Тема: «Развитие познавательного интереса к предмету «Информатика и ИКТ» на начальной ступени общего образования, реализуемого во внеурочной деятельности».
Учитель информатики и ИКТ В.Г.Донченко:
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель по любой дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника. Внедрение компьютерных технологий на внеурочной деятельности позволяет повышать интерес обучащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа – и Интернет-ресурсов.
Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно–педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Огромную роль в изучении предмета играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интересы, проявленные детьми к уроку, учитель может успешно реализовать творческие способности учащихся. Мотивы с ростом и развитием детей меняются. При этом меняется не только мотив учения, но и характер отношения к предмету. Не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ученика к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Для того чтобы учащиеся сохранили интерес к предмету, необходимо развивать их творчество, как на уроке, так и за его пределами. Для развития творчества необходимо создать ряд условий:
- Организовать занятие так, чтобы учащиеся могли преодолевать ряд трудностей;
- Организация занятий, при которых обучающимся приходится использовать свои жизненные наблюдения;
- Самостоятельная работа учащихся;
- В развитии творчества существенное значение приобретает обеспечение преемственности и перспективности в работе.
Слайд №1
«Современный педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания. Заинтересовать, а уже потом научить – вот в чём суть педагогического мастерства»
В.Ф. Шаталов
Слайд №2
Цели изучения информатики в начальной школе:
освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и формированию алгоритмического и логического мышления;
овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
развитие первоначальных способностей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию для решения учебных задач и в повседневной жизни;
воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Слайд №3
«Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательный интерес»
Слайд №4
Познавательные процессы:
Воображение
Память
Мышление
Внимание
Развитие познавательного интереса учащихся на внеурочной деятельности МЗВИ
Факторы, формирующие познавательный интерес учащихся можно выстроить в следующую цепочку:
Мотивы
Познавательный интерес
Познавательная активность
Познавательная деятельность
Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность Интерес Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся
Направление и уровень активности во многом определяет система потребностей и мотивов учащегося. Это то, что побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении. Поэтому воспитание личности ученика как будущего специалиста зависит в первую очередь от его потребностей и мотивов. Соотношение различных мотивов обусловливает выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности.
Можно выделить две большие группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы. При познавательной мотивации неизвестное новое знание совпадает с целью познавательной деятельности, т.е. человека интересует процесс и содержание познаваемого. При мотивации достижения познавательная деятельность является средством достижения цели, находящейся вне этой познавательной деятельности, т.е. человека интересует результат, который может быть получен в результате каких-то познавательных усилий
В педагогике и психологии показано, что на формирование личности и ее психическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, основанные на познавательном интересе. Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность обучающихся и эффективность процесса обучения. Также познавательная мотивация является основой развития склонностей человека.
Познавательная мотивация способствует перенастройке психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности, которая вызвала интерес. Однако система образования ориентирована преимущественно на стимуляцию именно мотивации достижения: получить хорошую отметку, успешно сдать экзамены и т.п. Когда главной задачей учащегося является успеваемость, направление его усилий смещается с «производства знаний» на «производство отметки». Но, не смотря на это, в обучении нельзя отказаться от мотивации достижения. Ее следует поставить на службу познавательной мотивации, имея в виду главное - всестороннее развитие личности ученика. При этом достижение - это этап и уровень обученности, которые выступают необходимым условием дальнейшего движения в содержании усваиваемого.
Таким образом, познавательная мотивация выступает не столько проявлением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных условий деятельности. Возможности формирования у учащихся такой мотивации создаются при использовании педагогом способов активации познавательной деятельности.
Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность Интерес Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса.
В тоже время, воспитание устойчивого познавательного, творческого интереса - процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого к все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу который становится свойством личности.
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности [2].
Предмет информатики характеризуется следующими особенностями:
· Непосредственный интерес к изучению информатики и владению компьютером и коммуникационными технологиями;
· Повышенное эмоциональное состояние учащихся на уроках информатики.
· Стремительность развития компьютерной техники, соответственно и быстрота устаревания информации, отсюда необходимость поддержания знаний на современном уровне.
