СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие познавательно-исследовательского интереса детей шестого года жизни через простейшие эксперименты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Гуляшовой Натальи Юрьевны

Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательно-исследовательского интереса детей шестого года жизни через простейшие эксперименты»»

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности  воспитателя Гуляшовой Натальи Юрьевны МБДОУ «Детский сад №20» город Дзержинск Нижегородская область Должность: воспитатель Стаж в должности воспитателя: 8 лет Образование: ГБОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж» 2014г. Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста, руководитель физического воспитания.  Адрес электронной почты : guliashova84@mail.ru Мое педагогическое кредо: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Гуляшовой Натальи Юрьевны

МБДОУ «Детский сад №20»

город Дзержинск Нижегородская область

Должность: воспитатель

Стаж в должности воспитателя:

8 лет

Образование: ГБОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж» 2014г.

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста, руководитель физического воспитания.

Адрес электронной почты : [email protected]

Мое педагогическое кредо:

« Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»

 ТЕМА: « Развитие познавательно-исследовательского интереса детей шестого года жизни через простейшие эксперименты»

ТЕМА: « Развитие познавательно-исследовательского интереса детей шестого года жизни через простейшие эксперименты»

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Научно-исследовательские условия: Концептуальную основу технологии детского экспериментирования составили методологические подходы к деятельности экспериментирования Н.Н. Поддьякова, который в своих исследованиях утверждал, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, а так же Л.С.Выготского, В. В. Давыдова.

Методические условия:

Разработка и реализация рабочей программы на основе ООП ДОУ.

Реализация УМК «От рождения до школы»: Веракса Н.Е.,Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет»; Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»; Соломенникова О.А «Ознакомление с природой в детском саду».

Организационно-педагогические условия:

Участие в городском конкурсе «Искусство быть в профессии»(Мастер-класс «Экспериментируем-играя»);

Обмен опытом с коллегами ДОУ ( памятки, буклеты);

Открытые показы ОД;

Размещение материалов в сети Интернет (публикация МК «Экспериментируем-играя»)

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Пункт 2.7: Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (…познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) …для детей дошкольного возраста - …познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)…. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» (рег. в Минюсте России 14.11.2013 №30384) О важности дошкольного возраста как сенситивного периода в становлении познавательной сферы обоснованно в работах учёных (Н. В. Абрамовских, М. И. Лисина, А. А. Люблинская и др.).

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Пункт 2.7: Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (…познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) …для детей дошкольного возраста - …познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)….

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» (рег. в Минюсте России 14.11.2013 №30384)

О важности дошкольного возраста как сенситивного периода в становлении познавательной сферы обоснованно в работах учёных (Н. В. Абрамовских, М. И. Лисина, А. А. Люблинская и др.).

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования В своей работе опиралась на деятельностный подход – при котором дети являются активным субъектом педагогического процесса. Свою работу выстраивала с использованием следующих принципов: научность, доступность, систематичность и последовательность, индивидуально-личностное развитие, целостность, результативность . Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. ФГОС ДО

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

В своей работе опиралась на деятельностный подход – при котором дети являются активным субъектом педагогического процесса.

Свою работу выстраивала с использованием следующих принципов: научность, доступность, систематичность и последовательность, индивидуально-личностное развитие, целостность, результативность .

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

ФГОС ДО

Ц ЦЕЛЬ: Создание условий для развития познавательно-исследовательского интереса детей шестого года жизни на  основе организации простейших экспериментов Реализовать плана работы по развитию познавательно –исследовательского интереса детей на основе организации простейших экспериментов. Развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами живой и неживой природы (не нанося им вред) . Развивать наблюдательность, любознательность, умение анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам. Обогатить среду в уголке экспериментирования.  Оптимизировать работу с родителями через обогащение опыта семейного воспитания по теме.

Ц

ЦЕЛЬ: Создание условий для развития познавательно-исследовательского интереса детей шестого года жизни на

основе организации простейших экспериментов

Реализовать плана работы по развитию познавательно –исследовательского интереса детей на основе организации простейших экспериментов.

Развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами живой и неживой природы (не нанося им вред) .

Развивать наблюдательность, любознательность, умение анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Обогатить среду в уголке экспериментирования.

Оптимизировать работу с родителями через обогащение опыта семейного воспитания по теме.

Ведущая педагогическая идея Создание необходимых условий для развития познавательно-исследовательского интереса детей шестого года жизни к объектам живой и неживой природы через простейшие эксперименты на основе ведения индивидуальных дневников фиксирования экспериментов.

Ведущая педагогическая идея

Создание необходимых условий для развития познавательно-исследовательского интереса детей шестого года жизни к объектам живой и неживой природы через простейшие эксперименты на основе ведения индивидуальных дневников фиксирования экспериментов.

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования -составление перспективного плана  проведение педагогической диагностики Констатирующий этап-сентябрь 2017 - осуществление работы по плану  образовательная деятельность  обогащение уголка экспериментирования взаимодействие с семьями воспитанников Формирующий этап –октябрь2017 - апрель 2018 проведение педагогической диагностики оценка эффективности взаимодействия с семьями воспитанников Заключительный этап -май 2018

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

-составление перспективного плана

  • проведение педагогической диагностики

Констатирующий этап-сентябрь 2017

- осуществление работы по плану

  • образовательная деятельность
  • обогащение уголка экспериментирования
  • взаимодействие с семьями воспитанников

Формирующий этап –октябрь2017

- апрель 2018

  • проведение педагогической диагностики
  • оценка эффективности взаимодействия с семьями воспитанников

Заключительный этап -май 2018

Формы организации образовательной деятельности Организованная образовательная деятельность Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность Эксперимент «Свойства песка» ОД «Почва и ее обитатели» Опыт: «Есть ли в земле воздух?» Эксперимент с водой и бумагой  «Цветы кувшинки»

Формы организации образовательной деятельности

Организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность

Эксперимент «Свойства песка»

ОД «Почва и ее обитатели»

Опыт: «Есть ли в земле воздух?»

Эксперимент с водой и бумагой

«Цветы кувшинки»

ЖИВАЯ ПРИРОДА Вода и рост растений Проращивание семян Растения дышат Как цветок пьет воду

ЖИВАЯ ПРИРОДА

Вода и рост растений

Проращивание семян

Растения дышат

Как цветок пьет воду

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА В рамках проекта «Волшебница вода» Свойства воды Цветы кувшинки

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

В рамках проекта «Волшебница вода»

Свойства воды

Цветы кувшинки

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА Выращивание кристаллов соли в рамках проекта «Волшебный мир кристаллов»  В рамках проекта «Где живет воздух» В рамках проекта «Белый снег-пушистый» Защитные свойства снега

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Выращивание кристаллов соли в рамках проекта «Волшебный мир кристаллов»

В рамках проекта «Где живет воздух»

В рамках проекта «Белый снег-пушистый»

Защитные свойства снега

Магнетическое свойство Земли В рамках проекта «Веселая радуга» Радуга в стакане  В рамках проекта «Песок и его свойства» Свойства песка

Магнетическое свойство Земли

В рамках проекта «Веселая радуга» Радуга в стакане

В рамках проекта «Песок и его свойства»

Свойства песка

Схема фиксации результатов экспериментов «Свойства магнита» Фиксирование экспериментов в индивидуальных дневниках наблюдений «Как цветок пьет воду»

Схема фиксации результатов экспериментов

«Свойства магнита»

Фиксирование экспериментов в индивидуальных дневниках наблюдений

«Как цветок пьет воду»

Словесные: Беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов. Наглядные: Наблюдение, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций об изучаемых явлениях, использование ИКТ. Методы и приёмы Игровые: Дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра с элементами экспериментирования, игры-эксперименты, игры-опыты. Практические: Упражнение, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование, фиксация экспериментов в индивидуальных дневниках наблюдений

Словесные:

Беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов.

