем успехов и покажем эти песни на мероприятиях клуба, как появится возможность выступать.



Список использованной литературы:

1. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики /Л. Б. Дмитриев. – М. : Музыка, 2007.

2. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В

3. Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань.

4. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой продолжает творить чудеса / М. Н. Щетинин. – М. : АСС – Центр : ЮНИВЕСТ, 2009.

5. Развитие детского голоса / под редакцией В. Н. Шацкой. – М. : Педагогика, 1970