Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Гуляшовой Натальи Юрьевны
МБДОУ «Детский сад №20»
город Дзержинск Нижегородская область
Должность: воспитатель
Стаж в должности воспитателя:
8 лет
Образование: ГБОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж» 2014г.
Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста, руководитель физического воспитания.
Адрес электронной почты : [email protected]
Мое педагогическое кредо:
« Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»
ТЕМА: « Развитие познавательно-исследовательского интереса детей шестого года жизни через простейшие эксперименты»
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Научно-исследовательские условия: Концептуальную основу технологии детского экспериментирования составили методологические подходы к деятельности экспериментирования Н.Н. Поддьякова, который в своих исследованиях утверждал, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, а так же Л.С.Выготского, В. В. Давыдова.
Методические условия:
Разработка и реализация рабочей программы на основе ООП ДОУ.
Реализация УМК «От рождения до школы»: Веракса Н.Е.,Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет»; Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»; Соломенникова О.А «Ознакомление с природой в детском саду».
Организационно-педагогические условия:
Участие в городском конкурсе «Искусство быть в профессии»(Мастер-класс «Экспериментируем-играя»);
Обмен опытом с коллегами ДОУ ( памятки, буклеты);
Открытые показы ОД;
Размещение материалов в сети Интернет (публикация МК «Экспериментируем-играя»)
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Пункт 2.7: Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (…познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) …для детей дошкольного возраста - …познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)….
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» (рег. в Минюсте России 14.11.2013 №30384)
О важности дошкольного возраста как сенситивного периода в становлении познавательной сферы обоснованно в работах учёных (Н. В. Абрамовских, М. И. Лисина, А. А. Люблинская и др.).
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
В своей работе опиралась на деятельностный подход – при котором дети являются активным субъектом педагогического процесса.
Свою работу выстраивала с использованием следующих принципов: научность, доступность, систематичность и последовательность, индивидуально-личностное развитие, целостность, результативность .
Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
ФГОС ДО
Ц
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития познавательно-исследовательского интереса детей шестого года жизни на
основе организации простейших экспериментов
Реализовать плана работы по развитию познавательно –исследовательского интереса детей на основе организации простейших экспериментов.
Развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами живой и неживой природы (не нанося им вред) .
Развивать наблюдательность, любознательность, умение анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Обогатить среду в уголке экспериментирования.
Оптимизировать работу с родителями через обогащение опыта семейного воспитания по теме.
Ведущая педагогическая идея
Создание необходимых условий для развития познавательно-исследовательского интереса детей шестого года жизни к объектам живой и неживой природы через простейшие эксперименты на основе ведения индивидуальных дневников фиксирования экспериментов.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
-составление перспективного плана
- проведение педагогической диагностики
Констатирующий этап-сентябрь 2017
- осуществление работы по плану
- образовательная деятельность
- обогащение уголка экспериментирования
- взаимодействие с семьями воспитанников
Формирующий этап –октябрь2017
- апрель 2018
- проведение педагогической диагностики
- оценка эффективности взаимодействия с семьями воспитанников
Заключительный этап -май 2018
Формы организации образовательной деятельности
Организованная образовательная деятельность
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность
Эксперимент «Свойства песка»
ОД «Почва и ее обитатели»
Опыт: «Есть ли в земле воздух?»
Эксперимент с водой и бумагой
«Цветы кувшинки»
ЖИВАЯ ПРИРОДА
Вода и рост растений
Проращивание семян
Растения дышат
Как цветок пьет воду
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
В рамках проекта «Волшебница вода»
Свойства воды
Цветы кувшинки
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Выращивание кристаллов соли в рамках проекта «Волшебный мир кристаллов»
В рамках проекта «Где живет воздух»
В рамках проекта «Белый снег-пушистый»
Защитные свойства снега
Магнетическое свойство Земли
В рамках проекта «Веселая радуга» Радуга в стакане
В рамках проекта «Песок и его свойства»
Свойства песка
Схема фиксации результатов экспериментов
«Свойства магнита»
Фиксирование экспериментов в индивидуальных дневниках наблюдений
«Как цветок пьет воду»
Словесные:
Беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов.
Наглядные:
Наблюдение, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций об изучаемых явлениях, использование ИКТ.
Методы и приёмы
Игровые: Дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра с элементами экспериментирования, игры-эксперименты, игры-опыты.