Наглядные:

Наблюдение, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций об изучаемых явлениях, использование ИКТ.

Методы и приёмы

Игровые: Дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра с элементами экспериментирования, игры-эксперименты, игры-опыты.

Практические:

Упражнение, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование, фиксация экспериментов в индивидуальных дневниках наблюдений

Перспективный  план экспериментов в старшей группе Область экспериментирования Тема   Объекты неживой природы Цель экспериментирования «Магнетическое свойство Земли» Материалы   «Как достать скрепку» Знакомство с магнетическими свойствами Земли Расширение представлений о свойствах магнита и его применении человеком   Магнит, стакан, иголки, макет земного шара, намагниченная английская булавка, вода, растительное масло

Перспективный план экспериментов в старшей группе

Область экспериментирования

Тема

Объекты неживой природы

Цель экспериментирования

«Магнетическое свойство Земли»

Материалы

«Как достать скрепку»

Знакомство с магнетическими свойствами Земли

Расширение представлений о свойствах магнита и его применении человеком

Магнит, стакан, иголки, макет земного шара, намагниченная английская булавка, вода, растительное масло

Уголок экспериментирования «Почемучка»

Компонент дидактический

Схемы с алгоритмами выполнения экспериментов,

-книги познавательного характера,

-тематические альбомы,

-коллекции.

Компонент оборудования

Наборы по разделам: «Песок, вода», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло»,

-природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов,

-утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха , ткани, пластмассы, дерева, и др,

-технические материалы: гайки, детали конструктора и др.,

-разные виды бумаги,

-красители: пищевые и непищевые (гуашь и др.),

-медицинские материалы: пипетки, мерные ложки, шприцы без игл, деревянные палочки и др.,

-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, свечи , сито, воронки и др.,

-приборы-помощники: лупа, песочные часы, микроскоп,

-клеенчатые фартуки, тряпки, перчатки.

Компонент стимулирующий

-Индивидуальные дневники для фиксации экспериментов,

-карточки-подсказки (разрешающие и запрещающиеся знаки),

- картинка «Сова», названная по желанию детей «Почемучкой», от имени которой моделируются проблемные ситуации.

Взаимодействие с семьями воспитанников *Родительское собрание «Особенности развития детей 5-6 лет» *Памятка «Экспериментирование дома» *Открытый показ ОД «Фокусники» *Совместное развлечение« Юные исследователи» *Буклет «Экспериментируем играя»   Проведение опыта «Извержение вулкана» в семье Сони Пяшиной

Взаимодействие с семьями воспитанников

*Родительское собрание «Особенности развития детей 5-6 лет»

*Памятка «Экспериментирование дома»

*Открытый показ ОД «Фокусники»

*Совместное развлечение« Юные исследователи»

*Буклет «Экспериментируем играя»

Проведение опыта

«Извержение вулкана»

в семье Сони Пяшиной

ДИАПОЗОН ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СТЕПЕНЬ ЕГО НОВИЗНЫ Перспективный план по теме развитие познавательно- исследовательского интереса детей шестого года жизни через простейшие эксперименты» Конспекты ОД Сценарий мастер-класса для воспитателей Памятка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Совместное развлечение детей с родителями « Юные исследователи» Буклет «Экспериментируем играя» Картотека экспериментов для детей  шестого года жизни Картотека в виде карточек с экспериментами

ДИАПОЗОН ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СТЕПЕНЬ ЕГО НОВИЗНЫ

  • Перспективный план по теме развитие познавательно- исследовательского интереса детей шестого года жизни через простейшие эксперименты»
  • Конспекты ОД
  • Сценарий мастер-класса для воспитателей
  • Памятка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
  • Совместное развлечение детей с родителями « Юные исследователи»
  • Буклет «Экспериментируем играя»
  • Картотека экспериментов для детей шестого года жизни
  • Картотека в виде карточек с экспериментами
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Педагогическая диагностика  Афонькина Ю.А «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности»-Волгоград: Издательство «Учитель», 2014 Конец года Начало года Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Проявляет исследовательское поведение. Стремится самостоятельно установить причинно-следственные связи. Проявляет яркие познавательные чувства в процессе экспериментирования 5. Стремится самостоятельно экспериментировать для получения нового знания, решения проблемы.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Педагогическая диагностика