· Использование ИКТ и инновационной деятельности при обучении информатике, что экономит время на подготовку к уроку, делает сам урок нагляднее и эффективнее и высвобождает время на уроке для индивидуальной работы с учащимися.
· Снижение возрастных норм в изучении предмета, знание психологических особенностей школьников на разных ступенях обучения.
· Уменьшение численности учащихся на уроке информатики за счет деления класса на группы, что способствует к использованию личностного подхода в обучении.
В процессе формирования познавательного интереса у учащихся при обучении информатике и ИКТ выделяют следующие этапы:
Первый этап - учащемуся первый раз приходится работать за компьютером. Компьютер представляет для них интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом у учащихся присутствует страх. Поэтому на первом этапе необходимо дать школьникам основные, самые первые навыки по работе на компьютере
Второй этап - учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером, поэтому им становится интересно просто выполнять какие-то действия, а также продемонстрировать всем, что он что-то умеет. На данном этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть еще очень много возможностей.
Третий этап - учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы. Поэтому необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне.
Четвертый этап - знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям, навыкам, приобретенным ребятами на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Учащиеся смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах.
Программа «Мастерская Знаний в Информатике» рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут. Содержание предмета отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не требует от обучающихся дополнительных знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Включение внеурочной деятельности со 2 класса помогает ребятам в дальнейшем использовать свои знания и умения в старших классах, поскольку в конце 9-го класса они будут выполнять проектную деятельность по предметам. Развитие познавательного интереса на начальной ступени поможет им и в дальнейшем воплощать свои задуманные идеи в творческие и интересные проекты по различным предметам, используя воображение, мышление и опыт прошлых лет.
Основные принципы реализации программы: (совпадают с основными принципами, названными в образовательной программе школы)
• гуманитаризация процесса образования,
• открытости образовательного учреждения.
• взаимодействия субъектов образования,
• демократизация деятельности,
• соответствие образовательным потребностям школьников,
• научность и интегративность в организации обучения,
• преемственность и систематичность в содержании образования,
• информатизации образовательного процесса,
• продвигающего мотивированного обучения,
• вариативность, индивидуализация и дифференциация в образовании,
Каждый ученик на своей ступени обучения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями может знать (понимать), уметь использовать полученные знания в практической деятельности и в повседневной жизни, для саморазвития и дальнейшего обучения согласно ФГОС РФ и целям лицея. Непременным является усвоение обучающимися обязательного минимума содержания программы, овладения ключевыми компетенциями.
Оценка достигнутых результатов (личностных и метопредметных) осуществляется с помощью пакета диагностических методик и критериев, а также через наблюдение; предметные результаты оцениваются с помощью контрольных работ. Все результаты заносятся в таблицы фиксации результатов с последующим количественным и качественным анализами. Все полученные результаты фиксируются в листах наблюдений.
Программа состоит из 4-х основных разделов:
1. Отличительные признаки и составные части предметов.
2. План действий и его описание.
3. Множества.
4. Логические рассуждения.
Я приведу фрагменты презентаций из каждого раздела:
Слайды № 7- 14.
Тема данного урока: « Признаки предметов»
Слайды № 15 - 19
Тема данного урока: «Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево»»
Слайды № 20 – 24
Тема данного урока: «Вложенность множеств»
Слайды № 25 – 29
Тема данного урока: «Графы»
Для развития познавательных и творческих интересов на уроках информатики и ИКТ учителю необходимо учитывать следующие факторы:
· обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Если же дети не подготовлены к решению учебной задачи, они не смогут полноценно включиться в учебную деятельность;
· исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;
· комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;
· обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими учащимися упражнений и заданий;
· обучение школьников рациональным способам умственной работы;
· эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность;
· стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;
· на каждом занятие учащимся должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;
· организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;
· построение занятий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.
Таким образом, успех в работе по развитию познавательной и творческой активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат определяется позитивным характером взаимного понимания и уважения. Учителю важно уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он сможет оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.
4