СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательного интереса учащихся через исследовательскую деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание педагогического опыта

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса учащихся через исследовательскую деятельность.»

Описание передового педагогического опыта

Тема опыта: Развитие познавательного интереса учащихся через исследовательскую деятельность.

1.Условия возникновения и становления опыта.

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много.

Цель обучения в начальной школе - создать платформу для получения знаний в средней и старшей школе, научиться учиться,  приобрести основные учебные навыки и выработать эффективные стратегии познания. При этом естественным образом возникают противоречия:

- Между традиционными методами преподавания и активными средствами и приемами работы, стимулирующей познавательный интерес школьников;

- Между необходимостью приобретать знания и несформированностью навыков самостоятельной работы.

Все это и определило выбор темы моего педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся через исследовательскую деятельность».

2.Актуальность опыта.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.

Изучив материалы по данной теме, я решила попробовать использовать исследовательскую деятельность в учебно–воспитательном процессе, начиная с 1 класса. Актуальность представленного опыта связана с тем, что одной из проблем, остро волнующей учителей, является вопрос, как развивать у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационную сферу ребенка.

По результатам исследования уровня развития предпосылок к учебной деятельности учащихся проводимой в октябре месяце 2009 года в 1 «Б» классе я увидела, что только у 46% (11 человек) внутренняя позиция школьника сформирована, пограничная позиция школьник – дошкольник – 5 чел. – 21 %, пограничная позиция дошкольник - школьник –– 3 чел. – 13 %, а у 20% (5 человек) – позиция дошкольник. Детей привлекают в большей мере внешние атрибуты школьной жизни – разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.д. Но любому из этих внешних мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию начиная с первого класса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Исследовательская деятельность является надежным фактором мотивации, потому что наилучшим образом стимулирует учащихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая возможность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании которое по душе.

Детская исследовательская деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения.

3. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках и во внеурочное время исследовательской деятельности. Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к учёбе через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, сознательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности. Чтобы младший школьник мог участвовать в исследовательской деятельности, он должен приобрести умения: уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, выдвигать гипотезу, обладать способностью, планировать работу и прогнозировать результаты.

Моя личная концепция, как автора данного опыта, состоит в оптимальном сочетании традиционных и исследовательских методов обучения, предусматривающих применение элементов разноуровневого обучения. Для формирования исследовательских умений младших школьников необходимы следующие условия:

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования я провожу на уроках окружающего мира, чтения, математики.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Психологический комфорт. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок.

Учет возрастных особенностей. Исследовательская деятельность должна осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Практическая значимость проектно-исследовательской деятельности заключается в том, что

- открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка;

-стимулирует детское творчество и самостоятельность, потребность ребенка в самореализации, самовыражении;

- выводит процесс обучения и воспитания ребенка из стен школы в окружающий мир;

- повышает интерес к учёбе;

- меняет отношение учащихся к учебному процессу, заменяя использование готового учебного материала самостоятельным поиском нового;

- реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное;

- ведет ребенка по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

4. Длительность работы над опытом

Разработка опыта продолжалась три года, в течение которых уточнялись и корректировались отдельные моменты, тщательно изучалась динамика роста качества знаний учащихся.

I этап – подготовительный - Анализ теории и практики внедрения исследовательской деятельности на уроках, осознание актуальности проблемы, выделение объекта исследования. Определение целей и задач, разработка уроков и внеклассных мероприятий с основой на парную и групповую работу.

II этап – основной: создание методических разработок уроков с использованием исследовательской деятельности; ведение мониторинга; апробация и моделирование содержания с корректировкой действий.

III этап – заключительный: описание опыта работы;

обобщение и распространение опыта на уровне школы, района:

-выступление на ШМО «Исследовательская деятельность младших школьников»;

- выступление на районном семинаре.

5.Технология опыта

Технологическая сторона моего опыта «Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках посредством исследовательской деятельности» предполагает постановку следующей цели: развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Опыт направлен на достижение следующих задач:

- научить работать с научно-популярной литературой, привития навыков работы с различного рода информацией и разными источниками ее получения;

- научить самостоятельно приобретать новые знания и применять их на практике;

- развивать познавательный интерес учащихся, интерес к исследованию окружающей среды.

- внедрение познавательной самостоятельной деятельности на учебном занятии, при выполнении домашнего задания, во внеурочной деятельности через учебное исследование.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

-теоретические: анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

-общенаучные: педагогическое наблюдение, беседы с учащимися, анализ результатов деятельности учащихся, изучение компьютерных программных продуктов, предназначенных для обучения в начальных классах, изучение и анализ опыта использования средств информационных технологий в обучении учащихся;

- статистические: обработка результатов педагогического опыта.

Эффективно реализованы следующие исследовательские работы:

Работы, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления: умения ставить задачу, выдвигать гипотезу, планировать деятельность по заданной теме, проводить простейшие наблюдения за живой и неживой природой («Снег и лёд», «Аквариум и его обитатели»).

Творческие проекты («Литературный журнал. Времена года», концерт-поздравление мам), которые позволили детям проявить и развить свои творческие способности и коммуникативные умения;

Ролевые, игровые исследовательские проекты, позволяют младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем («Копилка игр», «Игры народов мира»); 

Ознакомительно-ориентировочные (информационные), которые предполагают аналитическую работу с полученной информацией («Курение – вред или польза», «Витаминка»). 

Практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением поделок, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость («Мой замок», «Моя кукла», изготовление сувениров к празднику мам).

6. Результативность

Сделаю выводы о результатах моей работы на данный момент. Применение исследовательской деятельности на уроках позволило мне:

- Совершенствовать традиционные методы обучения;

- Реализовывать личностный и дифференцированный подходы в обучении;

- Повысить мотивацию обучения, а как следствие, качество знаний.

Исследование уровня развития умения устанавливать логические связи и закономерности (результаты в %).

Исследование уровня развития наглядно-образного мышления (результаты в %).


Исследование уровня развития концентрации внимания

(результаты в %).

Опыт работы показал, что у учащихся повышается мотивация к учёбе, что позволяет утверждать, что эффективность такой работы очевидна.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме.

7. Диапазон опыта

Опыт «Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках посредством исследовательской деятельности» предоставляет возможности реализации развивающих, проблемных технологий, использование информационно-коммуникационных технологий, Интернет ресурсов, электронных учебников. Часто изучение нового материала начинается с постановки перед учащимися проблемы, которая решается преподавателем с привлечением учащихся. Учащиеся "сталкиваются" с трудностями, у них возникает желание найти способы преодоления их, исследовать проблему, желание приобрести новые, недостающие знания. Усвоение нового материала тогда становится для учащихся мотивированным процессом, вызывающим внимание, сосредоточенность и активно.

Доступность опыта состоит в том, что он может быть успешно использован учителями начальных классов для повышения уровня индивидуального развития каждого учащегося, повышения его познавательной активности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!