Афонькина Ю.А «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности»-Волгоград: Издательство «Учитель», 2014

Конец года

Начало года

  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  • Проявляет исследовательское поведение.
  • Стремится самостоятельно установить причинно-следственные связи.
  • Проявляет яркие познавательные чувства в процессе экспериментирования

5. Стремится самостоятельно экспериментировать для получения нового знания, решения проблемы.

Анкета для родителей 1.Знаете ли Вы, что в дошкольном возрасте необходимо заниматься опытно-экспериментальной деятельностью? 2.Ощущаете ли Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию? 3.Создаете ребенку условия для проведения опытов дома? 4.Проводите наблюдение с детьми за природными объектами? 5.Отзываетесь ли вы на просьбу своего ребёнка помочь исследовать какой – либо объект? Вы просто показываете или даёте пояснения? 6.Ребёнок пытается повторить исследование самостоятельно

Анкета для родителей

1.Знаете ли Вы, что в дошкольном возрасте необходимо заниматься

опытно-экспериментальной деятельностью?

2.Ощущаете ли Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию?

3.Создаете ребенку условия для проведения опытов дома?

4.Проводите наблюдение с детьми за природными объектами?

5.Отзываетесь ли вы на просьбу своего ребёнка помочь исследовать какой –

либо объект? Вы просто показываете или даёте пояснения?

6.Ребёнок пытается повторить исследование самостоятельно

Транслируемость педагогических достижений профессиональной деятельности педагога Муниципальный уровень Федеральный уровень Участие в конкурсе «Искусство быть в профессии» Мастер класс «Экспериментируем играя» Публикации в сети интернет: Приказ Департамента образования Администрации г. Дзержинска Нижегородской области № 75-п от 08.02.2018 Международный образовательный портал Maam.ru Адрес интернет-публикации: https://www.maam.ru/users/darenasasha План – конспект мастер – класса тема «Экспериментируем-играя» Ассоциация педагогов России АПРрель Адрес интернет-публикации: https://apr-el.ru/sbornik Тема: «Экспериментируем-играя» в сборнике «Педагогическая теория и практика: актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования»  Персональный сайт на Мультиурок https://multiurok.ru/nataliaguliashova/

Транслируемость педагогических достижений профессиональной деятельности педагога

Муниципальный уровень

Федеральный уровень

  • Участие в конкурсе «Искусство быть в профессии»

Мастер класс «Экспериментируем играя»

Публикации в сети интернет:

Приказ Департамента образования Администрации г. Дзержинска Нижегородской области № 75-п от 08.02.2018

  • Международный образовательный портал Maam.ru

Адрес интернет-публикации:

https://www.maam.ru/users/darenasasha

План – конспект мастер – класса тема «Экспериментируем-играя»

  • Ассоциация педагогов России АПРрель

Адрес интернет-публикации:

https://apr-el.ru/sbornik

Тема: «Экспериментируем-играя» в сборнике «Педагогическая теория и практика: актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования»

  • Персональный сайт на Мультиурок

https://multiurok.ru/nataliaguliashova/

Литература

  • Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3
  • Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
  • Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
  • Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
  • Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
  • Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  • Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
  • «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
  • Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
  • Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
  • Соломенникова О.А «Ознакомление с природой в детском саду» – М.: Мозаика-Синтез, 2017.-112с
  • Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
  • http ://ta-vi-ka.blogspot.com
  • http :// www.uchportal.ru
  • http :// doshkolniki.org/index.php?start=7
  • http :// easyen.ru
  • https ://multiurok.ru/http-multiurok-ru-426/
В заключение хотелось бы привести слова В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».

В заключение хотелось бы привести слова В.А.Сухомлинского:

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».