Практические:
Упражнение, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование, фиксация экспериментов в индивидуальных дневниках наблюдений
Перспективный план экспериментов в старшей группе
Область экспериментирования
Тема
Объекты неживой природы
Цель экспериментирования
«Магнетическое свойство Земли»
Материалы
«Как достать скрепку»
Знакомство с магнетическими свойствами Земли
Расширение представлений о свойствах магнита и его применении человеком
Магнит, стакан, иголки, макет земного шара, намагниченная английская булавка, вода, растительное масло
Уголок экспериментирования «Почемучка»
Компонент дидактический
Схемы с алгоритмами выполнения экспериментов,
-книги познавательного характера,
-тематические альбомы,
-коллекции.
Компонент оборудования
Наборы по разделам: «Песок, вода», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло»,
-природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов,
-утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха , ткани, пластмассы, дерева, и др,
-технические материалы: гайки, детали конструктора и др.,
-разные виды бумаги,
-красители: пищевые и непищевые (гуашь и др.),
-медицинские материалы: пипетки, мерные ложки, шприцы без игл, деревянные палочки и др.,
-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, свечи , сито, воронки и др.,
-приборы-помощники: лупа, песочные часы, микроскоп,
-клеенчатые фартуки, тряпки, перчатки.
Компонент стимулирующий
-Индивидуальные дневники для фиксации экспериментов,
-карточки-подсказки (разрешающие и запрещающиеся знаки),
- картинка «Сова», названная по желанию детей «Почемучкой», от имени которой моделируются проблемные ситуации.
Взаимодействие с семьями воспитанников
*Родительское собрание «Особенности развития детей 5-6 лет»
*Памятка «Экспериментирование дома»
*Открытый показ ОД «Фокусники»
*Совместное развлечение« Юные исследователи»
*Буклет «Экспериментируем играя»
Проведение опыта
«Извержение вулкана»
в семье Сони Пяшиной
ДИАПОЗОН ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СТЕПЕНЬ ЕГО НОВИЗНЫ
- Перспективный план по теме развитие познавательно- исследовательского интереса детей шестого года жизни через простейшие эксперименты»
- Конспекты ОД
- Сценарий мастер-класса для воспитателей
- Памятка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- Совместное развлечение детей с родителями « Юные исследователи»
- Буклет «Экспериментируем играя»
- Картотека экспериментов для детей шестого года жизни
- Картотека в виде карточек с экспериментами
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Педагогическая диагностика
Афонькина Ю.А «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности»-Волгоград: Издательство «Учитель», 2014
Конец года
Начало года
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- Проявляет исследовательское поведение.
- Стремится самостоятельно установить причинно-следственные связи.
- Проявляет яркие познавательные чувства в процессе экспериментирования
5. Стремится самостоятельно экспериментировать для получения нового знания, решения проблемы.
Анкета для родителей
1.Знаете ли Вы, что в дошкольном возрасте необходимо заниматься
опытно-экспериментальной деятельностью?
2.Ощущаете ли Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию?
3.Создаете ребенку условия для проведения опытов дома?
4.Проводите наблюдение с детьми за природными объектами?
5.Отзываетесь ли вы на просьбу своего ребёнка помочь исследовать какой –
либо объект? Вы просто показываете или даёте пояснения?
6.Ребёнок пытается повторить исследование самостоятельно
Транслируемость педагогических достижений профессиональной деятельности педагога
Муниципальный уровень
Федеральный уровень
- Участие в конкурсе «Искусство быть в профессии»
Мастер класс «Экспериментируем играя»
Публикации в сети интернет:
Приказ Департамента образования Администрации г. Дзержинска Нижегородской области № 75-п от 08.02.2018
- Международный образовательный портал Maam.ru
Адрес интернет-публикации:
https://www.maam.ru/users/darenasasha
План – конспект мастер – класса тема «Экспериментируем-играя»
- Ассоциация педагогов России АПРрель
Адрес интернет-публикации:
https://apr-el.ru/sbornik
Тема: «Экспериментируем-играя» в сборнике «Педагогическая теория и практика: актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования»
- Персональный сайт на Мультиурок
https://multiurok.ru/nataliaguliashova/
Литература
- Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3
- Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
- Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
- Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
- Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
- Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
- Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
- Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
- Соломенникова О.А «Ознакомление с природой в детском саду» – М.: Мозаика-Синтез, 2017.-112с
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
- http ://ta-vi-ka.blogspot.com
- http :// www.uchportal.ru
- http :// doshkolniki.org/index.php?start=7
- http :// easyen.ru
- https ://multiurok.ru/http-multiurok-ru-426/
В заключение хотелось бы привести слова В.А.Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».